Выдержка из текста работы
Тематика курсовых работ по дисциплине «Административное право» Тема выбирается по последней цифре зачетной книжки
- Исполнительная власть и ее место в системе разделения властей.
- Принципы организации и функционирования исполнительной власти.
- Государственное управление и его соотношение с исполнительной властью.
- Административное право как отрасль права.
- История становления и развития административного права в России.
- Система и источники современного административного права.
- Административный договор в системе источников административного права.
8- Административно-правовые нормы и способы их реализации.
9. Административно-правовые отношения: понятие, структура, особенности и видовая классификация.
- Субъекты административного права: понятие, виды и общая характеристика административно-правового статуса.
- Граждане Российской Федерации как субъекты административного права.
- Обращения граждан в органы публичной власти как элемент их административно-правового статуса.
- Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
- Административно-правовой статус вынужденных переселенцев в Российской Федерации.
- Административно-правовой статус беженцев в Российской Федерации.
- Государственная служба как социально-правовой институт.
- Система и принципы государственной службы Российской Федерации.
- Организационно-правовые основы государственной гражданской службы в Российской Федерации.
- Организационно-правовые основы военной службы Российской Федерации.
- Организационно-правовые основы правоохранительной службы Российской Федерации.
- Общее и особенное в системе регионального законодательства о государственной службе.
- Государственный служащий как субъект административного права.
- Прохождение государственной службы: временной и содержательный аспекты.
- Поощрение государственных; служащих как элемент методики государственного управления.
- Виды юридической ответственности, применяемые к государственным служащим.
- Правоограничения, связанные с государственной службой.
- Понятие и правовой статус органов исполнительной власти.
- Система и структура органов исполнительной власти Российской Федерации.
- Федеральные агентства в системе исполнительной власти Российской Федерации.
- Президент Российской Федерации и исполнительная власть.
- Правительство Российской Федерации как высший
исполнительный орган государственной власти Российской Федерации.
- Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
- Административно-правовой статус общественных объединений.
- Административно-правовой статус профессиональных союзов.
- Политическая партия как субъект административного права.
- Административно-правовой статус религиозных объединений.
- Форма управления как внешнее выражения его содержания.
- Правовые акты управления в системе актов государственных органов и общественных объединений.
- Методы управления в системе средств осуществления функций государственной управленческой деятельностью.
- Убеждение в системе методов реализации государственного управления.
- Административное принуждение как метод государственного управления.
- Административно-предупредительные меры: целевое назначение, виды, основания И порядок применения.
- Меры административного пресечения: целевое назначение, виды, основания и порядок применения,
- Общественный порядок: понятие, структура, правовое регулирование.
- Административно-правовая охрана общественного порядка.
- Общественная безопасность Российской Федерации: проблемы обеспечения и организации управления.
- Административная ответственность в структуре административного принуждения.
- Законодательство об административной ответственности: становление, развитие и современное состояние.
- Субъекты административной ответственности: общая характеристика правового статуса.
- Основания административной ответственности.
- Административное правонарушение как основание административной ответственности: понятие, признаки, состав и отграничение от преступления.
- Административное наказание как правовой критерий административной ответственности: понятие, цели, система и виды.
- Административно-процессуальное право: становление теории и современное развитие,
- Административный регламент как процессуальный механизм реализации полномочий органа исполнительной власти.
- Административно-процессуальное производство и его виды,
- Административно-нормотворческий процесс: понятие, особенности, структура, виды
- Производство по рассмотрению обращений граждан»
- Лицензионное (разрешительное) производство как элемент административно-процессуальной деятельности.
- Регистрационное производство как элемент административно-процессуальной деятельности.
- Учредительное производство как элемент административно-процессуальной деятельности.
- Понятие и структура административно-юрисдикционного процесса.
- Задачи, виды и принципы производства по делам об административных правонарушениях
- Система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях.
- Участники производства по делам об административных правонарушениях.
- Предмет доказывания и виды доказательств по делу об административном правонарушении.
- Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: значение, сущность, проблемы теории и практики.
- Институт административно-правовых режимов в системе административного права.
- Административная юстиция и ев место в структуре административного права.
- Судебно-процессуальный порядок разрешения публично-правовых споров (административное судопроизводство).
- Сущность и способы обеспечения законности в государственном управлении.
71. Цели ж правовые средства контроля в государственном управлении.
72. Президентский контроль в государственном управлении.
73. Контроль Правительства РФ за деятельностью органов исполнительной власти и урегулирование разногласий между этими органами.
74. Административный надзор: понятие, сущность, цели.
75. Общественный контроль: понятие, сущность, цели.
76. Федеральные службы как органы административного контроля и надзора.
77. Роль служебной дисциплины и законности в деятельности государственных служащих.
78. Правовые основы государственного управления в области финансов и кредита в Российской Федерации.
79. Правовые основы управления государственным сектором экономики в Российской Федерации.
80. Государственное регулирование монополистической деятельности в Российской Федерации.
81. Государственное регулирование агропромышленного производства в Российской Федерации.
82. Организационно-правовые основы государственного управления на транспорте.
83. Организационно-правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения в РФ.
84. Организационно-правовые основы государственного управления в области связи и информатизации.
85. Организационно-правовые основы государственного управления и регулирования в сфере образования.
86. Организационно-правовые основы государственного управления и регулирования в сфере науки.
87. Организационно-правовые основы библиотечного, музейного и архивного дела в Российской Федерации.
88. Организационно-правовые основы государственного регулирования вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию культурных ценностей.
89. Организационно-правовые основы охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
90. Административно-правовое регулирование санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
91. Организационно-правовые основы государственного регулирования и организации занятости населения в Российской Федерации.
92. Организационно правовые основы обеспечения обороны Российской Федерации.
93. Организационно-правовые основы государственного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
94. Организационно-правовые основы режима закрытых административно-территориальных образований.
95. Организационно-правовые основы защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
96. Организационно-правовые основы построения системы органов внутренних дел Российской Федерации.
97. Милиция общественной безопасности: задачи, функции и правовой статус.
98. Организационно-правовое регулирование порядка выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.
99. Правовые основы организации и деятельности службы судебных приставов в Российской Федерации.
100. Организационно-правовые основы государственного управления в области иностранных дел.
Методические рекомендации
по заполнению курсовых работ
Целевое назначение и структура курсовой работы
Курсовая работа — это результат самостоятельного творческого подхода студента к изученной проблеме. Цель выполнения курсовой работы состоит в углублении и закреплении знаний по отдельным аспектам изучаемых дисциплин, в овладении научными методами анализа. Работа над курсовой работой призвана способствовать приобретению студентами навыков и умения на основе теоретических разработок и действующего законодательства обобщать практику применения действующего законодательства, выявлять и анализировать недостатки в деятельности органов государственной власти, а также делать соответствующие выводы.
При выборе темы курсовой работы следует учитывать:
а) ее актуальность, научное и практическое значение, уровень ее разработанности (исследованности) и освещения в литературе, наличие необходимых научных и нормативных источников;
б) предшествующий опыт практической работы студента, его склонность и интерес к более углубленному изучению той или иной сферы правового регулирования или научного исследования;
в) возможность использования результатов работы в дальнейшей практической деятельности.
После выбора темы курсовой или выпускной квалификационной работы студенту следует согласовать ее с преподавателем, закрепленным в качестве научного руководителя по данной работе и получить от него соответствующие рекомендации по составлению плана работы, библиографическому и нормативному материалу и подбору необходимой литературы.
Работа над курсовой или выпускной квалификационной работой начинается с изучения имеющейся по теме специальной литературы, нормативного и правоприменительного материала. Это дает возможность студенту получить представление о содержании и основных вопросах, выносимых для рассмотрения по теме, составить план будущей работы.
Научный руководитель контролирует ход самостоятельной работы студента по избранной им тематике, направляет ее, помогает в отборе материала и в формировании научной и правовой позиции при различных подходах в научных работах по исследуемой проблематике.
Курсовая работа различаются по уровню предъявляемых к ним требований: чем старше курс, тем весомее и значимее по избранной теме и содержанию должна быть творческая сторона студенческой работы. При написании курсовой работы рекомендуется выбирать темы, имеющие логическую взаимосвязь и последовательность в исследовании по одному из наиболее значимых проблем или направлений правового регулирования. Это позволяет достаточно глубоко и наиболее полно проводить научную разработку, раскрывать выбранную тему в различных аспектах и более качественно подготовить будущую выпускную квалификационную работу. Такой «сквозной» подход в подготовке курсовых работ способствует выработке опыта научного анализа, повышает уровень теоретической и практической значимости выполненного итогового выпускного (бакалаврского либо дипломного) исследования.
Основные требования, предъявляемые к выпускной квалификационной работе, заключаются в следующем:
■ глубина исследования и полнота освещения исследуемой проблемы;
■ логическая последовательность изложения материала;
■ обоснованность выводов и рекомендаций.
В процессе написания бакалаврской работы студент должен:
а) показать глубокие знания теории исследуемой проблемы, изучить отечественный и зарубежный опыт, современные методы исследования поставленных вопросов;
б) дать всестороннее описание, комплексный анализ состояния проблемы применительно к объекту, на базе которого выполняется работа, выявить и аргументировать имеющиеся недостатки в рамках исследуемых вопросов. В процессе написания дипломной работы студент кроме того должен также проанализировать прикладные аспекты исследуемой им проблематики, используя для этого фактический материал, который может быть получен им как из специальных источников, так и из периодической печати и в ходе практической работы в качестве юриста-стажера.
По своей структуре как курсовая, так и выпускная квалификационная (бакалаврская или дипломная) работа должна состоять из введения, основной части и заключения, а также списка использованной литературы.
Во введении дается обоснование актуальности темы работы, обзор ее разработанности в научной и учебной литературе, в том числе с указанием авторов, ранее занимавшихся избранной проблематикой и наиболее значимые монографические работы по ней. Во введении формулируются также объект, предмет, цель и задачи предполагаемого курсового или выпускного квалификационного исследования, его научное и прикладное практическое значение, а также методология исследования. Введение должно быть кратким и сжатым изложением основных идей работы. Объем введения — от 1,5 до 2 страниц печатного текста для курсовой работы и от 3 до 4 страниц для дипломной работы.
Основные элементы введения к любой творческой работе формируется следующим образом:
- во-первых, это актуальность темы исследования, которая определяется несколькими факторами: необходимостью дополнения теоретических конструкций, относящихся к изучаемому явлению; потребностью науки в новых эмпирических данных и в совершенствовании используемых методов или технологий управления по отдельным видам деятельности;
- во-вторых, это степень разработанности темы, которая показывает уровень изученности заявленной проблематики в научной и учебной литературе, а также направления научных исследований в рамках разрабатываемой темы;
- в-третьих, это цель самого исследования, т. е. его конечный результат, который может быть весьма разнообразным, в частности, характеристика явлений, не изученных ранее, а равно мало изученных, изученных противоречиво; выявление взаимосвязей явлений; изучение динамики явлений; выявление и обобщение закономерностей, создание классификаций, типологии, создание методики, адаптация технологий и т. п.;
- в-четвертых, это задачи исследования, т. е. выбор путей и средств достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой;
- в-пятых, это объектом исследования, в качестве которого может выступать, в частности, человек, определенного рода процесс (процесс в определенной сфере), феномены и результаты человеческой деятельности либо те или иные общественные отношения;
- в-шестых, это предмет исследования, в качестве которого выступают определенные свойства объекта, их соотношение, а также зависимость объекта и его свойств от каких-либо условий; предметом исследования могут быть как явления в целом, так и отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым;
и, наконец, в-седьмых, это методология исследования, которая представляет собой описание совокупности использованных в работе методов исследовательской деятельности для разработки предмета исследования, достижения его цели и решения поставленных задач.
Основное содержание как курсовой, так и любой квалификационной (бакалаврской либо дипломной) работы раскрывается в разделах, главах и их параграфах. Как правило, в работе содержится не более трех глав или разделов. В главе или разделе раскрывается часть темы, определяющая ее содержание и имеющая самостоятельное смысловое значение, в параграфе — отдельный вопрос темы.
В главах (разделах) и параграфах и курсовой, и выпускной квалификационной работы освещаются основные теоретические положения, различные точки зрения ученых юристов и практиков, на базе которых разрабатывается данная тема, анализируется законодательная база, проводится обобщение судебной и иной правоприменительной практики, опыта работы правоохранительных и других органов и организаций. Каждая глава (раздел) должна заканчиваться соответствующими выводами.
В заключение любой работы формулируются основные выводы, к которым автор пришел на основе анализа проблем, поставленных им во введении. В выпускной квалификационной (прежде всего — дипломной) работе должны также содержаться и рекомендации и предложения ее автора по совершенствованию действующего законодательства. Заключение должно органично вытекать из содержания самой работы и подводить ее логический итог. Выводы, предлагаемые студентом в заключительной части, не должны содержать новых сведений и текстуально совпадать с формулировками выводов отдельных глав и параграфов.
Последним разделом любой работы является список использованной специальной и нормативной литературы с указанием места и времени ее издания.
Работа может также включать и приложения, т. е. некий вспомогательный материал: таблицы, схемы, рисунки, фотографии и т. п. Приложения располагаются в порядке появления ссылок на них в тексте основных разделов и в общий объем работы не входят.
Подготовка к написанию курсовой работы
После утверждения темы работы и научного руководителя, необходимо, прежде всего, найти и подобрать все относящееся по теме источники: нормативные акты, обобщение судебной или иной правоприменительной практики, монографии, научные статьи, комментарии и статистические данные. Следует иметь в виду, что необходимый материал может находиться не только в публикациях, посвященных избранной студентом тематике, но и в коллективных трудах и соответствующих научных сборниках.
Список выявленных источников и литературы студент представляет своему научному руководителю, который дает им общую оценку по структуре, количественному и качественному составу, и советует, что следует добавить или исключить из представленного списка.
Далее следует этап изучения специальной литературы, который следует проводить по следующей схеме
а) общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;
б) беглый просмотр его содержания;
в) чтение в порядке последовательности расположения материала;
г) выборочное чтение какой-либо части произведения;
д) выписка представляющих интерес материалов;
е) критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как фрагмент текста будущей дипломной либо итоговой квалификационной работы. В процессе работы над литературой следует выписывать отдельные положения, примеры, статистический материал. Записи целесообразно делать на отдельных листах или карточках с точным указанием источника, в котором они содержатся в заглавии карточки (названия вопроса, которому она посвящена). По мере накопления материала выписки раскладывают (по пачкам или конвертам) согласно плану работы.
При обработке фактических данных рекомендуется применять следующие методы научного анализа и их группировки: сравнительного анализа, синтеза, дедуктивный и индуктивный, исторического анализа, аналогии и др.
Следует обращать внимание на установление внутренних связей между формами и методами деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, системы правоохранительных и судебных органов, с одной стороны, и результатами их деятельности — с другой. Особо важно в ходе такого анализа установить всю совокупность факторов, обеспечивающих рост эффективности и качества правового регулирования и деятельности органов государственной власти, правоохранительной и судебной системы, а не ограничиваться только отдельно взятыми примерами.
Содержание как курсовой, так и выпускной квалификационной работы и ее разделов определяется характером темы и поставленными целями и задачами исследования. Приступать к написанию дипломной работы следует после изучения основных проблем темы, нормативных источников и литературы, а также сбора и анализа фактического материала (для дипломной работы). Изложение содержания работы должно быть научно обоснованным и аргументированным, отражать действующее законодательство.
Суждения, обобщения и особенно практические рекомендации необходимо теоретически аргументировать и подтверждать фактическими материалами. Следует учитывать, что как для курсовой, так и для выпускной квалификационной работы следует использовать проверенные и систематизированные факты с указанием на источник информации, из которого они взяты. Необходимо избегать прямых и пространных заимствований из нормативных актов и литературных источников, декларативных утверждений и высказываний назидательного характера.
В своем содержании и курсовая, и выпускная квалификационная работа должна иметь органическое внутренне единство, строгую логику изложения материала. При написании работы не следует забывать о стиле изложения: точности, ясности, четкости формулировок и определений, разнообразии употребляемых слов, а также о литературной форме выражения мысли.
Оформление курсовой
и выпускной квалификационной работы
Курсовая и выпускная квалификационная работа должна иметь титульный лист, на котором указывается: название образовательного учреждения, кафедры, наименование вида и темы работы, фамилия и инициалы студента, курс, учебная группа, фамилия и инициалы научного руководителя, его ученая степень, звание, год написания работы.
Как курсовая, так и выпускная квалификационная работа начинается с оглавления, в котором последовательно указываются наименования каждой главы (раздела) и страницы, на которых они расположены.
Примерный объем курсовой работы 25-30 страниц, бакалаврской работы — 45-50 страниц, дипломной работы — 65-75 страниц. При этом список использованных источников и литературы, а также приложения в указанный объем не входят.
Как курсовая, так и выпускная квалификационная работа представляется, как правило, в печатном виде. Текст должен быть выполнен на одной стороне листа стандартной белой бумаги формата А-4. Станицы курсовой и дипломной работы должны иметь поля: левое — 30 мм, верхнее и нижнее — 20 мм, правое — 10 мм. Межстрочный интервал при печати — 1,5. Табуляция 1,25 см.
Каждая часть работы (введение, главы, заключение) начинается с новой страницы с воспроизведением полного названия главы (раздела) и, если имеются, подраздела. Расстояние внутри главы между окончанием параграфа и наименованием следующего составляет 4,5 интервала (т. е. пропускаются 2 строки, а на 3-й располагается наименование). Расстояние между наименованием главы, параграфа, раздела и текстом составляет 3 интервала (пропускается 1 строка, а на 2-й начинается текст). В тексте воспроизводится наименование глав и параграфов (с указанием их нумерации). Названия глав печатаются заглавными литерами. Названия параграфов начинаются с абзаца.
При использовании в работе статистического материала необходимо давать его текстовое объяснение. Приложения к работе оформляются отдельно, имеют сквозную нумерацию страниц и прилагаются к работе после списка использованной литературы.
Цифровые данные, если они играют существенную роль в работе, представляются в виде таблиц. Каждая таблица должна обязательно иметь номер и заголовок (название), который кратко и полностью отражает ее содержание и пишется в верхнем левом углу. Нумерация таблиц может быть сквозная (в пределах всей работы) или в пределах раздела (например, первая таблица первого раздела может иметь номер 1.1, где первая цифра — номер раздела, вторая — номер таблицы по порядку в пределах этого раздела). Большое количество таблиц можно оформлять приложением. Таблицы, имеющие формат больше А-4 оформляются обязательно приложением. Таблицы, вынесенные в приложения, имеют самостоятельную нумерацию в той последовательности, в какой на них делается ссылка в тексте. Аналогичные требования предъявляются к оформлению рисунков и схем.
Работа должна иметь соответствующую нумерацию. Порядковый номер страницы печатается в середине верхнего поля. Все страницы работы, включая и приложения (таблицы, схемы и т. д.) нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. Первой страницей считается титульный лист, на ней цифра «1» не ставится, на следующей странице проставляется цифра «2» и т. д.
Сноски на использованные источники оформляются внизу страницы, на которой они цитируются. Для этого в конце цитаты ставится цифра, обозначающая порядковый номер на данной странице. Внизу страницы под чертой, отделяющей сноску от текста, этот номер повторяется, и за ним следует название книги, из которой взята цитата, и через запятую — номер цитируемой страницы.
Например:
1 См.: Тимошенко И.В. Административное право: конспект лекций. — Изд. 2-е., доп. и перераб. Ростов н/Д, 2008. С. 44.
2 Собрание законодательства РФ. 2008. № 2. Ст. 303.
Если на одной и той же странице цитируется одна и та же книга, во второй сноске можно не повторять полностью ее название, а ограничиться следующим:
2. Там же. С. 47.
Если та же книга цитируется в следующий раз не на той же странице, то указывается ее автор, а вместо названия пишется «Указ. соч.».
Например:
1 Тимошенко И.В. Указ. соч. С. 88.
Нумерация сносок — постраничная. Расположение сносок в конце работы с общей порядковой нумерацией не допускается.
В конце курсовой или выпускной квалификационной работы следует привести список использованной литературы, где указывается автор, наименование работы, место издания, издательство и год издания. Если дается ссылка на журнал или другое периодическое издание, то, кроме фамилии и инициалов автора, указывается название журнала, газеты, сборника, год и номер издания. Список литературы состоит из двух разделов: «Нормативные акты» и «Специальная литература», куда включаются монографии, статьи, учебники, справочники, комментарии. Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Инициалы указываются после фамилии автора.
Тематика курсовых Административное право — Стр 2
Кроме того, если в работе использована судебная практика, то в списке источников и литературы она оформляется отдельным разделом «Судебная практика». Также могут иметь место разделы «Законопроекты» и «Иные официальные документы». Источники, полученные через Internet, оформляются в разделе «Internet-ресурсы» с указанием соответствующего адреса.
Содержание
Требования Государственного образовательного стандарта к содержанию дисциплины
«Административное право»…………………………………3
Цели, задачи, структура и методика
изучения курса………………………………………………..4
Тематический план курса ………………………………… 11
Учебная программа курса
«Административное право»……………………………….12
Тезаурус (лексический словарь)
административно-правовой терминологии…………….. 28
Содержание практического курса …………………….. 101
Самостоятельная работа студентов……………………. 245
Требования к промежуточному и итоговому контролю (рейтингу)
и критерии оценки знаний……………………………… 253
Тест на проверку остаточных знаний по курсу…….. 259
Тематика курсовых и выпускных
квалификационных работ………………………………. 299