Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
1 ТЕОРИЯ ОБЛОЖЕНИЯ НДС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ5
1.1 Анализ правового регулирования налога на добавленную стоимость5
1.2 Порядок исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации13
1.2.1 Плательщики налога на добавленную стоимость, объекты налогообложения13
1.2.2 Особенности определения налоговой базы17
1.2.3 Ставки налога на добавленную стоимость, порядок его исчисления, уплаты и возмещения23
2 ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ31
2.1 Задачи31
2.2 Ситуации35
2.3 Арбитражная практика39
2.5 Кроссворд60
2.6 Тест63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК71
ПРИЛОЖЕНИЯ75
Выдержка из текста работы
Одна из самых важных и волнующих любого налогоплательщика часть налога – это его ставка. Необходимо сказать, что людей занимающихся бизнесом в наш сегодняшний день интересует конкретные вопросы: будут ли они платить налог при производстве данной продукции, и если будут, то, по какой ставке и сколько данный налог «заберет» у них необходимых им денежных средств. Именно поэтому большинство людей данного склада сильно интересует вопрос ставок конкретного налога.
Актуальность рассмотрения темы курсовой работы заключается в постоянном повышении роли правильности и целесообразности применения ставок по НДС для отдельных видов деятельности предприятий, связанные со спецификой их производственно-финансовой деятельности, видом предоставляемых ими услуг, а также осуществляемых ими операций для определения методов налогообложения в РФ. Изучение ставок НДС позволяет выявить порядок и проблемы применения их в практической деятельности налогоплательщиков и контрольной работе налоговых органов.
Последовательная реализация правительством политики снижения налоговой нагрузки должна затронуть в ближайшие годы и НДС. Поставлена задача снижения ставки НДС при одновременной отмене пониженной ставки в размере 10%. Многие ученые предупреждают, что реализация данной меры приведет к отрицательным экономическим и социальным последствиям. Однако отсутствуют расчеты по оценке негативных последствий введения единой ставки НДС.
Обоснование эффективных путей совершенствования механизма применения ставок по НДС, с целью решения поставленных вопросов потребовала проведения данного научного исследования.
Курсовая работа состоит из введения, трех связанных между собой глав в которых по два параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Объект исследования является информация по эволюции и перспективе развития налоговых ставок НДС.
Предмет исследования — теоретические, методические и практические положения, связанные с налоговыми ставками по НДС.
При написании работы применялись следующие методы исследования: монографический, анализа, расчетно-конструктивный, и др.
Основную цель данной работы можно сформировать следующим образом: используя имеющуюся литературу и другие источники информации исследовать эволюцию и перспективы развития ставок по НДС.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнение ряда задач, а именно:
— рассмотреть эволюцию развития ставок налога на добавленную стоимость, посредством исследования истории и сущности ставок, а также изучить международные принципы ставок по НДС;
— охарактеризовать действующую систему налоговых ставок в РФ, при этом выявить проблемы их применения;
— оценить введение унифицированной ставки и выявить плюсы и минусы единой и дифференцированной ставок.
При написании данной работы использовался Налоговый кодекс РФ и труды таких отечественных и зарубежных авторов как Александрова И.М, Черник Д.Г, Паскова В.Г, Тютюрикова Н.Н. и других авторов, а также такие журналы как « Налоговый вестник».
Глава 1. Эволюция и основополагающие принципы ставок по НДС
- История развития и экономическая сущность ставок по НДС
Налог на добавленную стоимость (НДС) является наиболее удачным видом косвенных налогов, получившим распространение во всем мире. К моменту его введения в России в 1991г. он действовал в 21 из 24 стран – членов Организации Экономического Сотрудничества и Развития. За сравнительно недолгий период существования НДС убедительно доказал свои преимущества перед столько же широко используемым в мировой практике обложения налогом с оборота розничной торговли. Важным элементом налога являются его ставки. Согласно Налоговому кодексу Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Первый кто разработал модель НДС, а, следовательно, и его ставок был французский экономист М.Лоре, и эта модель была впервые введена во Франции в 1954г.
В эволюции размера ставок по НДС в России, отмечаются две тенденции: во-первых, повышение размера стандартной ставки; во-вторых, дифференциация и введение нескольких ставок налога.
Первоначально в погоне за ростом доходов бюджета ставки НДС в Росси были установлены на чрезвычайно высоком уровне. На первом этапе (1991-1993 гг.) была установлена единая ставка. Размер ее был чрезвычайно высок — 28 %. Ставка налога рассчитывалась на условиях 1991г., исходя из поступлений с оборота и насущных потребностей в государственных расходах. Но недолго сохранялась единая ставка НДС в России.
На втором этапе — 1992-1995 гг. — произошло значительное сокращение ставки. Более того, они дифференцировались. Вместо единой ставки были введены две ставки — максимальная (20 %) и минимальная (10 %). В законодательном порядке устанавливалось, что минимальная ставка применяется ко всем продовольственным товарам (кроме подакцизных), а также к товарам для детей по перечню, утвержденному Правительством РФ. Таким образом, на втором этапе размер ставки НДС в России был приближен к мировому уровню.
В 1994г. в России был введен специальный налог с предприятий, учреждений и организаций. Ставка его составила 3% от налоговой базы, принимаемый для расчёта НДС. С 1 апреля 1995г. ставка данного налога была снижена до 1,5%, а с 1 января 1996г. действие этого налога было отменено. Третий этап в эволюции ставок НДС связан с проведением крупной налоговой реформы в апреле 1995 г. При этом сами ставки не подверглись изменениям. Но произошли существенные перемены в их применении. Во-первых, значительно сузился перечень групп товаров, к которым применяется минимальная 10-процентная ставка. Закон установил, что такая ставка применяется не ко всем продовольственным товарам, как было до этого, а лишь к тем, перечень которых содержится в утвержденном Правительстве документе. Такой перечень был утвержден Правительством в июле 1995г. В нем содержалось наименование 18 продовольственных товаров, к которым применяется минимальная ставка. В ноябре того же года было принято новое Постановление Правительства, значительно расширившее перечень продовольственных товаров, по которым применяется ставка в размере 10 %.Во-вторых, Закон от 25 апреля 1995 г. установил, что предусмотренные им ставки применяются не только к отечественным, но и к импортным товарам.
С 2001 г. впервые введено понятие нулевая ставка НДС (0%), которая применяется в отношении экспортируемых товаров и обеспечивает не только освобождение экспортера от НДС, но и возмещение из бюджета налогов, уплаченных по материальным ресурсам производственного назначения. Такая схема является формой государственной поддержки экспорта и обеспечивает равные конкурентные условия для отечественных товаров на мировом рынке. При ввозе на территорию России НДС взимается по ставкам, установленным для отечественных товаров. Именно нулевая ставка является особенностью НДС. Нулевая ставка и освобождение от уплаты — не одно и тоже. Нулевая ставка — это ставка налога, который в принципе взимается, но по ставке, равной 0 процентов. В этом смысле нулевая ставка имеет то же последствие, что и освобождение от налога. Однако предприниматель, уплачивающий нулевую ставку, получает право на возврат всей суммы НДС, входящей в стоимость товаров и услуг, приобретаемых им в процессе производства товаров. Подобная льгота ставит его в более выгодное по сравнению с теми предпринимателями, которые просто освобождены от уплаты налога.
В связи с принятием Федерального закона от 07.07.2003 № 117-ФЗ » О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов(положений законодательных актов) Российской Федерации» с 1 января 2004 года изменяется ставка Налога на добавленную стоимость (НДС) с 20% до 18%.
Таким образом, в своём развитии ставки по НДС прошли путь от высокой унифицированной ставки 28% к дифференцированным ставкам. Где основная ставка составляет 18%, пониженная 10% и 0%.
1.2 Международный принцип ставок по НДС
Прежде всего, обращаясь к международному опыту использования дифференцированной и унифицированной ставки НДС надо сказать, что в настоящее время около 140 стран мира применяют в своей налоговой системе НДС. Сегодня он используется в большинстве европейских государств (в том числе членов ЕС), Японии, Индии, Индонезии, Бразилии, Колумбии, Греции и других странах Юго-Восточного региона, Африки и Америки.
При этом в 51% стран установлена унифицированная ставка и в 49% стран — дифференцированные ставки НДС.
Таблица-1. Эволюция стандартных ставок НДС в мировой налоговой практике
Страна |
Год введения налога |
Ставки налога в % (стандартные) |
|||
первона-чальные |
1990 |
2000 г. |
2006 г. |
||
Австрия |
1973 |
8 |
20 |
20 |
20 |
Бельгия |
1971 |
18 |
19 |
21 |
21 |
Великобри-тания |
1973 |
10 |
15 |
17,5 |
17,5 |
Греция |
1987 |
18 |
18 |
18 |
18 |
Дания |
1967 |
10 |
22 |
25 |
21 |
Ирландия |
1972 |
16 |
25 |
21 |
21 |
Испания |
1986 |
12 |
16 |
16 |
16 |
Италия |
1973 |
12 |
18 |
19 |
20 |
Нидерланды |
1969 |
12 |
20 |
17,5 |
17,5 |
Франция |
1968 |
13,6 |
18,6 |
20,6 |
19,6 |
ФРГ |
1968 |
10 |
14 |
16 |
16 |
Швеция |
1969 |
18 |
22 |
25 |
25 |
Россия |
1992 |
28 |
— |
20 |
18 |
Интересным фактом является то, что выбор в пользу дифференцированной шкалы ставок или унифицированной ставки зависит от того, когда та или иная страна вводила в свою налоговую систему НДС. Страны, которые ввели у себя НДС до 1990 г., выбирали дифференцированную шкалу ставок. Те же страны, которые вводили НДС в более поздний срок, как правило, выбирали единую унифицированную ставку. По данным МВФ более 70% стран, которые ввели налог после 1995г., выбрали унифицированную ставку. В большинстве своем – это развивающиеся страны, такие как Ливан, Мозамбик, Намибия, Эфиопия и др. Однако есть и исключение. Это – Австралия, которая в июле 2000 г. ввела НДС с единой ставкой 10%.
Применение дифференцированной шкалы ставок НДС позволяет поддерживать потребление социально значимых товаров. Конкретный перечень товаров и услуг, облагаемых по пониженным ставкам, зависит от экономических и социальных приоритетов каждой страны. Традиционно льготные ставки распространяются на лекарства, продукты питания, книги, периодические печатные издания, электроэнергию и т.д. Нетипичным, но имеющим место в отдельных странах (например, Колумбия, Панама) явлением можно считать применение повышенных ставок НДС на автомобили, алкогольные напитки, сигареты, мобильные телефоны. Для стран ЕС, в целом, характерна высокая степень дифференциации ставок налога на добавленную стоимость. В пятнадцати из двадцати пяти стран применяется от трех до пяти базовых ставок НДС. Применение большого числа льгот позволяет компенсировать достаточно высокую среднюю ставку НДС (средняя ставка составляет 19,36%) в странах ЕС. Также дифференцированная шкала ставок применяется во Франции, Германии, Швеции.
Во Франции, где впервые был введен НДС в 1954г., ставки по НДС следующие:
- основная ставка налога в настоящее время равна 18,6%;
- повышенная ставка 22% , применяемая к автомобилям, алкоголю, табачные изделия, отдельные предметы роскоши, например ценные меха;
- пониженная ставка 7% установленная на товары культурного обихода, в это понятие входят, например книги;
- самая низкая ставка 5,5% для товаров и услуг первой необходимости.
В Германии общая ставка налога в настоящее время составляет 16%. Но основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по уменьшенной ставке – 7%. Эта ставка не распространяется на обороты кафе и ресторанов.
В Швеции налог на добавленную стоимость взимается в бюджет по ставке 25%. Для продовольственных товаров ставка понижается до 21%, для гостиничных услуг – до 12%. От уплаты НДС, помимо экспортных товаров, освобождаются медицинские услуги, банковские операции, патентное дело, услуги учреждений культуры. Льготы распространяются на некоторые виды оборудования.
Большинство стран ЕС вводили НДС в конце 60-х – начале 70-х годов 20 века. Сегодня Международный валютный фонд в своих рекомендациях о принципах построения налоговой системы государства подчеркивает целесообразность введения единой ставки НДС с минимумом налоговых льгот и освобождений. Сокращение количества ставок и числа льгот по налогу должно закономерно привести к облегчению процесса расчета и администрирования налога.
Однако практика применения налога на добавленную стоимость ставит практически все страны, применяющие НДС, перед необходимостью дифференциации ставок налога для достижения социальных, перераспределительных целей и обеспечения конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке. Почти все страны применяют более низкие ставки НДС на товары (услуги), потребление которых важно для низкодоходных групп, и более высокие, чем стандартные ставки, на отдельные блага и предметы роскоши, потребляемые в основном высокодоходными категориями населения. Следовательно, вносится элемент прогрессивности налога в зависимости от потребления и уменьшается его регрессивность в зависимости от дохода.
В настоящее время из 25 стран ЕС только две страны – Дания и Словакия – применяют единые ставки НДС. Дания сделала выбор в пользу унифицированной ставки НДС еще в 1967 году при его введении. За весь период существования НДС в Дании лишь однажды в 70-х вводилась льготная ставка 9,25%, которая очень быстро была упразднена. Словакия же, напротив, традиционно применяла дифференцированную шкалу ставок. И только в ходе поэтапного реформирования налога, в 2003 году были изменены ставки с 23% и 10% до 20% и 14% соответственно. А затем, в 2004 году две ставки НДС были заменены единой ставкой в размере 19%. Унификация ставки НДС в Словакии была осуществлена в рамках проведения комплексной реформы налогообложения, пенсионной реформы и реформы в социальной сфере. Упразднение пониженной ставки позволило применить более низкую ставку для большинства товаров при одновременном увеличении поступлений в бюджет и, соответственно, компенсации «выпадающих» доходов по сниженным прямым налогам. Упрощение налогов, в т.ч. упрощение НДС, позволило повысить конкурентоспособность налоговой системы страны и, соответственно, приток иностранных инвестиций за счет достижения высокой степени прозрачности и эффективности национальной экономики.
Однако унификация ставки НДС в Словакии имела и негативные последствия. Прежде всего, имел место значительный рост потребительских цен. В 2003 г. после повышения нижней ставки он составил 8,6%, а после её полной отмены в 2004 г. – 7,5%. Для сравнения: рост потребительских цен в 2002 г. в среднем составлял 3,3%. В 2005 году удалось стабилизировать инфляцию на уровне 4 % за счет комплексности реформ (проведения социальной и пенсионной реформы обеспечили рост реальных доходов населения).
Таким образом, исследование международной практики по применению единой и дифференцированных налоговых ставок по НДС показало следующее. В большинстве стран, применяющих НДС, принята одна ставка налога, по которой облагают товары (работы, услуги). В таблице 2 показано, сколько ненулевых ставок применяют в разных странах, имеющих в настоящее время налог на добавленную стоимость.