Выдержка из текста работы
Актуальность темы исследования. Одной из основных функций публичной власти как государственной, так и муниципальной является предоставление населению социально значимых товаров и услуг. Реализуя эту функцию, власть выступает в интересах всего населения страны и использует средства всех бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы России. Основным способом реализации сервисных функций публичной власти является формирование и размещение государственного и муниципального заказов. При этом формирование и размещение осуществляется публично, в строгом соответствии с законодательно установленными процедурами. Весь процесс является прозрачным и предполагает возможность доступа любого хозяйствующего субъекта к получению такого заказа.
В условиях перехода России к рыночной системе хозяйствования отношения, связанные с государственными заказами, получили также свое развитие. Первостепенная роль рассматриваемых отношений обусловлена в том числе их особо важной целевой направленностью, связанной с удовлетворением потребностей общества в необходимых товарах, результатах работ, услугах. Практика показывает, что в современных условиях значимость данных отношений является актуальной и продолжает возрастать.
Базовые положения теории управления закупками продукции для государственных нужд разработаны М. Мэнкью, Дж. Стиглицем, Ж. Тиролем. Механизмы формирования конкурентной среды рынка государственных закупок обоснованы П. Макафи, Дж. Макмилланом. Анализ места и роли рынка бюджетного заказа в экономике России, особенностей развития конкуренции на нём осуществлен в исследованиях М.Я. Евраева, Н.В. Нестеровича, В.И. Смирнова, вопросы развития конкуренции на рынке бюджетного заказа исследуются в работах И.В. Кузнецовой, А.А. Храмкина, Е.В. Щадриной, вопросы эффективности государственных закупок — в работах Д.А. Абдрахимова, И. Николаева, Р.В. Хрущева и др. \
Цель контрольной работы -раскрыть государственный заказ и механизм его размещения в рыночной экономике.
Объектом исследования являются государственные закупки в Российской Федерации.
Предметом исследования является динамика закупок для государственных и муниципальных нужд вРоссии за 2012-2014 гг.
Задачи работы:
1. Раскрыть теоретико-методологические основы государственного заказа, и механизма его размещения в рыночной экономике.
2. Провести анализ закупок для государственных и муниципальных нужд в России.
Для решения указанных задач использовались следующие общенаучные методы исследования: анализ, синтез, сравнение, систематизация.
Глава 1. Теоретико-методологические основы государственного заказа, и механизма его размещения в рыночной экономике
1.1. Понятие государственного (муниципального) заказа в российском законодательстве и научной литературе
Общая тенденция «экономизации» российского права, о которой писал А.Г. Быков, предполагает «включение экономических категорий и понятий в содержание правовых норм и оперирование ими.
Не стала исключением и экономическая категория «государственный (муниципальный) заказ», которая была включена в российское законодательство и получила, наряду с имеющимся экономическим, также и юридическое значение.
Как отмечает Л.М. Давлетшина, данная категория в различных странах именуется по-разному — государственный заказ, государственный рынок, контрактная система во Франции или Федеральная контрактная система (ФКС) в США. Применительно к российским условиям наиболее широко распространен термин «государственный заказ».
Государственный заказ, как указывает А. П. Алехин, применяется не только в регулировании экономики, но и в других сферах: в области науки, образования и т.д. Так, например, под государственным заказом на профессиональную переподготовку и повышение квалификации госслужащих совсем недавно понималось соответствующее задание, установленное Правительством РФ федеральным органам исполнительной власти в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели.
Категория государственный заказ применяется также в сфере культуры и СМИ как инструмент идеологического воспитания граждан.
В широком смысле слова в понятие государственного заказа следует также включать муниципальный заказ. Подобный подход обусловлен тем, что муниципальные закупки «со смысловой точки зрения это то же самое, что закупки государственные: и те, и другие осуществляются за счет общественных средств; и те, и другие направлены на удовлетворение общественных потребностей». В то же время мы понимаем, что в полном смысле слова «муниципальные заказы не являются государственными, поскольку муниципальные образования представляют собой форму местного самоуправления, а не государственную власть».
Основанием разграничения государственного и муниципального заказа выступают одноименные формы собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ).
В литературе в связи с этим появилось понятие публичной собственности, являющееся общим для государственной и муниципальной собственности. В то же время, как отмечает Е.А. Суханов, положение муниципальных образований, не являющихся государственными образованиями, как собственников, «строится по модели государственной собственности». Заметим, что аналогично выделению понятия «публичная собственность» в литературе и зарубежном законодательстве используются термины «публичные закупки» (publicprocurement, publicpurchasing)1и «публичные нужды».
В настоящее время отсутствует законодательное определение государственного (муниципального) заказа, что квалифицируется некоторыми специалистами в качестве недостатка действующего законодательства.
Несмотря на это, термин «государственный заказ» достаточно часто встречается как в нормативных актах советского периода, так и в документах, принятых совсем недавно.
В Законе РФ от 28 мая 1992 г. № 2859-1 «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» (утратил силу) — первом законе РФ о государственных закупках — отсутствовало определение государственного (муниципального) заказа.Не было также (и нет по настоящее время) определения государственного (муниципального) заказа в законах о закупках, принятых несколько позже: Федеральном законе от 2 декабря 1994 г. № 5Э-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», Федеральном законе от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», Федеральном законе от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».
В Федеральном законе от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЭ «О государственном оборонном заказе» приводится определение государственного оборонного заказа. В соответствии со ст. 1 указанного Закона под государственным оборонным заказом понимается «правовой акт, предусматривающий поставки продукции для федеральных государственных нужд в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации: боевого оружия, боеприпасов, военной техники, другого военного имущества… комплектующих изделий и материалов, выполнение работ и предоставление услуг… а также экспортно-импортные поставки в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными договорами Российской Федерации».
Законодательное определение государственного (муниципального) заказа содержалось в первоначальной редакции Бюджетного кодекса РФ5 (далее — БК РФ), вступившей в силу 1 января 2000 г. Согласно п. 4 ст. 72БК РФ (пункт утратил силу) под государственны……..
Список используемых источников и литературы
1. Российская Федерация. Законы. «Бюджетный кодекс Российской Федерации». Ч. I: федер. закон от 31.07.1998 г. N 145-ФЗ: Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ// гл. 1- Ст. 6.
2. Российская Федерация. Законы. «Бюджетный кодекс Российской Федерации». Ч. I: федер. Закон от 26.04.2007 г. N 63-ФЗ// раздел IV.-гл. IV — Ст.98.
3. Российская федерация. Законы. «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»: федер закон от 02.12.2013 № 348-ФЗ // Министерство финансов.- Режим доступа: >4. Российская Федерация. Законы. «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»: федер закон от 02.12.2013 № 349-ФЗ // Консультант Плюс.- Режим доступа: >5. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (с изменениями и дополнениями) // Система ГАРАНТ: 186620/#ixzz3XVLzFXEr
6. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2001. — С. 385
7. Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных и государственных нужд: правовое регулирование. — М., 2014. — С. 70
8. Анисимова Л. Дискуссионные вопросы управления государственным долгом и резервами государства // Экономическое развитие России. — 2013. — №3. — 59 с.
9. Асаул В. В. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие /В. В Асаул, А. В. Дементьев, Д. К. Молчанов; под ред. В. В. Асаул; СПбГАСУ. — СПб., 2010. — 322 с.
10. Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. — 2015. — №2. — С. 26-35.
11. Белов В.Е. Правовое регулирование размещения государственных заказов // Право и экономика. — 2015. — № 2. — С. 36.
12. Быков А.Г. О содержании курса предпринимательского права и принципах его построения // Предпринимательское право в рыночной экономике. — М., 2014. — С. 83
13. Гришаев С.П Государство как участник гражданско-правовых отношений // СПС «Консультант Плюс».
14. Жмайло А.Ф. Финансы и кредит: Учебное пособие. — Санкт-Петербург, 2014. — 120 с.
15. Заяц Н. Е., Фисенко М.К., Бондарь Т.Е. и др. Теория финансов: Учебное пособие. — Мн.: Высш. шк., 2014. — 368 с.
16. Кикавец В.В. Государственный заказ или государственные закупки: неопределенность понятий и целей — основная причина правовых коллизий сферы государственного заказа в Российской Федерации // СПС «Консультант».
17. Кичик К.В.Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и исполнения: Монография. М.: 2012
18. Климонова А.Н. Особенности механизма государственного (муниципального) заказа // Социально-экономические явления и процессы. 2012. №. 3. С. 45-50.
19. Министерство финансов РФ // ru/
20. Основные направления государственной долговой политики РФ на 2013-2015 гг // Министерство финансов РФ. — 2012 г.
21. Пронина Л.И. Финансы муниципальных образований в условиях кризиса // Финансы. № 7. 2013.
22. Ржевская Т.Г. Финансовая система и пропорциональность российского бюджета (теория и практика формирования бюджетных пропорций): монография. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014.
23. Сорокина М.М. Государственный и муниципальный долг: Учебное пособие/ М.М. Сорокина. — Новосибирск: СибФГС, 2009. — 188 с.
24. Суханов Е.А. Гражданское право. Т. 1. — М., 2015. — С. 558.
25. Седова М.В. Развитие механизма финансирования государственных закупок в России: дис.на соиск. уч.ст.к.э.н. М, 2015
26. Тарабаев П.С Гражданско-правовое регулирование поставки товаров для федеральных государственных нужд: автореф. Дис. Канд. Юрид. Наук. — Екатеринбург, 2009. — С. 12.
27. Тищенко Т. Государственный бюджет // Экономическое развитие России. — 2013. — №4. — 70 с.
28. Файберг. Т.В. Государственный (муниципальный) заказ как форма организации бюджетного финансирования: дис.канд.экон.наук. — Иркутск, 2012. — С 40
29. Щербаков В.А. Гражданско-правовое регулирование размещения государственных и муниципальных заказов в Российской Федерации: автореф. дис. канд. юрид. наук. — М., 2009. — С. 8.
30. www.zakupki.gov.ru