Содержание
Задание 13
3. Функции маркетинга3
13. Анкетный опрос как метод сбора информации6
23. Жизненный цикл товара и маркетинговая деятельность8
33. Рекламная деятельность на рынке11
Задание 218
Задание 325
Список используемой литературы33
Выдержка из текста работы
Маркетинг является одним из видов управленческой деятельности и влияет на расширение производства и торговли путем выявления запросов потребителей и их удовлетворения. Он увязывает возможности производства и реализации товаров и услуг с целью покупки продукции потребителем.
Маркетинг используется не только производственными предприятиями, но также торговыми организациями, организациями сферы услуг, отдельными лицами. Поэтому маркетинг не является какой-то универсальной, унифицированной концепцией, напротив, направления и методы ее реализации требуют адаптации к типу организации, условиям и возможностям ее применения.
Для правильного понимания и применения теории маркетинга на практике необходимо глубокое изучение функций маркетинга.
Функции маркетинга — отдельные виды или комплексы видов специализированной деятельности, осуществляемые в процессе организации и осуществления маркетинга. К важнейшим функциям маркетинга относят: исследование маркетинга и сбор информации; планирование маркетинга; организацию маркетинга; разработку нового продукта; продвижение продукта; сбыт и распределение продукта.
1. Общие функции маркетинга как управленческой деятельности
К числу общих функций управления относятся функции планирования, организации и контроля.
Функция планирования. Одна из основных целей маркетинга — установление максимально возможной планомерности и пропорциональности в деятельности предприятия, особенно в рамках его долгосрочных стратегических целей. При этом главная управленческая задача руководства предприятия состоит в том, чтобы уменьшить степень неопределенности и риска в хозяйственной деятельности и обеспечить концентрацию ресурсов на выбранных приоритетных направлениях развития. Реализация функции маркетинга, а, следовательно, и целей предприятия практически невозможно без продуманного и всеобъемлющего планирования.
Организационная функция маркетинга имеет своей целью внедрение принципов маркетинга в практику работы компании и состоит из следующих подфункций:
— Создание и управление маркетинговой структурой на фирме. Это собственно управление всей маркетинговой деятельностью, но чаще всего сводится только к управлению службой маркетинга.
— Разработка и реализация мероприятий маркетингового контроля. Оценка эффективности исполнения маркетинговых планов компании и разработка системы показателей контроля маркетинговой деятельности.
— Организация процесса стратегического маркетингового планирования в компании.
Контроль — заключительная стадия цикла управления маркетингом, завершающее звено процесса принятия, корректировки и реализации решения. Здесь очень важно заметить, что это вовсе не означает, что контроль как элемент всего процесса управления маркетингом не должен применяться и на других стадиях цикла управления. Контроль и ревизия маркетинга позволяет не только выявлять, но и предупреждать различные отклонения, ошибки и недостатки, находить новые резервы и возможности развития фирмы, анализировать правильность принятия управленческих решений и указывать на недостатки и возможные методы и пути их устранения, непредвзято, в соответствии с фактическими расчетами оценивать уровень эффективности маркетинговой деятельности.
Аудит (ревизия) маркетинга представляет собой комплексное, системное, беспристрастное и регулярное исследование маркетинговой среды предприятия (или бизнес-единицы), ее задач, стратегий и оперативной деятельности с целью выявления возникающих проблем, ошибок и открывающихся возможностей и выдачи рекомендаций относительно плана действий по совершенствованию маркетинговой деятельности этой фирмы. В западной практике регулярный аудит маркетинга проводится крупными и средними компаниями не реже одного раза в год.
2. Специфические функции маркетинга
Общие функции, характерные для различных систем управления, могут быть конкретизированы и дополнены специфическими функциями маркетинга.
1. Основное содержание аналитической функции маркетинга — проведение широкомасштабных маркетинговых исследований (marketing research). Эти исследования охватывают три важнейших направления:
1) комплексное исследование рынка (market research), включающее анализ совокупных характеристик собственно рынка (в том числе конъюнктурные исследования и прогнозы), изучение потребителей и проведение сегментации, анализ потребительских свойств товара и покупательских представлений о нем, анализ фирменной структуры рынка и оценку стратегических позиций конкурентов;
2) анализ производственно-сбьітовьіх возможностей фирмы — ревизия товарного ассортимента, производственных мощностей, системы материально-технического снабжения, научно-технического и кадрового потенциала компании, ее финансовых возможностей, системы сбыта и продвижения товара на рынок и т.д. На основе полученной информации проводится SWOT-анализ — оценка сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз;
3) разработка маркетинговой стратегии.
Итогом реализации аналитической функции маркетинга является формирование целей развития фирмы на каждом рынке и стратегий по их достижению. В частности, в качестве глобального направления своего развития фирма может выбрать стратегию диверсификации, используя при работе на разных рынках стратегию «снятия сливок» или стратегию массового охвата, стратегию широкой дифференциации или сфокусированную стратегию дифференциации, стратегию поступления или стратегию обороны и т.д.
Выбор той или иной стратегии определяется возможностями фирмы и ситуацией, сложившейся на рынке, а также целями, которые ставит перед собой компания.
Аналитическая функция маркетинга может быть реализована лишь при наличии широкой и действенной системы сбора и обработки информации. Обычно постоянное наблюдение за рынком сочетается со спорадическими целенаправленными исследованиями (например, тесты по оценке влияния рекламы, пробные продажи и т.д.). На многих фирмах большая часть этой информационной работы проводится специальным отделом либо поручается самостоятельным исследовательским институтам.
Оценку собственных возможностей фирма проводит собственными силами без привлечения сторонних организаций.
2. Функция планирования включает два этапа:
1) соответствующими подразделениями компании разрабатываются планы товарной, ценовой, сбытовой, коммуникационной и кадровой политики;
2) на основе этих планов формируется программа маркетинга — важный документ, от успешной реализации которого зависит эффективная деятельность компании в будущем.
3. Производственно-сбытовая функция маркетинга предполагает осуществление заложенных в планах направлений:
— товарной политики (производство определенной ассортиментной гаммы продукции, разработку новых товаров, осуществление послепродажного обслуживания товара, обновление оборудования и т.д.);
— ценовой политики (определение уровня цены за единицу товара и динамики цен в зависимости от фаз жизненного цикла товара, установление соотношения цен фирмы с ценами конкурентов на каждом сегменте рынка и т.д.);
— сбытовой политики (создание каналов сбыта, определение момента выхода на рынок, обеспечение системы товародвижения и т.д.);
— коммуникационной политики (осуществление мер по продвижению товара на рынок: проведение рекламньїх кампаний, предоставление посредникам и потребителям соответствующих льгот и скидок, стимулирование собственных сотрудников, занимающихся сбытом продукции, участие в выставках и ярмарках и т.д.;
— кадровой политики (набор кадров, обучение и переподготовка персонала, осуществление мероприятий по мотивации сотрудников и т.д.).
4. Контрольная функция маркетинга осуществляется в процессе реализации маркетинговых программ, т.е. на протяжении всей маркетинговой работы, в то время как оценка эффективности маркетинговой работы производится на начальной стадии очередной маркетинговой кампании с целью предварительной оценки возможной эффективности маркетинговых мероприятий, чтобы избежать необоснованного расходования средств, и на стадии завершения реализации маркетинговой кампании с целью оценки реального итога проделанной работы.
Текущий контроль за осуществлением запланированных маркетинговых мер во всем их многообразии и комплексности дает возможность по ходу реализации вносить определенные, обоснованные поправки и коррективы в маркетинговую деятельность для достижения поставленных целей, что в свою очередь также способствует общему повышению результативности проводимых мероприятий в области сбыта и производства.
Кроме того, в процессе осуществления контрольной функции принимается решение о том, какой из вариантов разработанной программы маркетинга будет реализовываться, что в свою очередь связано с тем, какой из вариантов прогноза развития внешней и внутренней среды реализовался.
Заключение.
Некоторые считают, что маркетинг — это всего лишь реклама и продажа. Но это не так. Реклама, сбыт, привлечение клиента — это всего лишь функции и инструменты маркетинга.
Согласно маркетинговой теории существует набор определенных функций, которые выполняет маркетинг. Функции представляют собой совокупность видов деятельности, связанной с изучением рынка, развитием ассортимента, формированием каналов товародвижения на рынок, проведением рекламы и стимулированием продажи, а также с управлением и контролем. Каждая из этих функций сама по себе важна, но только в тесной взаимосвязи они позволяют успешно реализовать принципы маркетинга.
Все функции маркетинга можно разделить на 2 группы: общие и специфические.
К общим функциям относятся:
— функция планирования,
— организационная функция,
— контрольная функция.
Специфические включают в себя:
— аналитическую функцию,
— функцию планирования маркетинга,
— производственно-сбытовую функцию,
— контрольную функцию.
Вопрос 2. Окружающая среда маркетинга: понятие,виды, факторы, формирующие окружающую среду. Анализ правовой среды Вашего предприятия.
2.Окружающая среда маркетинга.
Окружающая среда маркетинга — это среда, в которой осуществляется маркетинг, она включает контролируемые факторы, неконтролируемые факторы, уровень удачи или неудачи организации в достижении своих целей, обратные связи и адаптацию (рис 1).
Обратные связи
Адаптация
Контролируемые факторы Решения принимаемые 1. Высшим руководством 2. Маркетингом
Степень успеха или неудачи фирмы в достижении своих целей
Неконтролируемые факторы 1. Конкуренты 2. Демографическая среда 3. Экономическая среда 4. Природная среда 5. Научно-техническая среда 6. Политическая среда 7. Культурная среда
Маркетинговая среда представляет собой совокупность «не поддающихся контролю» сил, с учетом которых фирмы и должны разрабатывать свои комплексы маркетинга. Маркетинг — это процесс согласования возможностей компании и запросов потребителей.
Маркетинговая среда фирмы — совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. Будучи изменчивой, налагающей ограничения и полной неопределенности, маркетинговая среда глубоко затрагивает жизнь фирмы.
Среда маркетинга разделяется на пять частей: контролируемые факторы, неконтролируемые факторы, уровень удачи или неудачи организации в достижении своих целей, обратные связи и адаптация.
К числу контролируемых факторов относятся те, которые управляются фирмой и ее сотрудниками. Ряд основных взаимосвязанных решений принимается высшим руководством. Затем эти решения конкретизируются руководством маркетинговых служб. В своем комплексе эти факторы образуют общую стратегию фирмы (рис. 1- А). Основные неконтролируемые факторы воздействуют на успех организации и ее предложений через обратные связи (рис. 1-В).
Предположения фирмы и влияние неконтролируемой окружающей среды взаимодействуют и определяют степень успеха или неудачи организации в достижении целей. Обратная связь имеет место, когда фирма пытается следить за неконтролируемыми факторами и оценивать их сильные и слабые стороны. Адаптация — это изменения в плане маркетинга, которые организация осуществляет, чтобы приспособиться к неконтролируемой окружающей среде. Если фирма не хочет рассматривать всю окружающую среду (контролируемые и неконтролируемые факторы) в системе, где все элементы системы взаимозависимы, то возрастает вероятность того, что организация утратит чувство перспективы и не достигнет должных результатов.
Большое число факторов воздействует на то, как принимаются организация и ее предложения. Например, в силу тех или иных привычек или традиций товар может не пользоваться спросом, конкуренция может приводить к снижению цен, существенно воздействует на сбыт законодательство, уровень инфляции замедлит рост продаж, нехватка ресурсов приведет к тому, что не будет требуемых компонентов, средства массовой информации создадут негативное мнение о фирме. Без должного анализа окружающей среды маркетинга, фирмы могут нарушить существующие социальные или культурные требования и потерять преимущества в конкурентной борьбе. Практика показывает, что фирма, которая не следит регулярно за окружающей средой, плохо адаптируется к положению на рынках.
2.1. Контролируемые фа……..
Список использованной литературы.
1. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. — М.: Финпресс, 1999.
2. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. — М.: Финпресс, 1998
3. Диксон Питер Р. Управление маркетингом. — М.: БИНОМ, 1998.
4. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. М,1991.
5. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: — Прогресс, 1990.
6. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль. — СПб., 1998.
7. Кретов И.И. Маркетинг на предприятии. — М.: Финстатинформ,1994. — С.15.
8. Крылова Л.Д., Соколова М.И. Практикум по маркетингу: Учебное пособие. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
9. Ноздрева Р.Б., Крылова Г.Д., Соколова М.И., Гречков В.Ю. Маркетинг: Учебник. М.: Юрист, 2000.
10. Хан Д. Планирование и контроль. М.: — Финансы и статистика, 1997.
11. Эванс Д., Берман Б. Маркетинг, М.: Экономика, 1990