Содержание
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.3
1.СТРУКТУРА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КАФЕДРЫ ПСИХОЛОГИИ..4
1.1.Ознакомление с работой кафедры.4
2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ.7
2.1. Структура студенческой группы..7
2.2. Содержание и характеристика групповой деятельности…8
2.3. Социометрическое исследование9
3.МОДЕЛИ ОТКРЫТЫХ ЗАНЯТИЙ.15
3.1. Лекция…15
3.2. Практическое занятие..15
4.ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ…17
4.1. Цели, форма и содержание воспитательного мероприятия18
4.2. Психолого- педагогическое обоснование путей организации и подготовки мероприятия..20
4.3. Психолого- педагогический анализ воспитательного мероприятия20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..23
ЛИТЕРАТУРА.25
ПРИЛОЖЕНИЯ
Выдержка из текста работы
Педагогическая деятельность — это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях. В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми — педагогами. Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом. Цель педагогической деятельности — создание условий для осуществления перспектив развития студента как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности в начале педагогического воздействия и по его завершению.
В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, к внутренним — доминирование, гуманистическую и просоциальную направленность. Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядности [1].
Целью педагогической практики является формирование практических навыков подготовки и проведения учебных занятий, в том числе подготовки учебно-методических материалов.
Задачи педагогической практики:
— ознакомление с основными видами и формами педагогической деятельности;
— формирование навыков подготовки учебно-методических материалов;
— формирование навыков подготовки к лекционным и практическим занятиям;
— формирование навыков по проведению лекционных и практических занятий;
— формирование навыков по контролю и оценке работы студентов, в том числе разработка контрольно-измерительных материалов.
Педагогическая практика проходила в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) на кафедре автоматизации и обработки информации (АОИ).
2 Теоретические основы педагогической деятельности
2.1 Содержание педагогической деятельности в высшем учебном заведении
Основные формы педагогической деятельности протекают в условиях общения. Как правило, это лекция, семинар, экзамен, зачет, защита курсового проекта или реферата.
Лекция — учебное занятие, составляющее основу теоретического обучения и дающее систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывающее состояние и перспективы развития соответствующей области науки и техники, концентрирующее внимание обучающихся на наиболее сложных, узловых вопросах, стимулирующее их познавательную деятельность и способствующее формированию творческого мышления. Главное назначение лекции — обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом. Традиционная лекция имеет несомненные преимущества не только как способ доставки информации, но и как метод эмоционального воздействия преподавателя на обучающихся, повышающий их познавательную активность. Достигается это за счет педагогического мастерства лектора, его высокой речевой культуры и ораторского искусства. Высокая эффективность деятельности преподавателя во время чтения лекции будет достигнута только тогда, когда он учитывает психологию аудитории, закономерности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных процессов учащихся. Многообразие в подборе и построении материала и методик изложения лекционного материала определяется не только особенностями научной дисциплины, но и профилем вуза, факультета, кафедры. Методика чтения лекций зависит от этапа изучения предмета и уровня общей подготовки обучающихся, форма ее проведения — от характера темы и содержания материала.
Педагоги выделяют три основных типа лекций, применяемых при очном обучении для передачи теоретического материала:
· вводная лекция,
· информационная лекция
· обзорная лекция.
Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью, местом в системе учебных дисциплин. Дается краткий обзор курса, вехи развития науки, имена известных ученых. Намечаются перспективы развития науки, её вклад в практику. Теоретический материал связывается с практикой будущей работы специалиста. На этой лекции могут высказываться методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также может даваться анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой студентам, уточняться сроки и формы отчетности.
Информационная лекция ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.
Обзорная лекция — это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень излагаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов.
Порядок подготовки лекционного занятия:
— изучение требований программы дисциплины;
— определение целей и задач лекции;
— разработка плана проведения лекции;
— подбор литературы (ознакомление с методической литературой, публикациями периодической печати по теме лекционного занятия);
— отбор необходимого и достаточного по содержанию учебного материала;
— определение методов, приемов и средств поддержания интереса, внимания, стимулирования творческого мышления студентов;
— написание конспекта лекции;
— моделирование лекционного занятия; осмысление материалов лекции, уточнение того, как можно поднять ее эффективность.
Порядок проведения лекционного занятия:
— вводная часть, знакомящая студентов с темой лекции, ее планом, целью и задачами, рекомендуемой литературой для самостоятельной работы;
— основная часть, раскрывающая тему лекции;
— заключительная часть, содержащая выводы и обобщения [2].
Практические занятия — одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. Практическое занятие предполагает выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателей одной или нескольких практических работ.
Порядок подготовки практического занятия:
— изучение требований программы дисциплины;
— формулировка цели и задач практического занятия;
— разработка плана проведения практического занятия;
— отбор содержания практического занятия (подбор типовых и нетиповых задач, заданий, вопросов);
— обеспечение практического занятия методическими материалами, техническими средствами обучения;
— определение методов, приемов и средств поддержания интереса, внимания, стимулирования творческого мышления студентов;
моделирование практического занятия;
Порядок проведения практического занятия:
1. Вводная часть:
— сообщение темы и цели занятия;
— актуализация теоретических знаний, необходимых для работы с оборудованием, осуществления эксперимента или другой практической деятельности.
2. Основная часть:
— разработка алгоритма проведения эксперимента или другой практической деятельности;
— проведение инструктажа;
— ознакомление со способами фиксации полученных результатов;
— проведение экспериментов или практических работ.
3. Заключительная часть:
— обобщение и систематизация полученных результатов;
подведение итогов практического занятия и оценка работы студентов.
Лабораторные работы позволяют объединить теоретико-методологические знания и практические навыки учащихся в процессе научно-исследовательской деятельности.
Первый этап проведения лабораторных занятий представляет собой введение в лабораторный практикум и предполагает знакомство с измерительными приборами, методами измерения различных величин, методикой статистической обработки результата, графическими или какими-либо иными методами представления полученных результатов. Особое внимание при этом уделяется пониманию обучающимися таких фундаментальных понятий лабораторных работ как «цель работы», «задачи эксперимента», «выводы» из полученных результатов, рекомендации по их использованию. На этом этапе обучающиеся работают с литературой и компьютерными тренажерами. Контроль работы ведется с помощью тестирующих программ, а основной задачей преподавателя становится консультационная поддержка.
На втором этапе проводится работа с тренажерами, имитирующими реальную установку, объекты исследования, условия проведения эксперимента. Такие тренажеры виртуально обеспечивают условия и измерительные приборы, необходимые для реального эксперимента, и позволяют подобрать оптимальные параметры эксперимента. Работа с тренажерами позволяет получить навыки в составлении эскизов, схем организации лабораторного эксперимента, позволяет избежать пустых затрат времени при работе с реальными экспериментальными установками и объектами. Функции преподавателя на этом этапе сводятся исключительно к консультированию студентов.
Третий этап представляет собой выполнение эксперимента в реальных условиях. Для этого может быть использован режим удаленного доступа к экспериментальной установке или материальная база филиала. На этом этапе основная педагогическая нагрузка ложится на преподавателя, который организует лабораторный практикум и оказывает помощь студентам. Отчет по выполненным работам представляется для проверки преподавателю курса.
Таким образом, организация и проведение лабораторных работ с использованием дистанционных технологий не исключают непосредственного общения преподавателя со студентами, но оно имеет место, главным образом, на заключительном этапе. При этом лабораторная работа как организационная форма учебной деятельности при дистанционном обучении предполагает усиление роли преподавателя по консультационному и контролирующему сопровождению учебно-познавательной деятельности студентов, а также увеличение самостоятельной работы студентов с учебно-методическими материалами и, прежде всего, с тренажерами.
Лабораторные работы имеют ярко выраженную специфику для различных специальностей и учебных дисциплин, поэтому по каждой специальности и дисциплине должны быть разработаны особые рекомендации.
Одной из основных организационных форм учебной деятельности я……..