Выдержка из текста работы
В Восточной патристике среди мыслителей можно выделить Григория Нисского (335-394 гг. н. э.). Его работы: «Послания о жизни святой Макрины», «О детстве и о совершенстве», «Об устроении человека» и другие. Философское мировоззрение Григория Нисского сложилось под влиянием неоплатонизма. Он выдвинул тезис о необходимости размежевания сфер философии и богословия, проповедовал изначальное различие между верой, знанием и Богом как единство в трех ипостасях: Бог-отец, Бог-сын и Бог Дух Святой. Антропология мыслителя исходит не из идеи индивида, а из идеи человечества как органического целого некоей коллективной личности, сущность которой усматривается в интеллекте.
Основные идеи периода Восточной патристики:
- Отделение интеллигибельного1 мира от чувственного и телесного.
- Человек – это значительно больше микрокосма2.
- Осмысление христианства.
- Обоснование догмата Святой Троицы.
В западной патристике среди мыслителей выделяют Августина Блаженного (354-430 гг. н. э.). Основные работы: «О граде Божьем», «Об истинной религии», «О бессмертии души» и другие – дают представление об идеях, которые рассматривал мыслитель. Он прошел через увлечение манихейством и скептицизмом. Онтология мыслителя и его учение о Боге как абсолютном бытии следуют неоплатонизму, но Августин пытался заново продумать старые идеи, исходя не из объекта, а из субъекта, из самоочевидности человеческого мышления.
Основные идеи периода:
- «Истинная философия и истинная религия – одно и то же».
- Вопрос о Боге. Теоцентризм.
- Атрибуты Бога: вечность, бестелесность, невещественность, бесконечность в пространстве.
- Бог есть воля, высшее благо.
Основа духовной жизни – воля, а не разум.
- Основной мыслитель периода Схоластики – Фома Аквинский (1225-1274 гг. н. э.). Среди его трудов известны «Философская сумма (об истинности католической веры против язычников)» и «Сумма теологии».
Поднимаются проблемы: соотношения философии и теологии, существования Творца мира и человека, соотношения общего и единого.
Основные идеи:
- Теология идет от Бога к природе, а философия – от природы к Богу.
- Философия опирается на опыт и разум, а теология – на веру.
Фома Аквинский полагает, что не разум должен направлять веру, но вера должна определять пути движения разума, а философия должна служить теологии.
_________________________________________________________________
Глоссарий
Интеллигибельный1 (лат. intelligibilis постигаемый, мыслимый) – сверхчувственный, познаваемый только разумом.
Интеллигибельный мир — царство интеллигибельного, совокупность мыслимых предметов, идей, идеалов и т. д., которые составляют духовную действительность.
Микрокосм2 — человек как подобие, отражение, зеркало, символ Вселенной макрокосма. Учение о микрокосме было распространено в древнегреческой философии (Платон, перипатетическая школа, стоицизм), философии Возрождения (Николай Кузанский, Дж. Бруно).