Выдержка из текста работы
Государственные финансы– отношения между экономическими субъектами по поводу формирования, распределения и использования государственных денежных средств.
Состав государственных финансов включает следующие элементы:
- бюджетная система
- целевые бюджетные фонды
- внебюджетные государственные фонды
Бюджетная система– совокупность бюджетов всех уровней, действующих на территории страны.
В России трехуровневая бюджетная система:
1 уровень – Государственный бюджет
2 уровень – бюджеты субъектов
3 уровень – местные и муниципальные бюджеты
Государственный бюджет– финансовый план государства на год (совокупность доходов и расходов государства), имеющий силу закона. Доходы: налоги, сборы, пошлины, доходы государственных учреждений. Расходы: на содержание государственного аппарата, оборону, медицину, образование, культуру.
В условиях рыночной экономики в основе бюджетной системы лежит признак фискального федерализма, согласно которому каждый бюджет автономен, за ним закрепляются свои источники доходов и определяются расходы, финансируемые из средств соответствующих бюджетов.
Нижестоящие бюджеты не входят своими доходами и расходами в доходы и расходы вышестоящих бюджетов. При этом принцип фискального федерализма не исключает возможности перераспределения денежных средств между бюджетами.
Консолидированный бюджет– совокупность бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Консолидированный бюджет не имеет юридического статуса, однако используется в процессе экономического анализа, сводного планирования, отчетности как информационная база.
Бюджетный процесс– регламентируемая законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.
Бюджетный период включает:
- составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение (20 месяцев);
- исполнение или собственно бюджетный период (1 год);
- составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение (5 месяцев).
Бюджетная классификация– группировка доходов и расходов того или иного уровня по соответствующим критериям с присвоением этим группам статей соответствующих кодов (номеров).
Бюджетное регулирование.
Целевые бюджетные фонды– фонды денежных средств на определенные цели, показываемые отдельной строкой в бюджете. На уровне государственного бюджета они в настоящий момент отменены.
Внебюджетные государственные фонды– совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных (местных) органов власти, являющихся автономными и имеющими строго целевое назначение. Обычно название внебюджетного фонда отражает направления использования этих средств. Есть на всех уровнях.
- Пенсионный фонд РФ: на пенсии, военным, инвалидам, пособия на детей.
- Фонд социального страхования: выплаты по больничным листам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет, на санаторно-курортное лечение.
- Государственный фонд занятости населения РФ.
- Фонд обязательного медицинского страхования РФ.
К доходам внебюджетных фондов относятся:
- Специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
- Отчисления от прибыли предприятий и организаций;
- Средства бюджета;
- Прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
- Займы, полученные фондом от ЦБ или коммерческих банков.
Государственный кредит– совокупность экономических отношений между государством и физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Особенности государственного кредита:
- При заимствовании средств государством обеспечением кредита служит всё имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо его доход.
- На уровне Центрального Правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера.
- По закону РФ «О государственном внутреннем долге РФ»: любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определенные условиями займа, но не более 30 лет.
Функции государственного кредита:
- Распределительная: через государственный кредит формируются центральные денежные фонды государства и их использование на принципах возвратности, платности, срочности. Государственный кредит является вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета, основным источником финансирования бюджетного дефицита.
- Регулирующая: вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентной ставки на рынке денег и капитала, на производство и занятость.
Сознательное использование государственного кредита как инструмента регулирования экономики – это финансовая политика.
- Контрольная: контролируется целевое использование средств, сроки возврата и своевременность уплаты процентов.
Государственный долг– долговые обязательства государства перед физическими и юридическими лицами, международными организациями и т.д., которые состоят из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности.
При возникновении финансового кризиса появляется необходимость реструктуризации долга – погашение долговых обязательств, с одновременным осуществлением заимствований или принятием других долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения. Она может осуществляться с частичным списанием или сокращением суммы долга.
Территориальные финансы
Территориальные финансы– финансы региона, территории, это денежные ресурсы, потоки и отношения, которые обеспечивают нормальный с точки зрения потребностей хозяйства на территории: устойчивый товарообмен и социально приемлемый жизненный уровень населения.
Доходы от региональных бюджетов РФ формируются за счет:
- Собственные налоговые поступления: налог на имущество организации, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж;
- Регулирующие – часть поступлений от некоторых федеральных налогов, которые зачисляются в региональные бюджеты, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц;
- Неналоговые поступления:
- Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности или доходы от хозяйственной деятельности (сдача имущества в аренду, дивиденды по акциям, принадлежащим органам власти и управлениям регионам, проценты от размещенных в банках временно свободных денежных средств соответствующих бюджетов);
- Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности (поступления от приватизации, продажи акций, продажи квартир, пенсионных фондов, от реализации конфискованного имущества);
- Штрафные санкции и суммы в возмещение ущерба;
- Доходы от внешнеэкономической деятельности территории.
Направления расходов региональных бюджетов:
- Обеспечение деятельности органов государственной власти и управление регионов;
- Проведение выборов и референдумов;
- Деятельность средств массовой информации;
- Формирование государственной собственности;
- Содержание и развитие предприятий, находящихся в собственности региона;
- Поддержание и развитие дорожной сети регионального значения;
- Реализация региональных целевых экономических и социальных программ;
- Обслуживание и погашение государственного долга региона;
- Оказание финансовой помощи местным бюджетам;
- Осуществление внешнеэкономических связей регионов.
Существуют расходы, финансируемые федеральным, региональным и местными органами управления совместно за счет соответствующих бюджетов:
- Государственная поддержка отраслей промышленности (кроме атомной), строительства, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи, дорожного строительства, метрополитенов, развития рыночной инфраструктуры (кредитно-финансовые учреждения);
- НИР;
- Обеспечение правоохранительной деятельности;
- Социальная защита, обеспечение пожарной безопасности, финансирование СМИ, охрана окружающей среды;
- Развитие федеративных и национальных отношений.
Существуют региональные внебюджетные фонды.