Выдержка из текста работы
Прошедший век часто называют веком индустриального общества. В его развитие внесли свой вклад, прежде всего, фундаментальные изобретения, но также и методы производства нового типа, такие как конвейер и экстремальное разделение труда в смысле тейлоризма. К концу того века уже наметилось формирование информационного общества. Технические возможности, которые открываются, в особенности, благодаря использованию ядерной энергии, а в последнее время благодаря развитию генной инженерии и информатики, воспринимаются, правда, не только как благо, но часто и как угроза. Отсюда возникают новые требования к человеческим организациям, таким как государство и его учреждения с их законодательными функциями, охраной здоровья и т.д., и встает вопрос, как организационные структуры современного общества могут справиться с возникающими в информационном обществе проблемами. Бесспорно при этом, что человек все в большей мере попадает в центральный пункт мышления, и мы во все большей мере имеем дело с увлекательной взаимной игрой между индивидом, с одной стороны, и системой, которая всегда имеется в наличии — с другой. То, что мы будем делать в будущем, будет определяться не столько высоким уровнем развития техники, сколько социологическими конструктами, в особенности нахождением консенсуса в социальном плане.
Почти все эти социальные группы и национальные общности неоднородны по составу и, в свою очередь, делятся на отдельные слои и группы с их собственными экономическими, социальными, политическими и другими интересами. На это обращает внимание распространенная в западной социологии теория стратификации, делящая общество на различные слои («страты») по самым разным основаниям: уровень доходов, профессия, вид деятельности, политические взгляды, ценностные ориентации и т.д.
1. Социальная система: понятие, виды, структура.
Социальная система — это сложноорганизованное упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, объединенных разнообразными связями и взаимоотношениями.
В структуре любого отношения выделяются:
— субъекты (стороны, между которыми возникают отношения);
— объект (то, по поводу чего возникают отношения между субъектами);
— потребности (отношения субъект — объект);
— интересы (отношения субъект — субъект);
— ценности (отношения между идеалами взаимодействующих субъектов). Социальные отношения складываются между группами людей, и даже когда в социальные отношения вступают отдельные личности, или отношения возникают между личностью и группой, личностью и обществом, мы не можем рассматривать эту личность обособленно, вне общности или общества, которые побудили в ней определенные мотивы, социальные интересы и повлияли на формирование ее ценностей. Объединения людей в совместной деятельности, в ходе которой они приобретают сходные характеристики и социальные качества, называются социальными общностями. Совокупность социальных общностей и система взаимосвязей и отношений между ними составляют социальную структуру общества. Отношения между социальными группами регулируются, упорядочиваются социальными институтами, действующими во всех сферах жизни общества. Таким образом, можно сказать, что социальная структура общества — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп и институтов.
Рассматривая структуру социальной организации, необходимо выделить следующие ее типы:
— линейная, характеризующаяся системой вертикальной зависимости, руководство подразделениями осуществляется одним лицом;
— функциональная, при которой руководство распределяется между рядом лиц, которые специализируются на отдельных функциях;
— штабная, в которой наряду с системой линейной зависимости существует штаб помощников, советников, экспертов.
Одной из главных функций социальной организации является соединение людей со средствами и целями общественного труда, т.е. включение средств труда в социальные отношения. Они должны стать средствами как для достижения целей функционирования организации, так и для достижения каждым членом организации своих личных целей.
Другим принципиальным назначением социальной организации является обеспечение повышения эффективности ее функционирования за счет определенного ограничения разнообразия в деятельности самой организации. Это связано с тем, что программа организации предлагает для достижения целей определенные образцы, нормы поведения, закрепленные предшествующим опытом и авторитетом.
Следующая функция социальной организации связана с реализацией долгосрочных целей через последовательное решение стандартных задач, заранее установленных и длительно функционирующих в виде образцов деятельности.
Еще одной особенностью социальной организации является всеобщая координация, которая осуществляется посредством объединения людей. С социальной точки зрения главной проблемой следует считать совмещение общеорганизационных целей с целями каждого индивида — ее участника. Проблема состоит в определенном способе объединения людей, в создании общественных отношений, при которых деятельность людей по достижению собственных интересов не противоречит деятельности по достижению интересов общественных, сочетается с ними.
Под социальной организацией понимается модель поведения и отношений, которая преднамеренно и на законных основаниях планируется для членов организации.
1.1.Основные компоненты и уровни социальной системы.
Социальной называется система, в которую входит человек или которая предназначена для человека.
Общие системообразующие факторы социальных систем:
• общая цель всей совокупности компонентов;
• подчинение целей каждого компонента общей цели системы и осознание каждым элементом своих задач и понимание общей цели;
• выполнение каждым элементом своих функций, обусловленных поставленной задачей;
• отношения субординации и координации между компонентами системы;
• наличие принципа обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами.
Первым, важнейшим компонентом социальных систем является человек — существо прежде всего общественное, сознательное, целеполагающее, связанное с другими людьми тысячью разнообразных отношений и форм взаимодействия. В процессе труда люди
объединяются в группы, артели, социальные слои, общности и организации. Наличие человеческого компонента — главное отличие социальной системы от других целостных систем.
Вторая группа компонентов социальной системы — процессы (экономические, социальные, политические, духовные), совокупность которых представляет собой смену состояний системы в целом или какой-то части ее подсистем. Процессы могут быть прогрессивными и регрессивными. Они вызваны деятельностью людей, социальных и профессиональных групп.
Третья группа компонентов социальной системы — вещи, т.е. предметы, вовлеченные в орбиту хозяйственной и общественной жизни, так называемые предметы второй природы (производственные здания, орудия и средства труда, компьютерная и оргтехника, средства связи и управления, технологические устройства, созданные человеком и используемые им в процессе производственной, управленческой и духовной деятельности).
Четвертая группа компонентов социальной системы имеет духовную природу — это общественные идеи, теории, культурные, нравственные ценности, обычаи, ритуалы, традиции, верования, которые опять-таки обусловлены действиями и поступками различных общественных групп и отдельных индивидов.
Самый широкий и сложный уровень — все конкретно-историческое общество (российское, американское, китайское и др.),
совокупность членов этого общества и весь комплекс общественных отношений — экономических, политических, собственно социальных, духовных и экономических. В этом самом ……..
Список использованной литературы.
1. Акимов Т.А. теория организации. — М.: Юнити, 2013. 320 с
2. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: учебное пособие. П.: ПетрГу, 2012. 426 с.
3. Алиев В.Г., Варфоломеев В.П., Варфоломеева Э.А. Теория организации: Учебник для вузов / Под ред. В.Г. Алиева. — М.: Экономика, 2013. 418 с.
4. Атаманчук Г.В. Теория организации. М.: Изд-вло «РАГС», 2011. 451 с.
5. Быков В.В. Основные формы организации и самоорганизации общества. М.: РАН, 2010. 134 с.
6. Видяпина В.И. Бакалавр экономики (хрестоматия). М.: Инфра-м, 2014.
7. Вильямский В.С. Основы организации деятельности социальных систем. М.: Феникс, 2012. 544 с.
8. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология. М.: ИНФРА-М, 2011. 13 т. 944 с.
9. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. М.: КНОРУС, 2007.
10. Коренченко Р.А. Теория организации: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика. 2015. 213 с.
11. Ларионов И.К. Стратегия социального управления. М.: Дашков и Ко, 2014. 495 с.
12. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник для вузов. — 3-е изд. доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2014. 480 с.
13. Парахина В.Н. Теория организации: учебное пособие / В.Н.Парахина, Т.М.Федоренко. 4-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2011. 296 с.
14. Райченко А.В., Латфуллин Г.Р. Теория организации: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2014. 310 с.
15. Смирнов Э.А. Теория организации. Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2012. 280 с.
16. Теория организации: Учебник / Дафт, Ричард Л.; пер. с англ. А.М.Короткова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 699 с.
17. Черников М.В. Самоорганизующиеся системы: методологические подходы и проблема управления // Общество и человек: пути самоопределения. СПб.: Питер, 2013.