Выдержка из текста работы
Ислам (араб. – предание себя Богу, покорность) – одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), относящаяся к так называемым авраамическим (монотеистическим) религиям (наряду с христианством и иудаизмом).
Ислам возник в Западной Аравии (область Хиджаз) в начале VII в. Основателем этой религии считается житель Мекки Мухаммед (570–632). В возрасте 40 лет (около 610) Мухаммед объявил себя посланником единого Бога – Аллаха, продиктовавшего ему свою волю. В этот период каждое из арабских племен имело своих богов, но по мере концентрации власти у некоторых племен стали выделяться главные боги.
Мухаммед призывал соотечественников отказаться от поклонения многочисленным племенным богам, верить только в Аллаха, вести праведную жизнь и готовить себя к грядущему Божьему суду. Основным догматом вероучения Мухаммеда стало признание единым Богом Аллаха и Мухаммеда – «посланником Аллаха» («ля иляха илля-ллах ва Мухаммедун расулюллах»).
Учение ислама распространилось среди арабов не сразу, и даже не все из родного племени курейшитов поддержали Мухаммеда. Среди первых его последователей были его жена Хадиджа, его дядя по отцу Абу Талиб и двоюродный брат Али, сын Абу Талиба. Со своими сторонниками Мухаммеду пришлось переселиться из Мекки в Ясриб (позднее – Медина); со времени этого переселения – хиджры, которое произошло в 622, начинается летосчисление ислама.
На формирование ислама оказали влияние как политеистические представления, так и давно существовавшие на территории Аравии монотеистические религии – иудаизм и христианство.
На сегодняшний день мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют более 800 млн. человек. В 35 странах мусульмане составляют большинство населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией. Среди них Египет, Кувейт, Иран, Ирак, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия и др. Подавляющее большинсто мусульман сосредоточено в Западной, Южной, Юго-Восточной Азии и Северной Африке. Священными городами мусульман являются Мекка и Медина.
Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей на основе общности религии, но национальные противоречия в странах ислама отнюдь не исчезли, напротив, они постепенно все обострялись. Это нашло отражение в разных течениях в мусульманской религии, в расколах и сектах.
Суннизм и шиизм – направления ислама, имеющие наибольшее количество последователей. Хронологически суннизм оформился вслед за шиизмом как негативная реакция на его становление. В X – XI вв. суннизм приобрёл контуры самостоятельноготечения, которое воспринималось прежде всего как противопоставление шиитскому исламу. До настоящего времени термин “суннит” имеет менее чёткое смысловое наполнение, нежели термин “шиит”, и только в случае использования его в качестве антитезы этому термину становиться действительно значимым.
1. Коран как основание учения о государственной власти и праве
В Коране нет прямого запрета на регулирование общественной жизни иными нормами, чем нормами мусульманского права. Однако шариат – это не только право. Шариат – это «путь праведной жизни» мусульманина. Он включает и правовые, и моральные, и религиозные нормы. Они одинаково обязательны для «правоверного» и поэтому в принципе правовые и не правовые правила поведения не должны обособляться. В Исламе закон – это высказанное в Коране божественное утверждение.
Мусульманское право (чаще всего оно обозначается термином шариат) – составная часть социально религиозного мировоззрения – ислама, которое возникло на рубеже 6 – 7 вв. н. э. На Аравийском полуострове. Создание этого учения связывается с именем Мухаммеда ( 571 – 632 гг.) – выходца из небогатой торговой семьи, который выступил против племенного многобожия и объявил себя пророком единого бога – Аллаха.
Мусульманская концепция права характеризуется своеобразием подходов к оценке его основных параметров : происхождению права, его сущности, системе, источникам, соотношению прав и обязанностей, реализации, санкциям и т. д. Достоинства шариата мусульманские правоведы видят прежде всего в особом характере его происхождения.
В отличии от других правовых систем, которые являются результатом деятельности человека, государственных органов, мусульманское право, заявляют толкователи права (улемы), — это результат божественного откровения, оно даровано людям Аллахом через его пророка Мухаммеда.
Источник права в воле Аллаха, которому принадлежит неограниченный суверенитет. Нормы, создаваемые Аллахом, становятся известными людям посредством божественного откровения через его пророка Мухаммеда. Эти нормы изложены в заповедях пророка в Коране, содержаться в поступках и даже молчании Мухаммеда, из которых следует выводить общее правило.
С точки зрения мусульманской концепции права, найти источник права, правовую норму, пригодную для решения того или иного дела, значит вскрыть повеление бога по данному случаю, которое нужно извлечь из священных книг.
Законы могут создаваться и людьми, однако они могут принять отнюдь не любые акты, будучи ограничены рамками принципиальных положений ислама, содержащихся в Коране и сунне. В этих пределах люди создают законы не сами по себе, они – только исполнители воли Аллаха, который «водит их рукой», через них обнаруживает свою волю. Их задача – лишь облечь волю Аллаха в нормы, статьи, главы. Таким образом, в мусульманской концепции роль человека в создании правовых норм крайне принижена.
Своеобразен и подход мусульманской доктрины к пониманию источника права в формальном смысле (формы права). Теоретически здесь признается по существу лишь один вид источников – священные тексты Корана и сунны, на основе которых были сформулированы юридические правила поведения. Но это – источники особого рода; Коран не может быть предметом судебного анализа как обычный источник права. Поэтому, на практике применяются другие источники права.
Коран, который рассматривается как вечный и неизменяемый документ, содержит мало стихов юридического характера. Но, поскольку религиозные и нравственные предписания ислама теснейшим образом связаны с правом, остальные стихи тоже могут быть использованы в качестве источника, из которого «извлекается» право.
В отличии от Корана, где даже такие основные институты ислама, как молитва и закят (налог с имущества состоятельных мусульман в пользу нуждающихся), изложены без деталей, в сунне, которая состоит из многих тысяч хадисов, зачастую противоречащих друг другу, такие детали имеются .
Сунна – источник права подчиненный Корану, поэтому хадисы не имеют силы источника права в случае противоречия их Корану.
Если же для решения какого – то вопроса нельзя извлечь соответствующее правило ни из Корана, ни из сунны, то, по мнению мусульманских правоведов, это означает, что Аллах предоставил возможность людям самим урегулировать возникшее положение ноисходя из духа Корана и сунны или, по крайней мере, не противореча им.
В связи с этим, в шариате возникают другие источники права: такой как фетва муфтиев. Однако при всем значении этого источника, положившего начало выделения права из системы других социальных норм, все же фетва основывалась на толковании определенных положений священных текстов, на приспособлении их формулировок к решению данного дела.
Важнейшее место среди источников мусульманского права занимает иджма – единогласное мнение муджтахидов. Она означала единодушное решение вопроса, не урегулированного Кораном и сунной, введение нового правила поведения на основе консенсуса. Иджма это «презюмированное правосознание мусульманской общины» .
Есть еще один источник права, которому мусульманские правоведы придают очень большое значение и видят в нем исключительные достоинства, обеспечивающие гибкость мусульманского права, это – фикх, правовая доктрина. Помимо принципа есть еще и реальная жизнь. Она заставляла выделить, извлечь из ислама собственно юридические нормы, что и начали делать муфтии в своих фетвах. Их дело продолжили исламские ученые – юристы, писавшие свои труды.
Эти труды составляют науку о праве – фикх. Но фикх вместе с тем означает и само действующее право, поскольку к этим трудам также можно обращаться при решении дел в суде, ссылаться на них, обосновывая свое решение.
Иногда среди источников мусульманского права называют кияс — умозаключение по аналогии. Однако с точки зрения общей теории права – это специфический метод конструирования правовых норм, который широко применяется мусульманскими правоведами. Прибегая к киясу, мусульманские юристы исходили из того, что в основе любого из предписаний Корана и сунны лежит определенная причина, цель, интерес, «основание», смысл. Кияс представлял собой выделение новой нормы путем суждения, т. е. рациональными приемами, исходя из принципов Корана и сунны. Это – умозаключение на основе разума.
Это все вовсе не означает, что законы. Указы халифов или иные нормативные акты государства не использовались в качестве источников шариата. Однако в «классическом» мусульманском праве эти виды источников имели второстепенное значение. В то время государство выполняло свою правотворческую роль преимущественно косвенно: через санкционирование норм, сформулированных судебной практикой и правовой доктриной.
Мусульманские правоведы весьма высоко оценивают своеобразие источников шариата, считая их исключительно гибкими.
По их утверждениям, используя различные способы, в огромном материале шариата всегда можно подобрать норму, подходящую к данному случаю, решить дело, применяя принципы шариата.
Нормы шариата охватывают все стороны жизни мусульман – мораль, религию, право. Они регулируют не только внешнее поведение человека, но и его внутренний мир и даже «загробную» жизнь. Понятие правонарушения в этих условиях отождествляется с нарушением веры, за что взыскивает государство, выступающее в данном случае как община верующих.
Но характерной чертой шариата является то, что он «основан на идее обязательств, наложенных на человека», а не на концепции предоставляемых ему прав.
В исламе главное место занимает идея непреходящего долга человека перед Аллахом, покорности ему, принижения личности на всех ее уровнях (молодежи по сравнению со стариками, женщин – с мужчинами, не мусульман – с мусульманами и т. д.).
Таким образом, шариат представляет собой усеченную систему права, действующего в морально – религиозной, полумистической оболочке; систему, которая характеризуется архаизмами и по объему регулирования общественных отношений совершенно не соответствует современным условиям
2. Суннизм.
Суннитская догматическая система считается наиболее характерной для ислама в целом и, несмотря на фактическое отсутствие общепризнанного и единого для всех мусульман-суннитов комплекса догматов, нередко идентифицируется с исламским “правоверием”, то есть считается ортодоксальной. В странах распространения ислама приверженцы суннизма — сунниты, составляют большинство. При решении вопроса о главе мусульманской общины (об имаме-халифе) суннизм о…
**************************************************************