Выдержка из текста работы
Одним из основных условий обеспечения регулярных и безопасных воздушных перевозок является наличие хорошо развитой сети воздушных трасс и наземных средств, обеспечивающих необходимую интенсивность движения при высокой степени безопасности полетов воздушных судов.
В настоящее время воздушный транспорт превратился в крупную производственную отрасль, которая воздушными судами перевозит около ? млрд. пассажиров в год при суммарном налете свыше 10000 млн. км.
Развитие гражданской авиации требует наличия аэропортов, отвечающих современным международным требованиям, установки стандартных аэронавигационных средств, учреждения принятой во всем мире системы метеорологической информации и стандартизации летных процедур в целях снижения вероятности ошибки или непонимания.
Аэропорт — стратегический и социально-значимый объект, составная часть мирового воздушного транспорта.
Аэропорт является одним из основных элементом транспортной системы Российской Федерации.
Аэропорт — важнейший элемент авиатранспортной системы, в значительной степени определяющий безопасность и регулярность перевозок на воздушном транспорте, и эффективность процесса авиаперевозок. Это комплекс зданий и сооружений, включает в себя аэродром, аэровокзал и другие сооружения, предназначенные для приема, отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудования, авиационный персонал и других работников. Для обслуживания авиаперевозок современный аэропорт располагает комплексом сложных и капиталоемким зданий и сооружений, разнообразными средствами автоматизации и механизации производственных процессов, сетью инженерных коммуникаций, оборудованием для управления воздушным движением.
Аэропорт является самостоятельным авиапредприятием, предоставляющим услуги по наземному обеспечению авиаперевозок и получающим соответствующую плату за предоставляемые авиационные и неавиационные услуги:
? обслуживание воздушных судов;
? обслуживание пассажиров и различной клиентуры;
? обработку багажа, почты и груза;
? диверсификационную деятельность.
Деятельность аэропортов осуществляется в интересах пассажиров и других клиентов — потребителей авиауслуг, непосредственно осуществляющих или способствующих к осуществлению. Аэропорты должны удовлетворять потребности населения обслуживаемой территории в авиационных услугах, гарантировать пользователям равные возможности в предоставлении услуг (эксплуатации ВС, пассажирам, клиентуре, арендаторам и др.), эффективно эксплуатировать и расширять производственные мощности в соответствии с потребностями авиатранспортного рынка при обеспечении безопасности жизни, здоровья, имущественных интересов пользователей и соблюдении при этом отечественных и международных норм, правил.
Строительство аэропорта начинается с проведения проектно-изыскательных работ и составления соответствующего технико-экономического обоснования строительства и разработки генерального плана аэропорта, и с привлечением инвестиционных вложений.
Генеральный план аэропорта представляет собой комплексное решение вопросов, связанных с наземным обеспечением безопасной и регулярной работы авиации.
Генеральный план аэропорта должен отвечать следующим основным требованиям:
? обосновать необходимость строительства аэропорта в данном регионе для удовлетворения потребности в обслуживании данного региона и соответственно населения страны в авиаперевозках;
? учитывать перспективу развития аэропорта на 20 лет;
? базироваться на современной технологии работы всех эксплуатационных подразделений аэропорта и обеспечивать максимальную пропускную способность и экономическую эффективность воздушных перевозок;
? быть увязан с ситуационным планом окружающей местности (приаэродромной территории) и генеральным планом города, не создавая трудностей для его развития;
? обосновать класс аэропорта, класс аэродрома и соответствующие комплексы, здания и сооружения по обслуживанию авиаперевозок;
? обеспечивать надежную транспортную связь с обслуживаемым городом и ближайшими населенными пунктами;
? обеспечивать рациональное использование территории и соблюдение экологических, санитарных и противопожарных норм, а также благоустройства участка застройки;
? обеспечивать автоматизацию технологического проектирования зданий и сооружений аэропорта;
? рассчитать стоимость комплекса аэропорта, определяемого по всей номенклатуре сводной сметы на строительство, по организации, очередности и срокам строительства;
? вывод о целесообразности инвестирования проекта, о достижении положительных социальных и экологических результатов, об обеспечении инвестору максимальной и стабильной прибыли.
Генеральный план аэропорта определяется конфигурацией летного поля, отдельных зданий и сооружений служебно-технической территории аэропорта и объектов управления воздушным движением, радионавигации и посадки воздушных судов, а также подъездом со стороны города к аэропорту.
По технологическим признакам территорию аэропорта можно разделить на аэродром (или летное поле) и служебно-техническую территорию (СТТ). Кроме того, к аэродрому примыкает аэродромная территория, над которой в воздушном пространстве воздушные суда производят маневрирование.
Некоторые сооружения и оборудования аэропорта располагаются обособленно, вне его территории, но условно могут быть отнесены к CNN или аэродрому.
К таким сооружениям относятся объекты управления воздушным движением и перевалочные склады горюче-смазочных материалов.
Цель курсового проекта — закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков в самостоятельном решении общих вопросов проектирования генерального плана аэропорта как системы наземного обеспечения авиаперевозок. Представление комплекса наземного обеспечения авиаперевозок, всех систем аэропорта, технология производственных процессов по обслуживанию воздушных судов, авиапассажиров, грузоотправителей, а также показать умение рассчитать пропускную способность и требуемую мощность зданий и сооружений аэропорта соответствующего класса.
Главной задачей курсового проекта «Генеральный план аэропорта» является решение технико-экономических вопросов, связанных с расчетом технологических параметров основных зданий и сооружений аэропортов, с их планировочными решениями на генплане аэропорта с учетом технологических процессов, которые в них протекают, оценкой капитальных затрат на их сооружение.
1.2. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Номер варианта определяется — 43, в соответствии с ним, в таблице представлены исходные данные (таблица 1):
Таблица №1
№ Вари-анта Класс аэро-порта Количество взлет-посадок в час «пик» по типам самолетов Местные условия Основное направление ветровой загрузки (КВТЗ)
ЯК-42 ТУ-134 АН-24 ЯК-40 t13 H iср
43 I 7 6 8 4 24,5 510 0,009 В
Типы базовых ВС по условию: ЯК-42, ТУ-134;
t13 — температура воздуха самого жаркого месяца в 19 часов дня;
H — высота местоположения аэропорта над уровнем Балтийского моря;
iср — средний продольный уклон поверхности ИВПП
В таблице 2 приведены характеристики воздушных судов, данных по варианту:
Характеристики воздушных судов
Таблица 2
Тип самолета Характеристика ЯК-42 ТУ-134 АН-24 ЯК-40
Группа самолетов II II III III
Количество пассажирских кресел 120 76 50 32
Длина, м 36,4 36,8 23,0 20,0
Размах крыла, м 34,8 28,6 28,8 24,3
Высота, м 9,8 8,7 8,0 6,1
Длина ИВПП из взлетных характеристик в стандартных условиях, м 1340 2200 1100 1250
Длина ИВПП из посадочных характеристик в стандартных условиях, м 1800 2100 1330 1450
Объем заправки топливом, м3 23 17 5 8,4
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА АЭРОПОРТА
2.1. Подтверждение заданного класса аэропорта
Аэропорт — авиапредприятие, обеспечивающее наземное обслуживание авиаперевозок.
«Аэропорт — комплекс сооружений, включающий аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов (ВС), обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников» (ВК РФ).
Аэропорты являются многофункциональными предприятиями, которые в РФ классифицируются в зависимости от годового объема пассажирских, грузовых и почтовых перевозок, суммарного количества всех обслуженных в данном аэропорту воздушных судов.
Аэропорты классифицируются по годовому объему пассажирских и грузовых перевозок (пассажирооборот и грузооборот), включающий суммарное количество всех прилетающих и вылетающих пассажиров, в т.ч. транзитных (без пересадки на другой рейс) и трансфертных (с пересадкой на другой рейс) пассажиров.
Основной показатель — объем пассажирских перевозок — определяется суммарным количеством всех прилетающих и вылетающих пассажиров, включая транзитных и трансфертных (с пересадкой на другой рейс) пассажиров.
В зависимости от годового пассажирооборота в настоящее время аэропорты ГА РФ классифицируются на пять классов (с I по V классы) и обозначаются римскими цифрами.
Для каждого класса представлены следующие показатели:
? годовой объем перевозок пассажиров, грузов и почты;
? годовая и суточная интенсивность взлетно-посадочных операций;
? соотношение групп воздушных судов в общей интенсивности взлетно-посадочных операций.
Так как, в моем курсовом проекте данный тип аэропорта I класса в таблице 2 приведены следующие показатели, характерные для этого класса (таблица 3):
Таблица 3
Класс а/п Годовой объем перевозок Годовая интенсивность (тыс.взлето-посадок/год/суточная)ВС/сутки Соотношение групп ВС в общей интенсивности, %
Пассаж. тыс.чел груза/почты тыс.т. I группа II группа III группа IV группа
I 10000-7000 105/15 и более 60-80/90-110 10-15 60-65 30-20 __
Аэропорты с годовым объемом авиаперевозок более 10000 тыс. пассажиров относятся к внеклассовым, а с годовым объемом авиаперевозок менее 100 тыс. — к не классифицируемым.
Обоснование заданного класса аэропорта определяется исходя из формул:
где:
П «пик» — пассажирооборот в час «пик», чел.;
Ui — часовая интенсивность взлето-посадок самолета i-го типа в час «пик»;
Zi — количество кресел на ВС i- го типа;
0,75 — коэффициент занятости пассажирских кресел;
i — количество типов самолетов, эксплуатирующих в аэропорту.
Для каждого типа самолета определяем пассажирооборот в час «пик» по исходным данным (таблица 4):
Таблица 4
Тип самолета ЯК-42 ТУ-134 АН-24 ЯК-40
Ui 5 10 3 4
Zi 120 76 50 32
Определение годового объема пассажирских перевозок аэропорта:
где:
Пгод — годовой пассажирских перевозок аэропорта, чел.;
8760 — количество часов в году;
Кс, Кч — соответственно коэффициенты суточной и часовой неравномерности движения самолетов в аэропортах.
Значения Кс и Кч определяются по исходным данным, классу аэропорта и зоне месторасположения аэропорта. Температура воздуха в данном регионе самого жаркого месяца 17 . Характеристики зоны расположения аэропорта: холодный климат — июль t13 ? 24,5(таблица5).
Следовательно, значения Кс и Кч для I- класса аэропорта при холодном климате определяется:
Таблица 5
Класс аэропорта Коэффициент суточной и часовой неравномерности взлето-посадок в аэропортах холодного климата
Кч Кс
I 1,8 1,7
Вывод: По полученным данным заданный класс аэропорта с годовым объемом пассажирских перевозок 3518313 тыс.чел. соответствует классификации I класса (так как для аэропорта I класса годовой объем пассажирских перевозок должен быть равен не менее 10000-7000 тыс. чел.).
2.2. Определение класса аэродрома
Основным элементом аэропорта является аэродром. Аэродром предназначен для обеспечения безопасного взлета, посадки, руления и хранения воздушных судов. Основным элементом аэродрома является взлетно-посадочная полоса (ВПП), длина которой должна обеспечивать безопасность взлетно-посадочных операций, эксплуатиру……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Блохин В.И. Основы проектирования аэропортов. — М.: Транспорт, 1985.
2. Волкова Л.П. Пособие по изучению дисциплины «Аэропорты и воздушные трассы» — М.: МГТУ ГА, 2001.
3. Волкова Л.П., Садовой В.Д. Аэропорты и воздушные трассы: Учебное пособие. — М.: МГТУ ГА, 2003.
4. Воздушный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 20 сентября 2008 года). — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008.