Помощь студентам, абитуриентам и школьникам.

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

Не успеваешь написать работу? Поможем!

Пример: Дипломная работа
Юнгианская арт-терапия как метод самопознания


ВУЗ, город:

Москва

Предмет: Психология

Дипломная работа по теме:

Юнгианская арт-терапия как метод самопознания

Страниц: 59

Автор: Алекс

2011 год

5 61
RUR 4490
Внимание!
Это только выдержка из работы

Рекомендуем посмотреть похожие работы:

  1. Принципы, условия и цели применения арт-терапии (Дипломная работа, 2008)

    ... воздействия на человека и формы его организации (индивидуаль-ная, групповая). Однако основой для всех видов арт-терапии ... стабилизации психо-эмоционального состояния, к регуляции функций организма. Активная музыкотерапия во всех ее вариантах ...

  2. Использование арт-терапевтических методов в работе психолога-консультанта (Курсовая работа, 2010)

    ... профессиональной деятельности.Целью нашей работы является изучения возможности использования арт-терапевтических методов в психологической консультативной работе.Объектом исследования является арт-терапия ...

  3. Арт-терапия при работе с детьми с онкологическими заболеваниями (Дипломная работа, 2008)

    ... изучения и лечения таких опухолей, как медуллобластома, нефробластома, рабдомиосаркома. В последние годы в повест ... различные вопросы детской онкологии, волнующие детских онкологов стран Восточной Европы. Онкологические заболевания у детей имеют свои ...

  4. Современные направления арт-терапии (Реферат, 2011)

    ... поэтому и опыт использования указанного направления в педагогической, ... современном этапе развития арт-терапии возникают также и новые направления, поэтому тема данного реферативного обзора можно сформулировать так: Современные направления арт-терапии ...

  5. Телесно-ориентированная терапия как метод психологической помощи (Курсовая работа, 2008)

    ... 1. Общее прдставление о телесно-ориентированной психотерапии. Телесно-ориентированная психотерапия (ТОП) является одним из основных ... человека с жизнью его тела. ТОП обращена к телесному ядру психологического материала, это - работа с телом ...

  6. Изучение документов как метод сбора информации. Специфика телевизионных информационных жанров (Контрольная работа, 2009)

    ... источники для получения информации. Методы анализа документов уступают в популярности только методам ... , анализ данных как метод сбора первичной социальной информации в ... метода анализа документов. 1.1. Понятие документа, их классификация Документом ...

  7. Балансовое обобщение как метод бухгалтерского учета. (Курсовая работа, 2009)

    ... работы - рассмотреть понятие бухгалтерского баланса. Задачи проведенного исследования: Ознакомить с методами бухгалтерского учета. Раскрыть понятие бухгалтерского баланса. Ознакомить с основными принципами организации бухгалтерского баланса ...

Содержание

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика арт-терапии 8

1.1. Понятие и сущность арт-терапии 8

1.2. Принципы, условия и цели применения арт-терапии 20

1.3. Виды арт-терапии 22

Глава 2. К.Юнг и арт-терапия 36

2.1. Основные положения работ К.Юнга, составляющие базу применения арт-терапии. Аналитическая психология. 36

2.2. Особенности юнгианской арт-терапии 38

Глава 3. Применение арт-терапии в целях самопознания 42

3.1. Функциональные возможности изобразительной формы 42

3.2 Диалог в рамках арт-терапевтического опыта 46

3.3. Перевод материала (процесса и результата творчества) с эмоционального уровня на уровень понимания, формирование смыслов 49

Выводы и рекомендации 54

Заключение 57

Список литературы и источников 58

Выдержка

Актуальность настоящего дипломного исследования. Современный период развития общества характеризуется устойчивой тенденцией к кибернизации жизни, обусловливающей формирование у человека нетелесного отношения к самому себе и к миру. Современная личность рассматривает себя не как целостное единство телесного и духовного в себе, а как биологический компьютер, доступный для механического репарирования, восстановления. Отношение к себе как к «машине», определяет и отчуждение индивидуумом собственного тела, нежелание его познавать и развивать. Изменить отношение человека к себе, направить его внимание на самопознание своей целостной природы не может не являться целью психологической науки.

Современная психологическая практике пресыщена разнообразными методами «коррекции», «психотерапии», «личностного роста», «развития», «совершенствования» — каждый из которых в некоторой степени претендует на уникальность с попыткой теми или иными способами «улучшить» природу человека и открыть ему новые горизонты развития. Однако продуктивность того или иного подхода зависит от способности самого респондента к переосмыслению, переоценке представлений относительно значения для развития человека характера связей телесного и психического, консервативного и креативного.

Рефлексия себя не может быть полной вне обращения к анализу опыта креативного телесного действия? Именно в творческом действии мы проверя-ем, отрицаем или принимаем те или иные гносеологические установки, моде-ли познания. В акте творения мы видим отражение своих чувств и мыслей.

Понятие символа имеет для арт-терапии принципиальное значение. Это связано с тем, что арт-терапия представляет собой процесс динамической коммуникации, осуществляемой посредством символического «языка» образов. Кроме того, символы выступают и в качестве моста, соединяющие сознательные и бессознательные элементы психической жизни, как пациента, так и арт-терапевта. Используя их в своем изобразительном творчестве, пациент достигает все большей интеграции между этими элементами, с чем связаны многие положительные коррекционные и развивающие эффекты арт-терапии. 

Арт-терапевтический процесс основан на том, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознатель-ного, могут находить выражение скорее в виде образов, чем слов. Приемы арт-терапии связаны с идеей о том, что в любом человеке, как подготовлен-ном, так и не подготовленном, заложена способность к проецированию своих внутренних конфликтов в визуальной форме. По мере того, как клиенты передают свой внутренний опыт в изобразительном творчестве, они очень часто становятся способными описывать его в словах. 

Согласно идее К.

Юнга о психике, как сложной саморегулирующейся системе, психика может сама поддерживать определенное равновесие путем включения на тех или иных стадиях развития определенных компенсаторных процессов, призванных преодолеть психическую дисгармонию. В символиче-ских образах, проявляющихся в творческом воображении или сновидениях человека, находит свое выражение энергия бессознательного, временное блокирование которой является причиной психической нестабильности и нездоровья. Таким образом, К. Юнг полагал, что символы могут служить не только восстановлению психического баланса, но и «личностному росту». Посредством их человек способен вступать во взаимодействие с блокированными аспектами бессознательного и их энергией, тем самым постепенно приходя к их осознанию и психической целостности..

Методика рассматриваемого понятия базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит. Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения. При их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения. Поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний. Здесь можно говорить о некотором преимуществе арт-терапии перед другими формами психотерапевтической работы: 

— практически каждый человек (независимо от своего возраста) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков; .

— арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний; 

— изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов; 

— продукты изобразительного творчества являются объективным свиде-тельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований; 

— арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека; 

— арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию; 

— арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации — раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире. 

Научная новизна исследования заключается в теоретическом анализе юнгианской арт- терапии как метода самопознания и разработке рекоменда-ций по её практическому использованию. Также в работе автором дипломного исследования разработана классификация методов самопознания и обоснована эффективности применения юнгианской арт-терапии в качестве такого метода. 

Объект исследования — пути и способы повышения эффективности при-менения юнгианской арт-терапии как методы самопознания.

Предмет исследования — понятие, цели, принципы применения, а также пути совершенствования применения юнгианской арт-терапии как метода са-мопознания.

Цель настоящей работы — выявить особенности и разработать рекомендаций по повышению эффективности применения юнгианской арт-терапии как метода самопознания.

Задачи работы:

— исследовать понятие, сущности, современных концепций арт-терапии как метода самопознания;

— изучить принципы, порядок применения и условия эффективности арт-терапии;

— рассмотреть самопознание как категорию психологии и место различ-ных методов в процессе самопознания;

— провести анализ особенностей юнгианской арт-терапии;

— определить особенности применения арт-терапии в целях самопозна-ния;

— разработать рекомендации по повышению эффективности применения юнгианской арт-терапии в самопознании.

Гипотеза исследование: применение арт-терапии в целом, и юнгиниан-ской арт-терапии в частности, является эффективным методом самопознания. Однако для повышения эффективности применения юнгианской арт-терапии необходимо совершенствование практики её применения по следующим направлениям:

1.) использование арт-терапии совместно с такими методами, как телес-но-ориентированная психотерапия, психодрама, пластикодрама, драматерапия, музыкальная терапия, гештальт-терапия, танцевальная терапия, игровая терапия, психоанализ, юнгианский анализ.

2.) расширение приемов арт-терапии: использование не только традиционных видов искусства, но и современных, таких как компьютерная графика, художественная обработка цифровых фото и видео-материалов и иных.

Методы исследования: Описание эмпирического материала, анализируемого в работе, выполнено с помощью метода структурного анализа. Для выявления общего и особенного между арт-терапией и иными методами самопознания в работе использован сравнительный и метод. Основу сбора материала составил проективный метод (изобразительный).

Структура работы. Настоящее дипломное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Список использованной литературы

1. Амелина А.Н. Арт-терапия в психотерапевтической работе. — М.: Смарт, 2006

2. Амелина А.Н. Метод арт-терапии. — М, 2002

3. Арт-терапия / Сост. и общ. ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001

4. Балашова А.С. Экспрессиные методы психодиагностики. — М., 2004

5. Буксбаум Р. К истории вопроса о художественном творчестве ду-шевнобольных // Из мира аднаво в другой. — Киев: Сфера 1997.

6. Бычков В. В., Бычков О. В. Эстетика // Новая философская энцик-лопедия. — М.: Мысль, 2001. — Т. 4

7. Винников А.Н. Арт-терапия в работе с подростками. — М., 2005

8. Гильбурд О.А. Избранные очерки эволюционной психиатрии. — Сургут, 2000

9. Грегг М. Ферс Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. — Спб.: Европейский Дом, 2000

10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Спб., Питер, 2000.

11. Дуглас М. Чистота и опасность. — М.: КАННОН-пресс-Ц, 2000.

12. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М., 2001.

13. Зинкевич- Евстигнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. — Спб.: Речь, 2001

14. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб., 1999.

15. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб., 2002

16. Копытин А.И., Свистовской Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. -М.: Когито-Центр, 2007

17. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 2000.

18. Маргинальное искусство // Сост. А. С. Моргунов. — М.: изд-во МГУ, 1999

19. Методологические основы применения арт-терапии/Под ред. А.Н.Смирновой. — М.: Литера, 2006

20. Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. — Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001

21. Перлз Ф. Опыты психологического самопознания. — М, 2003

22. Потетня А.Н.Эмоциональные состояния в арт-терапии. — М.: Ману-скрипт, 2003

23. Психология телесности между душой и телом / Ред. — сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. — М.: АСТ, 2005

24. Скейфи С. Диалектика арт-терапии // Арт-терапия: хрестоматия. — СПб: Питер, 2001

25. Умаров С.Ю. Условия эффективности применения музыкальной терапии. — М.: Олма-пресс, 2005

26. Хоружий С. С. Герменевтика телесности в духовных традициях и современных практиках себя. — М.: Литера, 2006

27. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. — Спб.: Питер, 2001

28. Юнг К.Г. Аналитическая психология .\\\\ История зарубежной пси-хологии: тексты — М. 1986

29. Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество. Самосознание ев-ропейской культуры XX в. М., 1991

5 90
RUR 4490

Книги для самоподготовки по теме "Юнгианская арт-терапия как метод самопознания" - Дипломная работа

Азазель
Азазель
ОЛМА Медиа Групп , 2013

ISBN 5224050693,9785224050697

First novel in the series about the young detective Erast Fandorin.
Наука и литература. Археология научного знания Олдоса Хаксли
Наука и литература. Археология научного знания Олдоса Хаксли
2013

ISBN 5846508472,9785846508477

Основы юнгианского анализа сновидений
Основы юнгианского анализа сновидений
1997

ISBN 5879830462,9785879830460

Юнгианская песочная психотерапия
Юнгианская песочная психотерапия
2013

ISBN 5318001165,9785318001161







Карта : А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Наверх