Содержание
Введение3
1 Понятие и сущность бюджета4
2 Дефицит и профицит бюджета8
3 Сбалансированность бюджета: понятие и условия11
4 Параметры федерального бюджета РФ15
Заключение18
Литература20
Выдержка из текста работы
С экономической точки зрения профицит бюджета означает излишнюю мобилизацию доходов в бюджет, что негативно влияет на экономику, поскольку излишняя централизация финансовых ресурсов в руках органов государственной власти и местного самоуправления уменьшает инвестиционный потенциал хозяйствующих субъектов, тем самым снижая их возможности по обновлению производства, внедрению новых технологий, что отрицательно сказывается на эффективности результатов их работы.
Именно из-за этого негативного влияния на экономику в законодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет с профицитом. В России эта норма БК РФ не предусматривается.
Бюджет должен составляться и утверждаться сбалансированным. В российской бюджетной практике бюджеты на субфедеральном и муниципальном уровнях чаще принимаются с дефицитом. Однако реже, но встречаются случаи формирования бюджетов с профицитом, включая и федеральный бюджет России последних лет. Если при составлении или рассмотрении проекта бюджета прогнозируется превышение доходов над расходами, то до момента утверждения бюджета необходимо принять меры по устранению профицита бюджета в такой последовательности:
— сократить привлечение доходов от продажи государственной (муниципальной) собственности, сократить поступления доходов в федеральный бюджет от реализации государственных запасов и резервов;
— предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
— увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.
Если перечисленные меры проводить нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации.
Если профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно. Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при стопроцентном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, — явление положительное. Однако если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономического бума или недофинансирования расходов, то нет оснований положительно оценивать профицит бюджета.
Но какой бы ни была причина образования профицита бюджета, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год.
4.5. Государственные социальные внебюджетные фонды
В ходе развития современной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости социальной защиты людей. Развитие экономики, появление новых технологий способствуют повышению рисков потери трудоспособности, заболеваний, безработицы и др. Одновременно с индивидуальными способами защиты от таких рисков государство берет на себя обязанность по гарантии компенсации последствий этих рисков.
В рамках социальной политики государства можно выделить систему обязательных гарантий по обеспечению граждан в старости, по болезни, инвалидности, потере работы, а также малообеспеченных семей. Эта система гарантий, защита прав работников составляют понятие социальной защиты. А система мер по непосредственному материальному обеспечению нетрудоспособных и малообеспеченных граждан в рамках этой защиты называется социальным обеспечением.
Социальное обеспечение может быть основано:
— на социальном страховании;
— социальной помощи.