Выдержка из текста работы
Глава I. Теоретические аспекты использования информационных технологий в сфере образования………………………………………………………………5
1.1. Понятие информационных технологий………………………………………………….5
1.2. Виды информационных технологий………………………………………………………9
1.3. Роль информационных технологий в обучении……………………………………15
Глава II. Информационные технологии в профессиональном обучении………………………………………………………………………………………………….20
2.1. Роль информационных технологий в профессиональном обучении……..20
2.2. Практические примеры эффективности использования информационных технологий в профессиональном обучении………………………………………………..24
Выводы……………………………………………………………………………………………………28
Список литературы…………………………………………………………………………………30
Введение
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность [1].
Информатика – в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий. Информационная грамотность — основа для развития и деятельности современной личности.
Актуальность проблемы формирования информационной культуры будущих рабочих, повышения эффективности профессионального обучения с помощью информационных технологий обусловила выбор темы курсовой работы: «Информационные технологии в профессиональном обучении».
Цель исследования – рассмотреть особенности применения информационных технологии в профессиональном обучении.
Объект исследования – информационные технологии в образовании.
Предмет исследования – информационные технологии как средство обучения в профессиональном образовании.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия «информационные технологии».
2. Изучить виды информационных технологий, используемых в образовании.
3. Выявить специфику использования информационных технологий в профессиональном обучении.
При написании курсовой работы нами были использованы следующие методы научного исследования: переработка литературы по данной теме; аналитический метод; сравнительный метод.
Глава I. Теоретические аспекты использования информационных технологий в сфере образования
1.1. Понятие информационных технологий
Информационная технология (ИТ) — система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки, анализа, выдачи данных, информации и знаний на основе применения аппаратных и программных средств в соответствии с требованиями, предъявляемыми пользователями. Целью любой информационной технологии является получение нужной информации требуемого качества на заданном носителе. Информационные технологии состоят из трех основных компонентов (рис. 1):
— комплекса технических средств — вычислительной, телекоммуникационной и организационной техники;
— системы программных средств — общего (системного) и функционального (прикладного) программного обеспечения;
— системы организационно-методического обеспечения [4].
Рис. 1 — Структура информационной технологии…
Заключение
Современная экономическая ситуация требует от профессионального образования практических результатов. Его конечная цель – высокое качество подготовки и трудоустройство выпускников, максимальное приближение обучения молодых специалистов к потребностям рынка труда.
В настоящее время в профессиональное образование готовит кадры по таким профессиям, как оператор электронно-вычислительных машин, секретарь-референт, делопроизводитель, бухгалтер-кассир со знанием ПК, оператор почтовой связи и др. Все эти профессии непосредственно связаны с применением технических средств компьютеризации, а именно информационных технологий.
В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это добавляет к целям профессионального образования еще одну цель – формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества [3].
Развитие общества, науки и техники ставит систему образования перед необходимостью использовать новые средства обучения. К таким средствам обучения относятся информационные технологии. Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся.
Технология проведения уроков с использованием современных технических средств и новых информационных технологий тренирует и активизирует память, наблюдательность, сообразительность, концентрирует внимание учащихся, заставляет их по-другому оценить предлагаемую информацию. Компьютер на уроке значительно расширяет возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Это позволяет усилить мотивацию учащихся к учебе.
Кроме того, применение компьютера на уроках позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.
Информационные технологии включают программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, демонстрации. Эти частные методики должны применяться в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций, когда в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося, в других — важен анализ знаний в предметной области, в третьих основную роль может играть учет психологических принципов обучения [7].
Применение компьютерных технологий позволяет сделать урок по настоящему продуктивным, процесс учебы интересным, осуществляет дифференцированный подход к обучению, позволяет объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.
Список литературы
1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Школа-Пресс, 2012. – 12-34 с.
2. Гоц Н. А. Применение информационных технологий на уроках. // Материалы конф. «Школа и компьютер». – М., 2014. – 209 с.
3. Голубенко Н. Б. Библиотека XXI века: информационные технологии: новая концепция. — СПб.: Проспект Науки, 2013. — 192 c.
4. Гузеев В. В. Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2014. – 95 с.
5. Дарков А. В. Информационные технологии: теоретические основы: Учебное пособие. — СПб.: Лань, 2016. — 448 c.
6. Киселев, Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник для бакалавров. — М.: Дашков и К, 2014. — 304 c.
7. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: Академия, 2012. – 129 с.
8. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 2014. – 239 с.
9. Румянцева Е. Л. Информационные технологии. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 256 c.
10. Советов Б. Я. Информационные технологии: теоретические основы: Учебное пособие. — СПб.: Лань, 2016. — 448 c.
11. Трайнев В. А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании: Информационное общество. Информационно-образовательная среда. Электронная педагогика. Блочно-модульное построение информационных технологий. — М.: Дашков и К, 2013. — 320 c.
12. Федотова Е. Л. Информационные технологии в науке и образовании: Учебное пособие. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 336 c.