Выдержка из текста работы
Проблема жанровой структуры и жанров как таковых, остается одним из самых актуальных направлений в современной российской журналистике. Журналистика сегодня задается вопросами: что такое жанр, в чем его функция и насколько тот или иной жанр устойчив. И все же в традиционной, печатной, журналистике, исследователи смогли найти общие параметры для характеристики жанра, а вот электронные СМИ, и в первую очередь интернет-издания, в этом отношении остаются менее всего изученными.
С каждым годом, а в последнее время и с каждым месяцем, количество печатных изданий увеличивается в сотни раз. Наряду с аналогом печатных газет и журналов, в Интернете то и дело появляются исключительно сетевые публикации. Они имеют свои типологические признаки и жанровые особенности. Но в тоже время исследователь всемирной паутины столкнется с проблемой, что в практически каждой веб-публикации можно выявить черты всех знакомых традиционной журналистике жанров.
Жанровые характеристики политических публикаций в печатных Интернет- изданий станут объектом исследования нашей работы. Это популярные газеты и журналы, такие как: Ytro.ru; Lenta.ru; Izvestia.ru; Vesti.ru более традиционные издания «Аргументы и факты»; «Комсомольская правда»
Предметом исследования являются политические публикации в печатных и Интернет-изданиях.
Цель нашей работы – изучать жанры политических публикаций, поскольку мы живем в век информационных технологий, я попытаюсь выявить отличия печатных политических публикаций от веб-изданий. Для этого в работе поставлены задачи:
1. Описать специфику жанровой структуры публикаций на политические темы.
2. Выявить жанровые разновидности политических публикаций.
3. Рассмотреть жанровые особенности подачи материала в публикациях разной политической направленности.
4. Раскрыть жанровые различия между политическими публикациями в печатных и сетевых изданиях.
В нашем исследовании я буду опираться на три базовых способа отображения жанров, которые были обоснованны в книге А.А. Тертычного и использованы при анализе публикаций Л.В. Кохановой, при анализе политических публикаций мною будут использованы работы В. М. Гороховой, Л. Е. Кройчик.
Глава 1.Жанры современной журналистики.
Под жанрами в теории журналистики понимаются устойчивые типы публикаций, объединённых сходными содержательно-формальными признаками. Подобного рода признаки называются жанрообразующими факторами. В качестве основных выделяют следующие факторы:
предмет отображения, целевая установка (функция) отображения, метод
отображения. Знание жанровых признаков позволяет журналисту лучше представить цели своего творчества, целенаправленно подобрать материал и представить его в соответствии с требованиями жанра. Читателю и зрителю знание жанровых особенностей помогает сориентироваться в мире публицистических произведений, найти интересующие его материалы и более ясно представить себе информационные возможности публикаций различного типа. Таким образом, понимание жанровой специфики публицистики значимо как для автора, так и для адресата.
В формировании набора характеристик публицистических текстов, предопределяющих их жанровую
принадлежность, наиболее значительную роль играет метод отображения
действительности
В журналистике существует три главных способа отображения:
— фактографический;
— аналитический;
— наглядно-образный;
Первый и второй способы отличаются один от другого, прежде всего, степенью глубины проникновения в суть предмета отображения.
Первый способ нацелен на фиксацию неких внешних, очевидных характеристик явления, на получение кратких
сведений о предмете (что, где и когда произошло?).
Второй способ нацелен на проникновение в суть явлений, на выяснение скрытых взаимосвязей предмета отображения.
Третий способ наглядно-образного отображения действительности нацелен
на фиксацию внешних черт явления или рациональное проникновение в суть
предмета, сколько на эмоционально-художественное обобщение познанного.
В качестве предметов отображения в журналистике может выступать любой факт действительности, из области политики, экономики, права, религии, общества, морали и так далее. Но в тоже время предметом не может быть единичное явление, предметом журналистики в целом признается современность в совокупность множества составляющих её социальных ситуаций. Однако данное определение не следует понимать так, что журналистика занимается только ситуациями, если в понятие «ситуация» вкладывать более узкий, более конк¬ретный смысл. В частности, например, что касается аналитической журналистики как определенного типа массовой информации, то ее предметом могут быть и отдельное событие, и процесс, содержа¬щий в себе ряд событий, и ситуация, включающая как различные события, так и объединяющие их процессы во всем многообразии их взаимодействий.
Кроме того, еще одним предметом отображения служит событие. Без сообщений о текущих делах, свершениях, происшествиях, нет информационной журналистики. Конечно, это не значит, что события не отображаются в материалах аналитических и художественно-публицистических жанров. В пуб¬ликациях этого плана они выступают как объект углубленного ис¬следования или художественного осмысления.
«Событие можно определить как точно фиксированный в пространстве и во времени (т.е. с ясным началом и концом) шаг в общественном процессе. Событиями называются и природные яв¬ления, катаклизмы. В отличие от таких естественных событий для журналистики значимы, прежде всего события, представляющие собой действия людей с определенными целями и результатами, влияющие на тот или иной общественный процесс и включенные в него. События, как известно, порождаются определенными об¬щественно-политическими ситуациями, экономическим, нрав¬ственным и иными состояниями общества. Уже в ходе выбора из множества событий одного, которое ста¬нет предметом разговора в публикации, журналист начинает его в какой-то мере исследовать»
Однако, другой теоретик журналистики Л.Е. Кройчик, вместо жанрообразующих факторов говорит о природу этого понятия, выделяя несколько его категорий. «Во-первых, жанр — это категория исторически конкретная претерпевающая изменения. Жанр – особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков. При этом в нем мы имеем дело не со случайной совокупностью черт, а с системой элементов формы. Структура заметки подчинена одной задаче – оперативному сообщению о новости, структура интервью – ведению диалога, поддерживающего интерес аудитории к собеседнику журналиста. Структура отчета подчинена описанию события, воспроизводимого в существенных своих элементах, но не исключающего произвольного изложения происходящего (вне фактической пространственно-временной последовательности). Структура репортажа служит воспроизведению процесса в его реальных пространственно-временных границах: иллюзия наглядности возникает благодаря последовательному описанию происходящего в деталях и подробностях. Жанр – категория типологическая, то есть обладающая рядом устойчивых, повторяющихся признаков.
И все же работа направлена на изучение жанров политических публикаций, поэтому перейдем к более детальному рассмотрению.
1.1. Жанры политических публикаций:
К политическим публикациям относятся книги, брошюры, газетные статьи, адресованные широкому читательскому кругу и имеющие чаще всего проп…
**************************************************************