Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
1 Происхождение и сущность государственной библиографии6
1.1 Основные функции и принципы государственной библиографии11
2 Система государственной библиографии18
2.1 Основные типы и виды государственной библиографии24
3 Возникновение и деятельность книжной палаты 36
Заключение40
Библиография 43
Выдержка из текста работы
Самым процветающим государством Средиземноморья на всем протяжении средних веков наряду с Византией стал Арабский халифат, созданный пророком Мухаммедом. Халифат, охватывающий в период расцвета более четверти тогдашнего цивилизованного мира, оказался не только долговечным государством, но и имел большое влияние на всемирную историю [18, с. 261].
Для написания курсовой работы мною была выбрана тема «Особенности возникновения и развития Арабского халифата». Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что история Халифата является важной составной частью истории всего человечества, без которой невозможно понять закономерности развития государства и права. Кроме общенаучного интереса, она имеет и злободневное практическое значение, помогая не только лучше постигнуть особенности правовой культуры народов, но и точнее оценить сущность многих общественно-политических явлений современности.
В Халифате процесс взаимодействия различных цивилизаций породил новую высокоразвитую культуру, языком которой стал арабский, а идеологической основой — ислам. Эта арабо-мусульманская культура на много веков вперед определила пути развития народов, исповедовавших ислам, сказываясь в их жизни до сегодняшнего дня.
Объектом исследования выступают государственное устройство, социальный и правовой статус различных слоев населения, судебная система и вооруженные силы Арабского халифата.
Предметом исследования в работе является Арабский халифат.
Целью работы выступает изучение истории происхождения, развития и распада Арабского халифата, определение основных положений правового регулирования различных сфер жизни арабского общества.
В связи с обозначенной целью, необходимо реализовать следующие задачи:
? выделить социально-экономические факторы, которые способствовали объединению Арабского халифата;
? рассмотреть этап объединения Аравии и создание в результате арабских завоеваний государства Арабский халифат;
? дать анализ общественного строя в Арабском халифате на ранних этапах его существования;
? рассмотреть особенности государственного строя;
? исследовать судебную систему, а также вооруженные силы Арабского халифата.
Способом достижения поставленной цели являются исторический метод, метод конкретного анализа.
Большой интерес представляет фундаментальный труд О. Г. Большакова «История халифата». В контексте общей истории государства рассматривается история его создания, история организации власти и управления, распространение и роль в государственном строительстве и праве ислама, условия формирования общественных отношений.
Изучение вышеназванных и других исследований способствовало получению объективного представления о степени разработанности темы.
Теоретическую основу курсовой работы составляют труды К. И. Батыра, Л. В. Грищенко, Д. Е. Тагунова и других отечественных и иностранных ученых.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих пять подглав, заключения и списка используемых источников.
ГЛАВА 1
ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОБРАЗОВАНИЮ АРАБСКОГО ХАЛИФАТА
1.1 Социально-экономические факторы. Становление ислама, его роль в формировании Арабского халифата
Арабская государственность зародилась на Аравийском полуострове. К VI в. процесс феодализации в Аравии стал охватывать все большее число областей, этот процесс затронул прежде всего те регионы, где было развито земледелие. Там же, где господствовало кочевое скотоводство преобладали родоплеменные отношения. Арабские племена, населявшие Аравийский полуостров, делились на южно-арабские (йеменские) и северо-арабские. Особо следует сказать о предшествующей истории Йемена, которая относится к I тысячелетию до н. э. Последнее рабовладельческое государство в Йемене — Химьяритское царство, возникшее во II в. до н. э., — прекратило свое существование в конце первой четверти VI в. Основой экономики здесь было земледелие, связанное с наличием обильных водных источников. Население делилось на благородных (знать), купцов, свободных земледельцев, свободных ремесленников и рабов. Более раннее по сравнению с остальной Аравией развитие Йемена стимулировалось той посреднической ролью, которую он играл в торговле Египта, Палестины и Сирии, а со II в. н. э. и всего Средиземноморья, с Эфиопией (Абиссинией) и Индией. На западе Аравии была расположена Мекка — важный перегрузочный пункт на караванном пути из Йемена в Сирию, процветавший за счет транзитной торговли [13, с. 233].
Другим крупным городом Аравии была Медина (Ясриб), которая была центром земледельческого оазиса, но и здесь проживало некоторое количество купцов и ремесленников.
К началу VII в. большая часть арабов, проживавших в центральных и северных областях, оставалась кочевниками (бедуины-степняки); в этой части Аравии шел интенсивный процесс разложения родоплеменного строя и начали складываться раннефеодальные отношения. Рабовладельческое же общество Йемена переживало в VI в. острый кризис.
Доисламская арабская религия основывалась на многобожии. Существовало представление и о верховном божестве, которого называли Аллахом [12, с. 118].
Разложение родоплеменного строя и появление феодальных отношений привели к упадку старой религиозной идеологии. Торговля арабов с соседними странами способствовали проникновению в Аравию христианства (из Сирии и Эфиопии, где христианство утвердилось в IV в.) и иудейства. В VI в. в Аравии появилось движение ханифов, признававших единого бога и заимствовавших у христианства и иудейства некоторые верования, общие у этих двух религий. Это движение было направлено против племенных и городских культов, за создание единой религии, признающей единого бога. Новое учение возникло в тех центрах Аравии, где феодальные отношения получили большее развитие, — прежде всего, в Йемене и Ясрибе. Движением была захвачена и Мекка, где одним из представителей его был купец Мухаммед, который и явился основателем новой религии — ислама («ислам» — «покорность»). В Мекке это учение встретило оппозицию со стороны знати, в результате чего Мухаммед и его последователи были вынуждены в 622 г. бежать в Ясриб. От этого года ведется мусульманское летоисчисление. Ясриб получил название Медины, т. е. города Пророка (так стали называть Мухаммеда); здесь была основана мусульманская община как религиозно-военная организация, которая вскоре превратилась в политическую силу и стала центром объединения Аравии в единое государство. Ислам с его проповедью братства всех мусульман, независимо от племенного деления, был принят, прежде всего, простым народом, который давно потерял веру в могущество племенных божков, не защитивших их от кровавой родоплеменной резни, бедствий и разорения [19].
Вначале знать (прежде всего, мекканская) враждебно отнеслась к исламу, но в дальнейшем изменила свое отношение к мусульманам. Ислам признавал рабство, защищал частную собственность. В 630 г. между противоборствующими силами было достигнуто соглашение, по которому Мухаммед был признан пророком и главой Аравии, а ислам — новой религией. Вскоре представители родоплеменной и торговой знати вошли в состав высшей иерархии мусульман.
К концу 630 г. значительная часть Аравии признала власть Мухаммеда, что означало образование Арабского государства (халифата) [14, с. 118].
Таким образом, религия в Арабском халифате сыграла объединительную роль, способствовала сплочению арабов в единое государство.
1.2 Политическое объединение Аравии и расширение территории государства. Исламизация завоеванных земель
Халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров.
Арабские племена кочевников и земледельцев населяли территорию Аравийского полуострова с глубокой древности. На основе земледельческих цивилизаций на юге Аравии уже в I тыс. до н. э. возникли ранние государства, сходные с древневосточными монархиями: Сабейское царство (VII-II вв. до н. э.), Набатия (VI-I вв.). В крупных торговых городах формировалось городское самоуправление по типу малоазиатского полиса.
К VI-VII вв……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Арабский халифат. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : . — 2012. Дата доступа : 09.05.2012.
2. Арабский халифат. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : . — 2012. Дата доступа : 09.05.2012.
3. Арабский халифат. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : . — 2012. Дата доступа : 09.05.2012.
4. Арабский халифат. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : . — 2012. Дата доступа : 09.05.2012.
5. Арабский халифат. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : islhst/arabhal.htm. — 2012. Дата доступа : 09.05.2012.
6. Арабский халифат. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : . — 2012. Дата доступа : 09.05.2012.
7. Арабский Халифат. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : . — 2012. Дата доступа : 09.05.2012.
8. Арабский Халифат. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : . — 2012. Дата доступа : 09.05.2012.
9. Беляев, Е. А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее Средневековье : учеб. пособие / Е. А. Беляев. — М. : НОРМА, 1968. — 258 с.
10. Беляев, Е. А. Мусульманское право / Е. А. Беляев. — М. : НОРМА, 1959. — 392 с.
11. Грищенко, Л. В. История государства и права зарубежных стран : учеб. пособие / Л. В. Грищенко, А. А. Квятович ; под ред. Л. В. Грищенко. — Минск : Амалфея, 2006. — 126 с.
12. История государства и права зарубежных стран : учеб. пособие / К. И. Батыр [и др.] ; под общ. ред. К. И. Батыра. — 4-е изд., перераб. и доп. — Минск : ТК Велби, 2003. — 264 с.
13. История государства и права зарубежных стран : учебник для вузов в 2-х ч. / О. А. Жидков [и др.] ; под общ. ред. О. А. Жидкова, Н. А. Крашенинниковой. — М. : НОРМА, 1996. — Ч. 1. — 712 с.
14. Каширина, Т. В. История государства и права зарубежных стран : учебник в 2-х ч. / Т. В. Каширина. — Ч. 1. — М. : НОРМА, 2001. — 428 с.
15. Ливанцев, К. Е. История средневекового государства и права : учеб. пособие / К. Е. Ливанцев. — Санкт-Петербург, 2000. — 128 с.
16. Надирадзе, Л. И. Хрестоматия по истории халифата. / Л. И. Надирадзе. — М. : НОРМА, 1968. — 474 с.
17. Общественное и государственное устройство в Арабском Халифате. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : . — 2012. Дата доступа : 09.05.2012.
18. Омельченко, О. А. Всеобщая история государства и права : учебник в 2-х т. / О. А. Омельченко. — 3-е изд., исправл. — Том 1. — М. : ТОН-Остожье, 2000. — 528 с.
19. Развитие Арабского халифата. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : drevnost.info/raznoe/prava/2019-razvitie-arabskogo-xalifata.html. — 2012. Дата доступа : 09.05.2012.
20. Сюкияйнен, Л. Р. Мусульманское право / Л. Р. Сюкияйнен. — М. : НОРМА, 1986. — 258 с.
21. Сюкияйнен, Л. Р. Мусульманское право в правовых системах стран Арабского Востока / Л. Р. Сюкияйнен. — М. : НОРМА, 1976. — 312 с.
22. Тагунов, Д. Е. Всеобщая история государства и права : учебн. пособие / Д. Е. Тагунов. — Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003 — 326 с.
23. Томсинов, В. А. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: Древность и Средние века / В. А. Томсинов. — 2-е изд., доп. — М. : Зерцало, 2001. — 542 с.
24. Черниловский, З. М. Всеобщая история государства и права / З. М. Черниловский. — М. : НОРМА, 1996. — 437 с.