Выдержка из текста работы
Актуальность темы исследования. В рыночной экономике экономическая категория «прибыль» занимает центральное место, выражая разносторонние экономические связи и выступая в качестве основной цели предпринимательской деятельности. Прибыль (положительный финансовый результат) является основным показателем эффективности деятельности коммерческих организаций и других хозяйствующих субъектов. За счет прибыли финансируется развитие производства; удовлетворяются интересы работников, участников (акционеров), кредиторов коммерческих организаций; осуществляются платежи в бюджет, формирующие основную часть финансовых ресурсов государства. Стремление к увеличению прибыли превращает ее в главную движущую силу и основной источник социального и экономического развития не только отдельных хозяйствующих субъектов, но и государства в целом. Предпосылки, источники и закономерности формирования и распределения прибыли хозяйствующих субъектов относятся к интереснейшим и активно обсуждаемым проблемам экономической науки.
С правовой точки зрения, прибыль также — одна из наиболее сложных категорий. Законодательные акты частного и публичного права широко используют понятие «прибыль». Нормативная основа правового режима прибыли коммерческих организаций уже создана. Правовому регулированию прибыли присущ комплексный (межотраслевой) характер — оно осуществляется с помощью норм различных отраслей права (гражданского, административного, налогового и др.). Комплексность призвана реализовать основную цель правового воздействия на общественные отношения по формированию, распределению и использованию прибыли — достижение баланса частных и публичных интересов в данной сфере. Однако такой баланс интересов не всегда достигается ввиду несогласованности нормативных предписаний, содержащихся в различных отраслях и институтах права, равно как в многочисленных ведомственных правовых актах. Степень согласованности правовых предписаний, а, следовательно, и их эффективность может быть выявлена лишь при всестороннем и комплексном научном исследовании проблемы правового режима прибыли.
Объектом настоящего исследования является экономический режим прибыли коммерческих организаций как сложное комплексное явление.
Предмет исследования можно обозначить как общественные отношения в сфере единого процесса формирования, распределения и использования прибыли коммерческих организаций.
Цель работы состоит в исследовании процесса формирования, распределения, использования прибыли.
В соответствии с поставленной целью задачи работы предполагают:
1. Характеристику роли прибыли в деятельности предприятий и в функционировании рыночной экономики;
2. Анализ факторов, влияющих на формирование и распределение прибыли.
Бухгалтерская прибыль + внереализационные изменения стоимости /оценки/ активов в течении отчетного периода
Внереализационные изменения стоимости / оценки / активов в прошлые периоды + внереализационные изменения стоимости активов в будущие периоды = Экономическая прибыль.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). Быкадоров, В.Л. Финансово-экономическое состояние предприятия / П.Д. Алексеев. — М.: ПРИОР, 2000. — 483 с.
Определение прибыли связано с получением валового дохода предприятия от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. В этом случае валовой доход предприятия — выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат и представляет собой денежную форму чистой продукции предприятия, включая в себя оплату труда и прибыль.
Масса прибыли и валового дохода характеризует размер эффекта, получаемого в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
В валовую прибыль включено также превышение выручки от реализации основных фондов и иного имущества, что, прежде всего, означает прирост капитала. Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества — это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры / В.В. Ковалев. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 353 с.
Предприятие вправе списывать, продавать, ликвидировать и передавать свое имущество (здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, материальные ценности и другие виды имущества). Финансовый результат имеет место только при продаже перечисленных видов. Он определяется как разница между выручкой от реализации имущества (за вычетом НДС) и остаточной стоимостью с учетом понесенных расходов по реализации. Под иным имуществом понимаются: сырье, материалы, топливо, запчасти, нематериальные активы (патенты, лицензии, торговые марки, программные продукты), валютные ценности (валюта, ценные бумаги в валюте, драгоценные металлы и камни), ценные бумаги.
Влияние на величину валовой прибыли оказывают доходы и расходы от внереализационных операций. Финансовые результаты от внереализационных операций — это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанных с реализацией продукции, основных фондов, иного имущества, выполнением работ и услуг. Финансовый результат определяется как доходы за минусом расходов по внереализационным операциям.
Прибыль до налогообложения (балансовая прибыль) — конечный финансовый результат, отражаемый в балансе предприятия и выявленный на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса.
Она используется для оценки эффективности производства, выявления динамики ее роста и определения общей рентабельности, а также для целей налогообложения прибыли.
В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, такому объёму прибыли, который бы позволил предприятию не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и услуг, но и обеспечивать динамическое развитие его производства в условиях конкуренции. Для этого необходимо знание источников формирования прибыли и методов по лучшему их использованию.
В XX в. общеупотребительным стало использование понятия прибыли в узком понимании, вытеснившем идентичное понятие предпринимательского дохода. При этом в экономической литературе утвердились следующие подходы к толкованию экономической природы прибыли.
1. Прибыль как вознаграждение за умелую оценку рисков и неопределенности. Этот подход был обоснован известным американским экономистом Ф. Найтом, утверждавшим, что прибыль порождается особым предпринимательским талантом, умением адаптироваться к нуждам динамического развития и адекватно отвечать на предвиденные и непредусмотренные риски. «В условиях предпринимательской системы экономическую деятельность направляет специальный социальный класс — предприниматели, — писал исследователь. — Они в строгом понимании являются производителями, в то время как население просто обеспечивает их производственными услугами».
2. Прибыль как вознаграждение за новаторство, внедрение технических, коммерческих, организационных и финансовых нововведений. Этот подход был обоснован известным австро-американским ученым Й. Шумпетером в книге «Теория экономического развития» (1912) путем исследования прибыли как мощной творческой силы развития рыночной экономики.
3. Прибыль как следствие монопольной власти, возникающей в результате ограничения конкуренции. Этот подход был обоснован американским экономистом Э. Чемберлином, автором книги «Теория монополистической конкуренции» (1933) и английской исследовательницей Дж. Робинсон, написавшей «Экономику несовершенной конкуренции» (1933). По мнению этих исследователей, в условиях монополизации существуют возможности завышения цен и формирования дохода, источником которого является реализованная в цене монопольная власть. В то же время необходимо подчеркнуть, что вопрос о монопольной составляющей прибыли до сих пор остается дискуссионным.
В современной экономической теории значительное внимание уделяется анализу прибыли фирм, действующих в условиях различных типов рыночных структур.
Бухгалтерская прибыль определяется как разность между валовым доходом (выручкой от реализации продукции) и бухгалтерскими (внешними) издержками производства.
Экономическая прибыль определяется как разность между валовым доходом и экономическими (внешними и внутренними, с учетом нормальной прибыли) издержками производства.
Нормальная прибыль — обычный для отрасли доход от экономических ресурсов; минимальный доход, стимулирующий предпринимателя продолжать дело, оставаясь в определенной сфере бизнеса.
Возникновение экономической прибыли побуждает предпринимателей направлять свои капиталы в определенную сферу общественного производства, что способствует расширению круга производителей и снижению рыночных цен. Результатом последнего является уменьшения экономической прибыли, ее исчезновение, а затем перелив капиталов в другие сферы деятельности. Однако уменьшение количества производителей повышает рыночные цены и ведет к увеличению экономической прибыли и т.д. Таким образом, колебание экономической прибыли в ближайшей перспективе — надежный механизм выявления общественных потребностей и их эффективного удовлетворения путем повышения производительности труда, внедрения нововведений в сферу техники, технологии и организации производства.
В условиях рыночных отношений имеется три основных источника получения прибыли:
1. получение прибыли за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта;
2. второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью;
3. третий источник связан с инновационной деятельностью предприятия.
Величина средств для финансирования расширения производства зависят от ряда факторов: налогообложения; величины амортизационных отчислений; поведение предприятия на рынке банковских ссуд; поведение предприятия на рынке ценных бумаг.
Именно экономическая прибыль является критерием эффективности использования ресурсов, так как ее положительное значение характеризует превышение заработанных средств над стоимостью используемых ресурсов.
Но несмотря на различия между бухгалтерской и экономической прибылью, их следует использовать как взаимодополняющие показатели. Экономическая прибыль полезна для понимания сущности прибыли, бухгалтерская — для понимания логики и порядка ее практического расчета.
Целью деятельности любой коммерческой организации в условиях рыночной экономики является получение прибыли, которая обеспечит дальнейшее ее развитие. При этом образующуюся прибыль следует рассматривать не только основной целью, но и главным условием деловой активности организации, как результат ее деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них.