Выдержка из текста работы
В отечественной психологической науке под возрастными кризисами понимаются особые переходные периоды на стыке двух стабильных, некризисных стадий, в ходе которых складываются новые психологические образования. Поведение детей в это время характеризуется чертами нестабильности и трудновоспитуемости. Развитие психики и личности детей в критические периоды еще мало изучено. Вместе с тем, знания об этом крайне необходимы. Они позволяют углубить теорию психического развития и дать материалы для научно-обоснованной разработки стратегии воспитания детей вообще и педагогической помощи детям, тяжело переживающим кризис, в частности. Этим определяется актуальность в теоретическом и практическом отношении настоящего исследования.
Кризис 3 лет был выбран в качестве предмета исследования.
Проблема исследованиясостоит в том, чтобы описать центральное новообразование кризиса 3 лет в его внешних поведенческих проявлениях и раскрыть со стороны психологического содержания, а также выявить факторы, определяющие его становление.
Исходной в работе была гипотеза, согласно которой: а) центральным для критического возраста является новообразование, в котором качественно преобразуются одновременно три линии отношений, конституирующих личность ребенка; б) в поведении оно обнаруживает себя в виде относительно устойчивого комплекса проявлений.
Материалы первой части исследования (наблюдений) позволили конкретизировать гипотезу. Предполагалось, что а) центральное новообразование кризиса 3 лет проявляет себя в форме «гордости за достижение», б) существенную роль в его становлении играет общение ребенка со взрослыми и процессы воображения.
В исследовании решались следующие задачи:
1. Разработка критериев определения центрального новообразования критического возраста и показателей отнесенности проявлений в поведении детей к кризисным.
2. Описание и анализ симптоматики кризиса 3 лет.
3. Изучение центрального новообразования кризиса в процессе его становления;
4. Изучение путей влияния общения и воображения на становление центрального новообразования критического периода.
Методика и объем исследований. Методика включала наблюдение, констатирующий эксперимент и беседы. Стандартизированное пролонгированное наблюдение велось за поведением 50 детей в возрасте от 2 до 4 лет в естественных условиях их жизни. Проводились беседы с 35 взрослыми, родителями и педагогами. В экспериментах (около 1000) участвовало 50 детей того же возраста и разных выборок (Дом ребенка, детский сад, семья). Опыты проводились в 1981-83 годах в детских садах-яслях № 132 г, Душанбе, № 1203 г. Москвы и Доме ребенка № 2 г. Душанбе.
Полученные в ходе исследования результаты позволили:
1. Описать симптоматику кризиса 3 лет и выделить в ней два пояса: первый, состоящий из симптомов, обнаруживающих направленность ребенка на достижение в предметно-практической сфере; второй — из симптомов, характеризующих взаимоотношения ребенка с окружающими.
2. Вычленить своеобразный комплекс поведенческих проявлений, названный «гордостью за достижение» и выступающий в качестве внешнего коррелята центрального новообразования критического возраста.
3. Раскрыть психологический смысл этого новообразования как появление у ребенка нового видения себя, других людей и предметного мира, в центре которого стоит «культурно-значимое достижение» и его оценка, как опосредствование системы отношений личности ребенка к миру.
4. Раскрыть роль общения в становления центрального новообразования как задающего «зону ближайшего развития» и презентирующего малышу основное средство ориентации в задачах, возникающих в связи с ней — оценку. Оценка направляет деятельность ребенка на культурно-значимое достижение и обучает его деловой оценке себя. Способность взрослого в общении задавать эту зону определяет течение кризиса 3 лет.
5. Определить роль воображения в становлении новообразования кризиса 3 лет как внутреннего условия, обеспечивающего целеполагание.
Новизна работы определяется тем, что в ней: 1) осуществлен подход к психологическому анализу кризиса 3 лет в широком контексте концепции генезиса коммуникативной деятельности ребенка; 2) дана симптоматическая картина течения кризиса 3 лет, разработаны показатели отнесенности тех или иных проявлений в поведении детей к кризисным; 3) выявлено центральное новообразование критического (3 лет) возраста, раскрыто его психологическое содержание; 4) определены роль общения и процессов воображения в становлении центрального новообразования кризиса 3 лет.
Теоретическое значение работысостоит в углублении знаний о кризисе 3 лет — одном из важнейших периодов в детском развитии. Данные, полученные в исследовании, могут послужить основой для дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки проблем возрастной периодизации и развития личности в онтогенезе.
Практическое значение работыопределяется возможностью управлять воспитательным процессом на этапе перехода от раннего к дошкольному детству на основе психологически корректных воспитательной стратегий, приводящих к гармоническому развитию детской личности.
Достоверность полученных данных обеспечена объемом проведенного исследования, разнообразием экспериментальных приемов, а также статистической обработкой полученных данных.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В I главе «Роль и значение возрастных кризисов в процессах психического развития» дан теоретический анализ состояния проблемы возрастных кризисов и кризиса 3 лет.
В ходе анализа вскрылось, что в настоящее время в психологии не утвердилось сколько-нибудь общепринятого понимания кризисов, возникающих в ходе развития детской психики.
Появление возрастных кризисов связывается с неверным отношением взрослых к ребенку, объективно препятствующим реализации последним своих новых возможностей; с несвоевременностью перехода ребенка от предыдущего этапа развития к последующему, с депривацией складывающихся потребностей с готовностью к осуществлению ведущей деятельности, характерной для последующего этапа развития ; со сменой направленности предмета совместной (ребенка и взрослого) деятельности с преобразованием основополагающих отношений ребенка к миру — предметному и социальному.
Пути выхода из кризиса видятся в переходе к новому типу ведущей деятельности; в учете его новых потребностей; в уважении личности ребенка и тактичном отношении к нему; в отказе от стремления «укрощать строптивца», пререкаться и вступать с ним в споры а, напротив, в предоставлении ему возможности демонстрировать (в пределах разумного) свою самостоятельность; в ликвидации стрессовой для ребенка ситуации, приводящей к обострению его взаимоотношений с окружающими. Кризис 3 лет был описан в психологической литературе как особый, трудный в воспитательном отношении период перехода от раннего к дошкольному детству и получил даже своеобразные названия: возраст упрямства, негативизм, троцзальтер, кризис самостоятельности, кризис независимости.
Исследование было начато с этапа разработки критериев, которые предполагали собственно клиническое и экспериментальное изучение критического возраста. Теоретической базой в этой работе служила концепция возраста Л.С. Выготского. Гипотеза М.И. Лисиной составила ее основу. Развивая представление о личности как системе отношений человека к предметному миру, к другим людям и к себе, она предположила, что центральные, личностные новообразования в онтогенезе возникают в пунктах взаимного пересечения и преобразования одновременно всех трех линий отношений. Поведенческий комплекс, в котором обнаружит себя центральное новообразование критического возраста, должен отвечать следующим критериям: обнаруживать качественный характер преобразований (а), охватывать ими одновременно всю систему конституирующих личность ребенка отношений (б), и протекать в достаточно высоком темпе (в).
Во II главе «Психологический анализ симптомов кризиса 3 лет» излагаются материалы наблюдения, предпринятого с целью описания и анализа внешней картины течения критического периода и выделения на этой основе его центрального новообразования.
Наблюдение велось за группой детей (50 человек) в возрасте от 2 до 4 лет в естественных для них условиях жизни. В основу его выделения было положено представление о наиболее типичных чертах ребенка критического возраста. Согласно литературным источникам таковыми являются: 1) уязвимость и 2) непредсказуемость. Выделение симптомов кризиса 3 лет осуществлялось в два этапа. На первом производился отбор ситуаций, в которых обнаруживалось особое — кризисное — состояние детей. Всего психологами-экспертами было отобрано 240 таких ситуаций. На втором этапе осуществлялась их систематизация. Было выделено 24 типа ситуаций, по определяющей черте которых и был назван симптом . По содержанию симптомы были классифицированы по двум основаниям: по направленности (на предметный мир, других ладей и себя) и по связанности с реальностью (опосредствованы ли они воображением ребенка). Для определения значения (типичности для кризиса) каждого из выделенных симптомов были проанализированы их, частота и распространенность. На основе этих данных вычислялся условный коэффициент значимости симптома. Анализ динамики развития симптомов включал определение сроков и последовательности появления каждого из них в репертуаре поведения детей и выявлял тенденцию к их сохранению за пределами изучаемого возраста.
В заключении работы обобщаются результаты исследования и формулируются выводы:
1. Кризис 3 лет представляет собой кардинальную перестройку целостной системы отношений ребенка к окружающей действительности. Психологический смысл этой перестройки раскрывается как усложнение структуры составляющих личность отношений, приобретение ими опосредствованного характера. В предметной сфере активность ребенка опосредствуется социально заданными эталонами, которые презентируются ему в виде образцов исполнения деятельности. Ориентация ребенка на них осуществляется взрослыми, выделяющими и оценивающими его достижения как особо ценные для окружающих. Их оценка рождает у малыша переживание успеха-неуспеха, признания-непризнания, связанное с ценностью достигнутого в глазах окружающих.
2. В том новом узле отношений, которые завязываются в центральном новообразовании критического возраста, отношение к себе становится стержневым. Оно определяет побудительную сторону детской активности в последующий возрастной период, развитие всей сферы Я, процессов самопознания.
3. Ведущим фактором всех личностных преобразований в период кризиса 3 лет является общение ребенка со взрослыми. Общение, активно воздействуя на деятельность ребенка, в ходе этого процесса меняется само. Когда этого не происходят, в поведении детей критического возраста развиваются тенденции, которые определяют возникновение негативной картины кризиса 3 лет. Развитие принимает искаженное направление. Становление центрального новообразования критического периода задерживается.
4. Воображение выступает как необходимое условие для развития деятельности нового типа. Оно обеспечивает функционирование того ее звена, которое связано с целенаправленностью (постановка, удержание и достижение идеально данной цели).