Помощь студентам, абитуриентам и школьникам.

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

Не успеваешь написать работу? Поможем!

Пример: Реферат
Этапы психологического развития ребенка.Воспитание и обучение ребенка в каждом из возрастных периодов


ВУЗ, город:

Москва

Предмет: Психология

Реферат по теме:

Этапы психологического развития ребенка.Воспитание и обучение ребенка в каждом из возрастных периодов

Страниц: 24

Автор: Лена Михалькова

2007 год

3 49
RUR 499
Внимание!
Это только выдержка из работы

Рекомендуем посмотреть похожие работы:

  1. Использование игры в формировании представлений о социальной действительности у глухих детей (Дипломная работа, 2010)

    ... реалий в построении процесса общественного воспитания. В связи с этим проблема социализации глухих детей становится одной из ... человека как индивидуальной личности, с одной стороны, и как члена общества, с другой, а ...

  2. Особенности развития личности детей старшего дошкольного возраста (Курсовая работа, 2010)

    ... ребенка, разные авторы формируют задачи физического воспитания по-разному. В дошкольной педагогике принято выделять три группы задач физического воспитания. Задачи первой группы ... труда детей является его близость к игре. Выполняя трудовую задачу, дети ...

  3. Комплексная оценка школьной зрелости у детей 5-6 лет (Курсовая работа, 2008)

    ... к школе На шестом году жизни ребенок приобретает все больше черт взрослого, и в тоже время ... в умственной деятельности становится стремление узнать все новое [2]. При отборе игр важное внимание обращается ...

  4. Проблема психологической готовности к школьному обучению (Дипломная работа, 2012)

    ... развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. По мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению ...

  5. Игра как метод обучения младших школьников (Курсовая работа, 2014)

    ... средство развития детей младшего школьного возраста. Решение этой проблемы стало целью исследования. Объект исследования: развитие младших школьников Предмет исследования: Игра как условие развития детей младшего ...

  6. Влияние удовлетворенности супружескими отношениями в семье на уровень тревожности детей- дошкольников. (Реферат, 2008)

    ... ] Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи непременный спутник тревожности, то могут развиться ... отношения родителей к ребёнку является незнание психологических особенностей возраста, задач, содержания, форм, методов воспитания ребёнка ...

  7. Особенности психического развития мл. школьников с ЗПР (Курсовая работа, 2011)

    ... исследования – основные психические процессы младших школьников с задержкой психического развития. Цель исследования – изучение психологических особенностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Задачи исследования ...

Содержание

1. Введение

2. Этапы психического развития ребенка

3. Воспитание и обучение ребенка в каждом и возрастных периодов

4. Заключение

5. Список использованной литературы

Выдержка

Проблема развития одна из наиболее сложных и актуальных во многих сферах научных знаний в философии, социологии, биологии, педагогике и др. В психологии ее можно считать кардинальной. Стремясь проникнуть в психологическую природу движущих сил развития человека как личности, отечественные психологи проводят углубленные и разнонаправленные исследования. Особенности развития прослеживаются в этих исследованиях на большом отрезке жизни. Определяются характеристики разных уровней развития, закономерности его проявления, прежде всего на этапах детства (младенчество, дошкольный возраст, младший школьный, подростковый и юношеский возраст).

Каждый возрастной этап характеризуетс совокупностью специфических закономерностей развития — основными достижениями, сопутствующими образованиями и новообразованиями, определяющими особенности конкретной ступени психического развития, в том числе особенности развития самосознания [9, 3].

Каждый психологический возраст требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучения и воспитания.

Целостность развития ребенка определяют следующие показатели, соответствующие возрастной норме психофизическое развитие, самостоятельность и определенный уровень сформированности ценностных ориентации (освоение позиции субъекта в детской деятельности, первые творческие проявления, зарождающийся индивидуальный стиль деятельности), а также адекватные полу ребенка интересы и способы поведения..

С точки зрения возрастной психологии критерии возрастной классификации определяются прежде всего конкретно-историческими, социально-экономическими условиями воспитания и развития, которые соотносятся с разными видами деятельности. Критерии классификации соотносятся также с возрастной физиологией, с созреванием психических функций, которые определяют само развитие и принципы обучения.

Возрастные этапы психического развития нетождественны биологическому развитию. Они имеют историческое происхождение. Конечно, детство, понимаемое в смысле физического развития человека, времени, необходимого для его роста, представляет собой естественное, природное явление. Но длительность периода детства, когда ребенок не участвует в общественном труде, а только готовится к такому участию, и формы, которые принимает эта подготовка, зависят от общественно-исторических условий [8, 3].

Выделение этапов психического развития основано на внешних ус-ловиях и внутренних закономерностях самого этого развития и составляет психологическую возрастную периодизацию.

Этапы психического развития ребенка.

Л.С. Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для кон-кретного этапа развития. Он выделял «стабильные» и «нестабильные» (критические) периоды развития. Определяющее значение он придавал периоду кризиса — времени, когда происхоит качественная перестройка функций и отношений ребенка. В эти же периоды отмечаются значительные изменения в развитии личности ребенка. Согласно Л.С.

Выготскому, переход от одного возраста к другому происходит революционным путем [5]..

Критерием возрастной периодизации А.Н. Леонтьева являются ведущие деятельности. Развитие ведущей деятельности обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии развития. «Дело в том, что как и всякое новое поколение, так и каждый отдельный человек, принадлежащий данному поколению, застает уже готовыми известные условия жизни. Они и делают возможным то или иное содержание его деятельности» [7, 82].

В основе возрастной периодизации Д.Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения. [11].

А.В. Петровский для каждого возрастного периода выделяет три фазы вхождения в референтную общность: адаптация, индивидуализация и интеграция, в которых происходят развитие и перестройка структуры личности. [9, 53].

Реально возрастная периодизация каждого отдельного человека зависит от условий его развития, от особенностей созревания морфологических структур, ответственных за развитие, а также от внутренней позиции самого человека, которая определяет развитие на более поздних этапах онтогенеза. Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация», свои «ведущие психические функции» (Л. С. Выготский) и своя ведущая деятельность (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

Соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций определяет общее движение развития. На каждом возрастном этапе обнаруживается избирательная чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям — сензитивность. Л.С. Выготский придавал сензитивным периодам определяющее значение, считая, что преждевременное или запаздывающее по отношению к этому периоду обучение оказывается недостаточно эффективным [5, 316]..

Объективные, исторически обусловленные реальности существо-вания человека по-своему лияют на него на разных этапах онтогенеза в зависимости от того, через какие ранее развившиеся психические функции они преломляются. При этом ребенок «заимствует только то, что ему подходит, гордо проходит мимо того, что превышает уровень его мышления» [8, 7].

Известно, что паспортный возраст и возраст «актуального разви-тия» необязательно совпадают. Ребенок может опережать, отставать и соответствовать паспортному возрасту. Каждый ребенок имеет свой путь развития, и это следует считать его индивидуальной особенностью.

Мухина В.С. определила периоды, которые представляют возрастные достижения в психическом развитии в наиболее типичных пределах [8, 3]. Мы будем ориентироваться на ее возрастную периодизацию:

I. Детство.

Младенчество (от 0 до 12-14 мес).

Ранний возраст (1 до 3 лет).

Дошкольный возраст (3 до 6-7 лет).

Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет).

II. Отрочество (от 11-12 до 15-16 лет).

Воспитание и обучение ребенка в каждом из возрастных этапов.

Возрастная периодизация позволяет описывать факты психической жизни ребенка в контексте пределов возраста и интерпретировать закономерности достижений и негативных образований в конкретные периоды развития.

Данные о том, как проходит детство у народов, стоящих на разных ступенях общественного развития, показывают, что чем ниже эта ступень, тем раньше включается подрастающий человек во взрослые виды труда. В условиях примитивной культуры дети буквально с момента, когда начинают ходить, трудятся вместе со взрослыми. Детство в том виде, как мы его знаем, появилось только тогда, когда труд взрослых стал недоступен для ребенка, начал требовать большой предварительной подготовки. Оно и было выделено человечеством как период подготовки к жизни, к взрослой деятельности, в течении которого ребенок должен приобрести необходимые знания, умения, психические качества и свойства личности. И каждый возрастной этап призван сыграть в этой подготовке свою особую роль.

Роль школы состоит в том, чтобы дать ребенку знания и умения, необходимые для разных видов конкретной человеческой деятельности (работы на разных участках общественного производства, науки, культуры), и развить соответствующие психические качества. Значене периода от рождения до поступления в школу заключается в подготовке более общих, исходных человеческих знаний и умений, психических качеств и свойств личности, которые нужны каждому человеку для жизни в обществе.

К ним относятся овладение речью, употребление предметов обихода, развитие ориентировки в пространстве и времени, развитие человеческих форм восприятия, мышления, воображения и т.д. , формирование основ взаимоотношений с другими людьми, первоначальное приобщение к произведениям литературы и искусства..

Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 624 с.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. /Под редакцией Д.И. Фельдштейна 2-е изд. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,1997. 352 с.

3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учеб. Пособие для уч-ся пед. уч-щ по спец. М.: Просвещение, 1988. 336 с.

4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. М.: Изд. центр «Академия». 2000. 624 с.

5. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1982—1984

6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. 296 с.

7. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1959. — С. 412.

8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. Для студ. Вузов. 7-е изд., стереотип, — М.: Изд. центр «Академия», 2002. 456 с.

9. Петровский А. В. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1987.

10. Фелъдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии -М., 1995.

11. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.

3 45
RUR 499

Книги для самоподготовки по теме "Этапы психологического развития ребенка.Воспитание и обучение ребенка в каждом из возрастных периодов" - Реферат

Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии
Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии
Акт , 2013

ISBN 5170466951,9785170466955

Осовы общей психологии
Осовы общей психологии
Издательский дом "Питер" , 1999

ISBN 5314000164,9785314000168

Молодое Поколение Ххi Века: Актуальные Проблемы Социально-психологического Здоровья
Молодое Поколение Ххi Века: Актуальные Проблемы Социально-психологического Здоровья
Издательство Pubmix.com , 2012

ISBN 5424105025,9785424105029

Большой психологический словарь
Большой психологический словарь
ОЛМА Медиа Групп , 2013

ISBN 5938780861,9785938780866

Психология и педагогика, У/П
Психология и педагогика, У/П

ISBN 5276010420,9785276010427

Энциклопедия дома и семьи
Энциклопедия дома и семьи
ОЛМА Медиа Групп , 2013

ISBN 5224033489,9785224033485

Статьи по теме для самостоятельной работы

Гороскоп на 26 июня - MoiGorod.ru

Гороскоп на 26 июня - MoiGorod.ru

За рулем многие Овны будут склонны к превышению скорости. День также подходит для внедрения инновационных методов работы и обучения. Не тот день, когда стоит любой ценой стремиться к комфорту и покою. Тельцам, находящимся на распутье, стоит активнее искать новый путь, связи и рынки сбыта. Не будьте махровым консерватором, не осторожничайте сверх меры. Попробуйте заменить привычные инструменты... далее







Карта : А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Наверх