Содержание
ВВЕДЕНИЕ6
1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ9
1.1. Общая характеристика МДОУ ДСОВ №16 «Снежинка»9
1.2. Технико – экономические показатели и их анализ13
1.3. Финансовые показатели и их анализ16
1.4. Организация бухгалтерского учета, налогообложения, анализа и аудита в МДОУ ДСОВ №16 «Снежинка»24
1.5. Выбор темы дипломной работы36
1.6. Характеристика платных услуг МДОУ ДСОВ №16 «Снежинка»37
2. НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАТНЫХ УСЛУГ ПЛАТНЫХ УСЛУГ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ40
3. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ48
3.1. Анализ договорных отношений на платные образовательные услуги48
3.2. Составление смет и определение цены на платные услуги50
3.3. Разработка систем бухгалтерского учета и налогообложения платных образовательных услуг55
4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЛАТНЫХ УСЛУГ В МДОУ ДСОВ № 16 «СНЕЖИНКА»59
4.1. Определение единовременных и текущих затрат59
4.2. Расчет пороговых показателей эффективности платных услуг61
4.3. Совершенствование организации предлагаемых платных услуг65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ73
ПРИЛОЖЕНИЯ77
Выдержка из текста работы
1.5. Формирование цен на платные услуги. Использование прибыли, полученной от реализации услуг. Контроль за дополнительной финансовой деятельностью дошкольного учреждения………………………………..……18
Вывод по первой главе………………………………………………………….20
Глава II. Анализ организации дополнительных образовательных услуг в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида №36 «Василек» г. Вологда…………………….…..22
2.1. Общая характеристика МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №36 «Василек» г. Вологда………………………………………….…….22
2.2. Основные направления организации платных дополнительных образовательных услуг в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №36 «Василек» г. Вологда……………………………………………………………27
Вывод по второй главе……………………………………………………….…35
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы……………………………………………………………….38
Приложения………………………………………………………………………40
Введение
В условиях перехода к рынку образовательные учреждения оказались слабо защищенными в экономическом отношении, несмотря на государственную поддержку. Установленный размер государственного финансирования дает образовательным учреждениям лишь вполне определенные шансы выжить, но этого недостаточно, образовательному учреждению заниматься постоянным развитием.
Проблема финансирования системы образования выдвигается в последние годы на передний план и связывается, в первую очередь, с недостаточными объемами средств, выделяемых для финансирования образования в бюджетах различных уровней.
В этих условиях все большую актуальность приобретает проблема привлечения внебюджетных средств, что в большинстве случаев связывается с повышением результативности образования при одновременном сохранении его доступности для населения. Проблема недостатка финансовых ресурсов в отрасли поставила вопрос о соотнесении затрат с получаемыми результатами, выборе более экономичных вариантов расходования средств, привлечения дополнительных источников финансирования.
Для рынка образовательных услуг характерна своя специфика, поскольку качество образовательной услуги как товара нельзя в полной мере оценить даже в процессе его потребления, не говоря уже о предварительной оценке. Кроме того, качество образовательных услуг зависит напрямую не только от условий их производства, но и от индивидуальных способностей детей, принятых на обучение.
Вместе с тем, образовательные услуги — это высоколиквидный и социально значимый товар.
Важным стимулом для развития рынка образовательных услуг стала возможность использования заработанных средств от оказания платных образовательных услуг без налогообложения (изъятие налога на прибыль) в течение бюджетного года.
Средства, поступающие от оказания платных образовательных услуг, дают возможность дошкольному учреждению решить проблемы «ежедневного» финансирования: обеспечение функционирования оргтехники, покупка методической литературы, канцелярских принадлежностей, расходных материалов, бумаги, дисков и т.п.; приобретение товаров для хозяйственных нужд, для организации воспитательно-образовательного процесса.
Теоретической основой являются концептуальные положения о развитии личности в дополнительном образовании (В.А. Березина, А.К. Бруднов, В.А. Горский, М.Б. Коваль); теории формирования всесторонне развитой личности, разработанной классиками отечественной педагогики (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий); идея развития дошкольного воспитания на базе учреждений дошкольного образования (А.Я. В.И. Андреев, А.И. Щетинская); исследования в области повышения квалификации и развития уровня профессионализма педагога дополнительного образования (В.Г. Бочарова, М.А. Валеева, И.В. Калиш).
Цель: совершенствование организации дополнительных платных образовательных услуг на примере Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №36 «Василек» г. Вологда. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические аспекты становления и функционирования системы платного дополнительного образования детей;
2. определить нормативно-правовую базу и перечень документов, необходимых для организации дополнительных образовательных и оздоровительных платных услуг;
3. изучить организацию работы дошкольного учреждения по развитию платных дополнительных услуг;
4. исследовать организацию дополнительных платных образовательных услуг в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида №36 «Василек» г. Вологда.
Объект исследования — дополнительные платные образовательные услуги в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: пути совершенствования системы дополнительного образования детей в дошкольном образовании.
В качестве методов исследования были использованы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой теме; изучение педагогического опыта учреждений дополнительного образования детей с помощью наблюдения, опроса, тестирования, анализ опытно-экспериментальной деятельности, эмпирические исследования, включающие анкетные опросы.
Методологической основой исследования послужил анализ существующих проблем развития системы дополнительных образовательных услуг в работах отечественных и зарубежных авторов посвященные проблемам развития учреждений дополнительного образования, формам и методам совершенствования их деятельности.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №36 «Василек» г. Вологда.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Глава I. Теоретические аспекты функционирования системы платного дополнительного образования
1.1. Платные образовательные услуги как результат перехода работы дошкольных учреждений на новый хозяйственный механизм
Дополнительное образование — важнейшая составляющая образовательного процесса, в котором пересекаются интересы родителей, самих ребят; обеспечивающая свободный выбор видов и сфер деятельности, ориентацию на личностные интересы, потребности, способности; формирующая умение анализировать ситуацию, ставить цель.
В настоящее время у дошкольных образовательных учреждений появилась возможность привлечения дополнительного финансирования за счет оказания учреждением платных дополнительных услуг.
В детском саду их могут получать дети, как посещающие, так и не посещающие его, что позволяет увеличить охват детей дошкольного возраста. Тем самым, дошкольное учреждение решает актуальную задачу, поставленную Правительством Московской области по сокращению очередности в детские сады.
Каждое дошкольное учреждение должно сегодня постоянно доказывать свою привлекательность, необходимость. В связи с этим возникает задача — обеспечить доступность образовательных услуг детских садов для семей с разным уровнем доходов, повысить конкурентоспособность дошкольного учреждения, повысить профессионализм педагогического коллектива. Пребывание детей в группах кратковременного пребывания позволяет легко адаптироваться к условиям детского сада и обеспечивает раннюю их социализацию.
Платные услуги — хороший источник привлечения дополнительных средств. В статье 45 Закона «Об образовании» определено, что образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. При этом платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.
После выхода нового Закона «Об образовании» и вошедших в него дополнений и изменений, руководитель образовательного учреждения имеет возможность быстро реагировать на изменения финансово-хозяйственной деятельности, проявляя самостоятельность. Это позволяет:
— более активно участвовать в планировании и распределении поступающих на расчетные счета финансовых средств;
— сохранить стабильность работы образовательного учреждения, учитывая то, что финансирование производится не всегда в полном объеме;
— вести поиск дополнительных резервов через развитие платных услуг;
— повышать ответственность за расходованием средств;
— составлять оптимальную смету образовательного учреждения;
— повысить качество образования, зависящее от внутренней эффективности использования ресурсов (доходы, издержки, затраты и т. д.)
Услуги, оказываемые за пределами требований государственных Программ воспитания и обучения, являются дополнительными. В ДОУ они представлены бесплатно и платно. Организованы различные кружки, студии по интересам. В последнее время значительно расширился спектр дополнительных услуг, который предлагает ДОУ детям и родителям. Здоровье воспитанников имеет решающее значение для достижения оптимально здорового общества. В период дошкольного возраста определяется дальнейшее отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. В последние годы возросла нагрузка, увеличился поток поступающей информации. Все это обязывает быть требовательными к укреплению и сохранению состояния здоровья подрастающего поколения. Поэтому в ДОУ уделяется много внимания оздоровительным и медицинским услугам. Это могут быть: массаж, кислородные коктейли, фитотерапия, физиопроцедуры, дыхательная и артикуляционная гимнастика, коррекция речи, художественная гимнастика, ритмика, спортивные танцы.
Основными целями политики ценообразования являются расширение рынка услуг, сохранение конкурентоспособности, спрос на данную услугу.
Низкие цены за дополнительные услуги определяются за счет «оборота» большого количества потребителей, если все дети в МДОУ пользуются образовательными и медицинскими услугами.
Задачи базовых услуг:
— Интеллектуальное, эстетическое, физическое развитие детей.
— Создать условия для укрепления здоровья детей.
— Коррекция развития детей.
Любая семья имеет возможность выбрать новую модель образовательного учреждения, в том числе и дополнительное образование.
Высокий уровень квалификации кадров — это фактор, способствующий повышению оплаты труда работников, поднятию популярности МДОУ среди родителей, а значит и увеличению численного состава воспитанников.
1.2. Нормативно-правовая основа организации платных дополнительных в дошкольном учреждении
Главная особенность управления современным дошкольным образовательным учреждением заключается в том, что руководитель в ДОУ вынужден привлекать к решению проблем своего детского сада различные социальные институты, с целью обеспечения стабильного функционирования и развития образовательного учреждения. Существующая практика использования внебюджетных средств не всегда основана на нормативных актах. Вопросы привлечения дополнительных денежных средств на законной основе остаются актуальными. Знание руководителем ДОУ федеральных нормативно-правовых документов, регулирующих правоотношения, возникающие между образовательным учреждением и жертвователем, а также формирование нормативного поля в ДОУ для привлечения внебюджетных средств, являются очень важными и необходимыми для защиты руководителя от конфликтных ситуаций с правоохранительными органами.
В ДОУ законными возможностями привлечения дополнительных денежных средств, иного имущества и услуг являются:
? предоставление платных дополнительных образовательных услуг;
? использование благотворительной деятельности граждан и организаций;
? заключение договоров дарения и пожертвования.
Поступающие в ДОУ внебюджетные средства и их расходование регламентируются соответствующими нормативно — правовыми актами.
Основными из них являются:
? Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 № 145-ФЗ;
? Гражданский кодекс РФ от 30.11.94 № 51 — ФЗ (часть первая), от 26.01.96 № 14 — ФЗ (часть вторая);
? Налоговый кодекс РФ от 05.08.00.№ 117 — ФЗ (часть вторая);
? Закон РФ от 10.07.92 №3266-1 «Об образовании»;
? Закон РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
? Федеральный закон от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе»;
? Федеральный закон от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;
? Постановление Правительства РФ от 05.07.01 № 505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг».
Для успешной работы по привлечению внебюджетных средств необходимо:
? заинтересовать коллектив, каждое подразделение, каждого сотрудника,
? сформировать нормативную базу, определяющую порядок и последовательность действий,
? получить лицензию, для предоставления платных образовательных услуг.
? в……..