Выдержка из текста работы
Однойиз основныхзадач нашегообщества, встающихперед системойсовременногообразования, является формированиекультуры личности.Актуальностьэтой задачисвязана с пересмотромсистемы жизненныхи художественно-эстетическихценностей.Формированиекультурыподрастающегопоколенияневозможнобез обращенияк художественнымценностямнакопленныхобществом впроцессе своегосуществования.Таким образом, становитсяочевиднанеобходимостьизучения основистории искусств.
Длятого чтобынаиболее полнопонять искусствоопределеннойэпохи необходимоориентироватьсяв искусствоведческойтерминологии.Знать и пониматьсуть каждогоиз видов искусств.Только в случаевладениякатегориально-понятийнойсистемой человексможет наиболееполно осознатьэстетическуюценность памятниковискусства.
Искусство(творческоеотражение, воспроизведениедействительностив художественныхобразах.) существуети развиваетсякак системавзаимосвязанныхмежду собойвидов, многообразиекоторых обусловленомногогранностьюсамого (реальногомира, отображаемогов процессехудожественноготворчества.
Видыискусства — этоисторическисложившиеся, формы творческойдеятельности, обладающиеспособностьюхудожественнойреализациижизненногосодержанияи различающиесяпо способамее материальноговоплощения(слово в литературе, звук в музыке, пластическиеи колористическиематериалы визобразительномискусстве ит. д.).
В современнойискусствоведческойлитературесложилисьопределеннаясхема и системаклассификацииискусств, хотяединой до сихпор нет и всеони относительны.Наиболеераспространеннойсхемой являетсяего делениена три группы.
В первую- входят пространственныеили пластическиевиды искусств.Для этой группыискусств существеннымявляетсяпространственноепостроениев раскрытиихудожественногообраза — Изобразительноеискусство, Декоративно-прикладноеискусство, Архитектура, Фотография.
Ковторой группеотносятсявременные илидинамическиевиды искусств.В них ключевоезначение приобретаетразвертывающаясяво временикомпозиция- Музыка, Литература.
Третьюгруппу представляютпространственно-временныевиды, которыеназываютсятакже синтетическимиили зрелищнымиискусствами- Хореография, Литература, Театральноеискусство, Киноискусство.
Существованиеразличных видовискусств вызванотем, что ни одноиз них своимисобственнымисредствамине может датьхудожественнуювсеобъемлющуюкартину мира.Такую картинуможет создатьтолько всяхудожественнаякультура человечествав целом, состоящаяиз отдельныхвидов искусства.
Изобразительноеискусство-группавидов художественноготворчества, воспроизводящихвизуальновоспринятуюдействительность.Произведенияискусства имеютпредметнуюформу, не изменяющуюсяво времени ипространстве.К изобразительномуискусствуотносятся: живопись, графика, скульптура.
А) ГРАФИКА
Графика(в переводе сгреческого- «пишу, рисую»)- это, преждевсего рисуноки художественныепечатные произведения(гравюра, литография).Она основанана возможностяхсозданиявыразительнойхудожественнойформы путемиспользованияразных по окраскелиний, штрихови пятен, наносимыхна поверхностьлиста.
Графикапредшествовалаживописи. Вначалечеловек научилсязапечатлеватьочертания ипластическиеформы предметов, потом различатьи воспроизводитьих цвета и оттенки.Овладениецветом былоисторическимпроцессом: невсе цвета былиосвоены сразу.
Спецификаграфики — линейныесоотношения.Она, воспроизводяформы предметов, передает ихосвещенность, соотношениесвета и тении т. д. Живописьзапечатлеваетреальные соотношениякрасок мира, в цвете и черезцвет она выражаетсущество предметов, их эстетическуюценность, выверяетих общественноеназначение, их соответствиеили противоречиеокружающему.
В процессеисторическогоразвития врисунок и впечатную графикустал проникатьцвет, и теперьуже к графикеотносят и рисунокцветными мелками- пастель, и цветнуюгравюру, и живописьводяными красками-акварель игуашь. В различнойлитературепо искусствознаниюсуществуютразличные точкимнения по поводуграфики. В однихисточниках: графика — этовид живописи, а в других — этоотдельныйподвид изобразительногоискусства.
Б) ЖИВОПИСЬ
Живопись- плоскостноеизобразительноеискусство, спецификакоторого заключаетсяв представлениипри помощикрасок, нанесенныхна поверхностьизображениереального мира, преобразованныхтворческимвоображениемхудожника.
Живописьподразделяетсяна:
— монументальную- фреска (от итал.Fresco) — живопись посырой штукатуркекрасками разведеннымина воде и мозаика(от французскогоmosaiqe) изображениеиз цветныхкамней, смальты(Смальта — цветноепрозрачноестекло.), керамическихплиток.
— станковую(от слова «станок»)- полотно котороесоздается намольберте.
Живописьпредставленаразнообразнымижанрами (Жанр(французскоеgenre, от лат. genus, родительныйпадеж generis — род, вид) — художественное, историческисложившеесявнутреннееподразделениево всех видахискусства.):
— Портрет- основная задачапередатьпредставлениео внешнем обликечеловека, раскрытьвнутренниймир человека, подчеркнутьего индивидуальность, психолого-эмоциональныйобраз.
— Пейзаж- воспроизводитокружающиймир во всеммногообразииего форм. Изображениеморского пейзажаопределяетсятермином маринизм.
— Натюрморт- изображениепредметов быта, орудий труда, цветов, фруктов.Помогает понятьмировоззрениеи уклад определеннойэпохи.
— Историческийжанр — рассказываетоб историческиважных моментахжизни общества.
— Бытовойжанр — отражаетповседневнуюжизнь людей, нрав, обычаи, традиции тогоили иного этноса.
— Иконопись(в переводе сгреческого«молитвенныйобраз») — основнаяцель направитьчеловека напуть преображения.
-Анимализм- изображениеживотного, какглавного герояхудожественногопроизведения.
В XX в.характер живописименяется подвлиянием средствтехническогопрогресса(появлениефото- и видеоаппаратуры), что приводитк появлениюновых формискусства — Мультимедийноеискусство.
В) СКУЛЬПТУРА
Скульптура- пространственно- изобразительноеискусство, осваивающеемир в пластическихобразах.
Основнымиматериалами, применяемымив скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. Насовременномэтапе развитияобщества, техногенногопрогрессарасширилоськоличествоматериалов, используемыхдля созданияскульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.
Существуетдве основныеразновидностискульптуры: объемная трехмерная(круговая) ирельеф:
— горельеф- высокий рельеф,
— барельеф- низкий рельеф,
— контррельеф- врезной рельеф.
Поопределениюскульптурабывает монументальная, декоративная, станковая.
Монументальная- используетсядля украшениеулиц и площадейгорода, обозначенияисторическиважных мест, событий и т.п.К монументальнойскульптуреотносятся:
— памятники,
— монументы,
— мемориалы.
Станковая- рассчитанана осмотр сблизко расстоянияи предназначенадля украшениявнутреннихпомещений.
Декоративная- используетсядля украшениябыта (предметымелкой пластики).
Техники изобразительного искусства
Техникаживописи — совокупностьприемов использованияхудожественныхматериалови средств.
Традиционныетехники живописи: энкаустика, темперная, настенная(известковая), клеевая и другихтипов. С XV векастановитсяпопулярнойтехника живописимаслянымикрасками; в XXвеке появляютсясинтетическиекраски со связующимвеществом изполимеров(акрилик, винилики др.). Гуашь, акварель, китайскуютушь и полурисовальнуютехнику — пастель— также относятк живописи.
Акварель
Акварель- живописьакварельнымикрасками. Основноекачество акварели- прозрачностьи воздушностьизображения.
Акварель— одна из сложнейшихживописныхтехник. Кажущиесяпростота илегкость рисованияакварельюобманчива.Акварельнаяживопись требуетмастерствавладения кистью, мастерствавидения тонаи цвета, знаниязаконов смешиванияцветов и нанесениякрасочногослоя на бумагу.В акварелисуществуетмножествоприемов: работапо сухой бумаге, работа по сыройбумаге («A la Prima»), использованиеакварельныхкарандашей, туши, многослойнаяживопись, работасухой кистью, заливка, смывание, использованиемастихина, соли, применениесмешаннойтехники.
Акварель, несмотря накажущиесяпростоту илегкость рисования, сложнейшаяживописнаятехника. Акварельнаяживопись требуетмастерствавладения кистью, мастерствавидения тонаи цвета, знаниязаконов смешиванияцветов и нанесениякрасочногослоя на бумагу.
Дляакварельнойработы бумагаявляется однимиз важнейшихматериалов.Важно ее качество, тип, рельеф, плотность, зернистость, проклейка. Взависимостиот качествбумаги акварельныекраски по-разномунаносятся набумагу, впитываются, высыхают.
В акварелисуществуетмножествохудожественныхприемов: работапо сырой бумаге(«A la Prima»), работапо сухой бумаге, заливка, смывание, использованиеакварельныхкарандашей, туши, работасухой кистью, использованиемастихина, соли, многослойнаяживопись, применениесмешаннойтехники.
Техникапо мокромуиспользуетрастеканиеакварели исоздает необычныецветовые эффекты.Использованиеэтого приематребует знаниястепени влажностибумаги и опытаиспользованиясамого приема.
Заливка- очень интересныйприем в акварели.Плавные переходыцветов позволяютэффектно изображатьнебо, воду, горы.
Мастихиниспользуетсяне только вживописи маслом, но и в акварельнойживописи. Мастихиномможно подчеркиватьочертания гор, камней, скал, облаков, морскихволн, изображатьдеревья, цветы.
Впитывающиесвойства солииспользуютсядля полученияинтересныхэффектов вакварели. Спомощью солиможно украситьлуг цветами, получить подвижнуювоздушную средув картине, движущиесятональныепереходы.
Многослойнаяживопись насыщеннапо цвету. Вмногослойнойживописи используютсявсе художественныеприемы работыс акварелью.
Карандаш
Карандаш- материал длярисования.Различаюткарандашичернографитныеи цветные. Рисуноккарандашомвыполняетсяна бумаге сиспользованиемштриховки, тональныхпятен, передачисветотени.
Акварельныекарандаши — видцветных карандашей, водорастворимы.Приемы использованияакварельныхкарандашейразнообразны: размываниерисунка акварельнымкарандашомводой, работанамоченнымв воде акварельнымкарандашом, работа карандашомпо мокрой бумаге, и др.
рисуноквыполнятьсложнее.
С помошьюкарандаша можнополучить бесконечномного оттенков, градаций тона.В рисункеиспользуютсякарандаширазличные постепени мягкости.
Начинаютработу надграфическимрисунком сконструктивногорисунка, т.е.рисунка внешнихконтуров предметас использованиемлиний построения, обычно карандашомсредней мягкостиH, HB, B, F, далее в тоновомрисунке, в которомуже отсутствуютлинии контуровпредметов, аграницы предметовобозначаютсяштриховкой, при необходимостииспользуютболее мягкиекарандаши.Самый твердыйэто 9H, самый мягкий9B.
В рисункекарандашомжелательнокак можно меньшеделать исправленийи аккуратноиспользоватьстирательнуюрезинку, чтобыне оставитьпятна, так рисунокбудет выглядетьсвежим и аккуратным.Растушевкойв карандашномрисунке лучшене пользоватьсяпо тем же причинам.Для нанесениятона применяетсяприем штриховки.Штрихи могутбыть различнымипо направлению, длине, разряженности, нажиму карандаша.Направлениештриха (горизонтальное, вертикальное, наклонное)определяетсяформой, размерамипредмета, движениемповерхностив рисунке.
Портреткарандашомполучаетсяочень реалистичными наполненнымсветом. Ведьс помощью карандашаможно передатьмножествооттенков, глубинуи объемностьизображения, переходы светотени.
Рисуноккарандашомзакрепляетсяфиксативом, так рисунокне теряет своючеткость, неразмазываетсядаже при егокасании рукойи сохраняетсянадолго.
Масло
Живописьмаслом на холсте- самая популярнаятехника живописи.Живопись масломдает мастерубезграничноечисло способовизображенияи передачинастроенияокружающегомира. Пастозныеили воздушныепрозрачныемазки, сквозькоторые виденхолст, созданиерельефа мастихином, лессировка, использованиепрозрачныхили кроющихкрасок, различныевариации смешиванияцветов — всеэто многообразиеприемов живописимаслом позволяетхудожнику найтии передатьнастроение, объем изображаемыхпредметов, воздушнойсреды, создатьиллюзию пространства, передать богатствооттенков окружающегомира.
Маслянаяживопись имеетсвою особенность- картина пишетсяв несколькослоев (2-3), каждомуслою необходимовысохнутьнесколько днейв зависимостиот используемыхматериалов, поэтому обычнокартина масломпишется отнесколькихдней до несколькихнедель.
Наиболееприемлемымдля маслянойживописи являетсяльняной холст.Льняное полотнопрочное, отличаетсяживой фактурой.Льняные холстыбывают различнойзернистости.Для портретаи живописи сдетальнойпрорисовкойиспользуютмелкозернистый, более гладкийхолст. Крупнозернистыйхолст подойдетдля живописис выраженнойфактурой (камни, скалы, деревья), пастознойживописи иживописи мастихином.Ранее в живописииспользоваласьтехника лессировок, нанесениякрасок тонкимислоями, поэтомушероховатостьльняного слояпридавалакартине изящность.Сейчас в живописичасто используетсятехника пастозныхмазков. Тем неменее, качествохолста важнодля выразительностикартины.
Хлопковыйхолст — прочныйи недорогойматериал, подходитдля живописипастоснымимазками.
В живописимаслом используютсятакже такиеосновы какмешковина, фанера, оргалит, металл, и дажебумага.
Холстыбывают натянутына картон и наподрамник.Холсты на картонетонкие и обычноне бывают большихразмеров, и непревышаютразмера 50*70. Онилегкие и удобныев транспортировке.Холсты на подрамникеболее дорогие, готовые холстына подрамникемогут достигатьразмера 1,2м на1,5м. Законченнаякартина оформляетсяв раму.
Передработой масломхолсты проклеиваюти грунтуют. Этонеобходимодля того, чтобымасляная краскане разрушалахолст, и чтобыкраска хорошолегла на холст.
Картинымаслянымикрасками чащевсего пишут, устанавливаяхолст на мольберте.В маслянойживописи используюттехнику работымастихином.Мастихин — инструментиз гибкой сталив виде ножа илилопатки с изогнутойручкой. Разнаяформа мастихинапомогает добитьсяразличнойфактуры, рельефности, объемности.Мастихиномможно такженаносить ровные, гладкие мазки.Лезвие мастихинаможно такжеиспользоватьдля созданиятонких линий- вертикальных, горизонтальных, хаотичных.
Пастель
Пастель- один из оченьнеобычных видовизобразительныхматериалов.Живопись пастельювоздушна инежна. Тонкостьи изяществотехники пастелипридает картинамживость, где-тосказочностьи волшебство.В технике «сухой»пастели широкоиспользуетсяприём «растушёвки», что придаётэффект мягкихпереходов инежности цвета.Пастель наноситсяна шероховатуюбумагу. Цветбумаги имеетзначение. Фоновыйцвет, проступаясквозь штрихипастели, вызываетопределённоенастроение, ослабляя илиусиливая цветовыеэффекты рисунка.Картины пастельюзакрепляютсяфиксативоми хранятся подстеклом.
Техникапастели приобрелаширокую популярностьи достигласвоего расцветав XVIII веке. Пастельобладает свойствомпридаватьлюбому сюжетунеобыкновеннуюмягкость инежность. Вэтой техникеможно делатьлюбые сюжеты– от пейзажейдо рисунковлюдей.
Преимуществапастели — в большойсвободе дляхудожника: онапозволяетснимать и перекрыватьцелые живописныеслои, в любоймомент прекращатьи возобновлятьработу. Пастельсоединяетвозможностиживописи ирисунка. Еюможно рисоватьи писать, работатьштриховкойили живописнымпятном, сухойи мокрой кистью.
Приемыработы пастельюразнообразны.Пастельныештрихи втираютсяпальцами, специальнымирастушками, кожаными валиками, шелковымиквадратнымищеточками-кистями, мягкими тампонами.Техника пастелиочень тонкаяи сложная всвоих наложенияхпастельной«лессировкой»цвета на цвет.Пастель накладываетсяпятнами, штрихами, лессировками.
Дляработы пастельнымикарандашаминеобходимыоснования, удерживающиепастель, препятствующиеее осыпанию.Пастелью работаютна шероховатыхсортах бумаги, таких как «торшон», ватман, наждачная, на рыхлом, ворсистомкартоне, замше, пергаменте, холсте. Наилучшимоснованиемявляется замша, на которойнаписаны некоторыеставшие классическимипроизведения.Рисунки пастельюзакрепляютспециальнымификсативами, препятствующимиосыпанию пастели.
Непревзойденныммастером пастелибыл Эдгар Дега.Дега обладалострым глазоми непогрешимымрисунком, чтопозволило емудобиться впастели невиданныхэффектов. Никогдаеще рисункипастелью небыли так трепетны, виртуознонебрежны и такдрагоценныпо цвету. В своихпоздних работах, напоминающихпраздничныйкалейдоскопогней, Э.Дегабыл одержимжеланием передатьритм и движениесцены. Чтобыпридать краскамособый блески заставитьих светиться, художник растворялпастель горячейводой, превращаяее в некое подобиемасляной краски, и кистью наносилее на холст. Вфеврале 2007-гона аукционеSotheby’s в Лондонепастель Дега«Три танцовщицыв фиолетовыхюбках» былапродана за $7,87 млн. В Россиив
пастелиработали такиемастера, какРепин, Серов, Левитан, Кустодиев, Петров-Водкин.
Сангина
Цветоваягамма сангины, материала длярисования, откоричневогодо близкогок красному. Спомощью сангиныхорошо передаютсятона человеческоготела, поэтомувыполненныесангиной портретывыглядят оченьестественно.Техника рисункас натуры с помощьюсангины известнаначиная с эпохиВозрождения(Леонардо даВинчи, Рафаэль).Нередко сангинусочетают суглём или итальянскимкарандашом.Для обеспечениябольшей долговечностирисунки сангинойзакрепляютсяфиксативомили помещаютсяпод стекло.
Сангинаизвестна ещес античности.Именно тогдасангина позволилаввести в рисунокцвет телесногоцвета. Широкоераспространениетехника рисункасангиной получилав Эпоху Возрождения.ХудожникиВозрожденияразработалии широко использовалитехнику «трехкарандашей»: они наносилирисунок сангинойили сепией иуглем на тонированноюбумагу, а затембелым меломвысветлялинужные участки.
Слово«сангина»происходитот латинского«сангвинеус»- «кроваво-красный».Это карандашикрасно-коричневыхтонов. Сангинаизготавливаетсяиз тонкоперетертойжженой сиеныи глины. Какпастель, угольи соус, сангинаявляется мягкимматериалом, которому припроизводствепридается формачетырехгранныхили круглыхмелков.
С помощьюсангины хорошопередаютсятона человеческоготела, поэтомувыполненныесангиной портретывыглядят оченьестественно.
Техникаработы сангинойхарактернасочетаниемшироких мазкови растушевоксо штрихамиостро заточенныхбрусочковсангины. Красивыерисунки сангинойполучаютсяна тонированномфоне, особеннокогда к основномуматериалудобавляютсяуголь и мел(техника «трехкарандашей»).
Длярисунка выбираютсангину такогооттенка, которыйлучше отвечаетособенностямнатуры. Например, обнаженноетело хорошорисовать красноватойсангиной, апейзаж — сангинойсеровато-коричневойили цвета сепии.
Иногдасангину комбинируютс углем, дающимхолодные оттенки.Контраст теплыхи холодныхоттенков придаетособое очарованиетаким работам.
Дляобеспечениябольшей долговечностирисунки сангинойможно закрепитьфиксативомили поместитьпод стекло.
Темпера
Темпера(от латинского«temperare» — соединять)- связующеевещество красок, состоящее изнатуральнойили искусственнойэмульсии. Доусовершенствованиямасляных красокЯ. Ван-Эйком(XV век) средневековаяяичная темперабыла одним изнаиболее популярныхи распространенныхвидов живописив Европе, нопостепенноона утратиласвое значение.
Вовторой половинеXIX века разочарование, наступившеев позднейшеймасляной живописи, послужилоначалом поисковновых связующихвеществ длякрасок, и забытаятемпера, хорошосохранившиесяпроизведениякоторой красноречивоговорят засебя, сновапривлекаетк себе интерес.
Впротивоположностьмасляной живописии стариннойтемпере новаятемпера нетребует отживописцаопределеннойсистемы выполненияживописи, предоставляяему в этом отношенииполную свободу, которую онможет использоватьбез всякогоущерба дляпрочностиживописи. Темперав отличие отмасла быстровысыхает. Темперныекартины, покрытыелаком, по красочностине уступаютмасляной живописи, а в отношениинеизменяемостии долговечности, темперныекраски дажепревосходятмасляные.
Материалыи техники графикиразнообразны, но, как правило, основой являетсябумажный лист.Цвет и фактурабумаги играютбольшую роль.Красочныематериалы итехники определяютсявидом графики.
Станковаяграфика взависимостиот характератехники подразделяетсяна два типа: эстамп и рисунок.
Эстамп — от французскогоestamper — штамповать, оттискивать- оттиск на бумаге.Первоначальноеизображениеделается ненепосредственнона бумаге, а напластине какого-либотвердого материала, с которой потомрисунок печатается, оттискиваетсяс помощью пресса.При этом можнополучить неодин экземпляроттиска, а много, то есть тиражироватьграфическоеизображение.Печатаниеприменяетсяи в прикладнойграфике, в плакате, книжной иллюстрации.Но там печатнаяформа изготавливаетсяс оригинала, выполненногохудожником, фотомеханическим, машинным путем.В станковойже графике дляэстампа печатнаяформа создаетсясамим художником, поэтому получаетсяряд экземпляровподлинныхпроизведений
искусстваодинаковойхудожественнойценности, полностьюсохраняющихживой и непосредственныйотпечатоктворческойработы автора.
Сампроцесс созданияпечатной формыиз какого-либотвердого материала- дерева, металла, линолеума — называетсягравированием(от французскогослова graver — вырезать).Рисунок создаетсяс помощью вырезания, процарапываниякаким-либоострым инструментом- иглой, резцом.Произведенияграфики, отпечатанныес гравировальнойпечатной формы, называют гравюрой.
плоскаягравюра — рисуноки фон находятсяна одном уровне;
выпуклаягравюра — краскапокрываетповерхностьрисунка — рисуноквыше уровняфона;
углубленнаягравюра — красказаполняетуглубления, рисунок нижеуровня фона.
В зависимостиот материала, из которогосоздаетсяпечатная формаразличаютразные видыгравюры:
Литография — печатной формойявляется поверхностькамня (известняка).Камень оченьгладко полируетсяи обезжиривается.Изображениена литографическийкамень наноситсяспециальнойжирной литографическойтушью или карандашом.Камень смачиваетсяводой, далеенакатываетсякраска, пристающаятолько к ранеенанесенномурисунку. Литографияизобретенав 1798 году. В 19 векеполучаетраспространениев станковойи социально-критическойжурнальнойграфике. (Французскийхудожник ОнореДомье: «Опуститезанавес, фарссыгран» 1834г., «УлицаТранснонен,15 апреля 1834 года»1834г., с 1837 по 1851г. — приблизительно30 литографическихсерий — «РоберМанер», «Парижскиетипы», «Добропорядочныйбуржуа», «Деятелиправосудия».)
Альграфия — плоская печать, техника исполненияаналогичналитографии, но вместо камняиспользуетсяалюминиеваяпластина.
Ксилография — гравюра надереве, вырезаетсяспециальнымрезцом. Красканакатываетсяна плоскостьисходной доски.При печати набумаге белымиостаются участки, вырезанныерезцом. Оттискипредставляютсобой контурныйрисунок толстымичерными линиями.Ксилографияпоявилась всредние векав связи с необходимостьюкнигопечатания.(ГерманскиехудожникиАльбрехт Дюрер:«Четыре всадника»1498г. и Ганс ГольбейнМладший сериягравюр «Образысмерти» 1524-1525г.г.)
Линогравюра — гравюра налинолеуме. Потехнике оченьблизка к ксилографии.Линолеум — недорогой, доступныйматериал. Линогравюрыболее простыв исполнениипо сравнениюс ксилографиейиз-за синтетическогопроисхожденияиспользуемогоматериала(однородность, отсутствиемешающих резцуискусственныхволокон).
Гравюрапо металлувыполняетсяна цинке, меди, железе, стали.Гравюра пометаллу делитсяна печать стравлениеми безтравления.Существуетбольшое количествотехник этоговида гравюры- техника сухойиглы (наиболееблизка к авторскойграфике, таккак не имеетбольшого тиража), меццо-тинто(«черная печать»), офорт, акватинта, мягкий лак (илисрывной лак).
Офорт — от французскогоeau-forte — азотнаякислота. Рисунокпроцарапываетсягравировальнойиглой в слоекислотно-упорноголака, покрывающегометаллическуюпластину.Поцарапанныеместа протравливаютсякислотой, аполученноеуглубленноеизображениезаполняетсякраской иоттискиваетсяна бумагу.(Французскийхудожник ЖакКалло: серия«Большие бедствиявойны» 1633г., серия«Низшие» 1622г.)
Сухаяигла — рисунокнаноситсянепосредственнона металл, путемпроцарапыванияострием твердойиглы штриховна поверхностиметаллическойдоски.
Меццо-тинто — от итальянскогоmezzo — средний иtinto — окрашеный.Вид углубленнойгравюры, в которойповерхностиметаллическойдоски гранильникомпридаетсяшероховатость, дающая припечати сплошнойчерный фон.Участки доски, соответствующиесветлым местамрисунка выскабливаются, выглаживаются, полируются.
Акватинта — от итальянскогоaquatinta — метод гравирования, основанныйна протравливаниикислотой поверхностиметаллическойпластины снаплавленнойасфальтовойили канифольнойпылью и с изображениемнанесеннымс помощью кистикислотоотталкивающимлаком. Имеетогромное количествооттенков отчерного добелого.
Чтокасается техникискульптуры, то ее виды можногруппироватьпо различнымпринципам.Согласно одномупринципу техникускульптурыможно разбитьна три следующиегруппы:
Когдарука художниказаканчиваютвсю работу(обработкаглины, камня, дерева).
Когдаработу художниказаканчиваетогонь (керамика).
Когдахудожник даеттолько модельбудущей статуи(отлив в бронзе).
Согласнодругому принципутехника скульптурыраспадаетсяна три, но ужедругие основныегруппы:
Лепкав мягких материалах(воск, глина)— техника, которуюмы называемв узком смысле«пластикой».
Обработкатвердых материалов(дерево, камень, слоновая кость), или «скульптура»в прямом смыслеэтого слова.
Отливкаи чеканка вметалле.
Списоклитературы
А. В. Луначарский Об изобразительном искусстве
Л. А. Неменская Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека