Выдержка из текста работы
Сегодня очень актуальным являются вопросы правового воспитания подрастающего поколения. В последнее время отмечается дефформированность правового сознания молодежи, которое представляет собой результат ошибок, упущений и недостатков в семье и учебных заведениях, просчетов в деятельности соответствующих государственных учреждений, общественных институтов, недостаточной, а главное малоэффективной координации их усилий при осуществлении деятельности по профилактике правонарушений. Не маловажную роль играет также и кризис института семьи в современной России.
Проявление правового нигилизма в современной России обусловлено прежде всего несоблюдением и неисполнением требований законов и иных нормативных актов. Данная неисполняемость свидетельствует о бессистемности властных структур, их пассивности и неумении действовать адекватно сложившимся реалиям общественной жизни. Молодежь оценивает отношение власти и общества к себе как безразличное или откровенно потребительское.
Инициаторы и руководители реформ последних лет оказались не способны привлечь молодежь к широкому участию в общественных преобразованиях. Так, например, лишь 18 процентов молодых людей приняли участие в выборах. Каждый четвертый полагает проявление социальной и политической активности бесполезным, 27 процентов объясняют свою пассивность недоверием к политикам, а 40 процентов — «наличием более важных проблем». Большая часть (около 77 процентов) предпочла бы реализовывать свою активность в неполитических организациях. Основная форма таких организаций — так называемые тусовки, формирующиеся на основании общих интересов: спортивных, музыкальных и т.д. (причем спортивный фанатизм среди «тусовочной» молодежи стал преобладать над музыкальным). При этом формируются установки не на творческую самореализацию, а на пассивное потребление (квазипотребление) образования, культуры и труда.
Целью данной работы является изучение проблем правового воспитания и правового образования сложившихся в современном обществе.
В соответствии с поставленной целью, а также опираясь на круг доступных источников и юридическую литературу в курсовой работе предполагается решение следующих задач:
1). Установить значимость правового воспитания в современном обществе;
2). Определить совокупность факторов влияющих на формирование правового воспитания;
3). Проследить проблемы деформации правового воспитания современного общества;
4). Дать характеристику правового образования в системе становления и развития правового государства.
Методологическую основу работы составляют общенаучные (сравнение, анализ, синтез, системно-структурный анализ) и частнонаучные методы (исторический).
Теоретическую основу курсовой работы составляют учебники и учебные пособия, монографии.
Данная работа состоит из введения, основной части из двух глав, разделенных на параграфы (I глава – на 4 параграфа, II глава – на 3 параграфа), заключения и списка использованной литературы.
I. Правовое воспитание и его значение в современном обществе
§ 1.Понятие правового воспитания
Правовое воспитание является составным элементом идеологической функции любого государства. По мере развития и совершенствования государственности изыскиваются более действенные способы и формы осуществления этой функции, все более обосабливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный вид деятельности государства, его органов и их служащих.
Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организационных форм. Оно представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных. Цели могут конкретизироваться с учетом специфики субъекта и объекта воспитательного воздействия, используемых форм и средств этой деятельности, а также институтов, осуществляющих правовое воспитание. Соответственно, правовое воспитание и обучение состоят в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умения использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.
Суть социально-нормативного воспитания состоит, в передаче различными способами информации о том, какие существуют образцы поведения и какую реакцию они вызывают у окружающих, у общества: одобряется или пресекается поведение, соответствующее образцу. Понятно, что норма не разъясняет субъекту в подробностях причины и цели своего существования. Однако сознательный воспитатель устремляется от предлагаемого образца в глубь внутреннего мира воспитуемых, на поиски уже имеющихся там эмоций и чувств, представлений и мнений, улавливая настроения, находя созвучные образы и помогая, таким образом, ассимилировать полученную информацию .
Будучи моделью, правовая норма не может дать всей программы поведения для определенного субъекта в определенных обстоятельствах. Такую программу выстраивает сам человек, ориентируясь на уровень допустимого или пренебрегая им. Поэтому для человека интеллигентного, истинного гражданина правило, изложенное в диспозиции, — это лишь информация о том, какое поведение неприемлемо. Он не нуждается в угрозе принуждения, не ограничивается социально необходимым и наполняет свои действия и поступки высоким нравственным и эстетическим содержанием. Это и не удивительно, ведь само отношение к праву как к ценности, способной воплотить стремление к социальной справедливости, зарождается в недрах духовности, высокой нравственности.
Ядром социально-нормативного воспитания является нормативно-правовое в соответствии с той нагрузкой, которую несет в обществе право как средство регулирования всех жизненно важных отношений. До тех пор пока общество предполагает возможность нарушения своих интересов, пренебрежения обязательными к исполнению требованиями, оно будет предотвращать это с помощью норм, реализуемых в определенных случаях принудительно. А это значит, что из бесчисленных вариантов социально желаемого поведения общество будет отбирать, выделять ядро — сгусток социально необходимого и превращать в эквивалент — в правовые нормы. Если эти нормы на современном историческом этапе являются своеобразным генератором поведения в социуме, то аналогичную роль нормативно-правовое воспитание должно играть как в социально-нормативном воспитании, так и в формировании правовой воспитанности.
Социально-нормативное воспитание, и в частности нормативно-правовое, готовит субъектов права к деятельности во всех сферах общественной жизни, оно по-своему завершает, оформляет и политическое, и трудовое, и нравственное, и экологическое, и экономическое воспитание. Организованное социально-нормативное воспитание «ответственно» за все сферы жизни общества, оно влияет на все области духовной жизни субъекта — все формы сознания. Одна из его важнейших задач состоит в том, чтобы помочь социализирующемуся субъекту не только воспринять границу дозволенного правом, но и определить для себя иную границу, не допускающую за пределы нравственного — в пограничную зону еще правомерного, но уже безнравственного поведения.
Наиболее интенсивной частью социально-нормативного воспитания, его ядром является нормативно-правовое воспитание, которое несет особую нагрузку: предупредить, подготовить, обеспечить правомерное поведение. Оно предотвращает столкновения человека (даже групп людей) и общества. Такие столкновения, которые каждый раз причиняют вред и обществу, и субъекту правонарушения. Общество терпит вред не только от поступка или действия правонарушителя, но и от того, что возникает необходимость восстановить справедливость и подвергнуть гражданина — свою неотъемлемую часть — принуждению.
Правовое воспитание — это прежде всего целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов и служащих, общественных объединений по формированию и повышению правового сознания, правовой культуры и дисциплинированного отношения к своей службе.
Дисциплина в современном обществе не самоцель, а средство достижения гуманных целей общественного развития. Поэтому ее необходимость и социальная ценность должны быть поняты и осознаны всеми гражданами. Дисциплина связана с волевыми действиями, поступками людей, но начинается она в их сознании, так как между образом мышления и образом поведения границы нет. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую активность, основанную на ответственности и дисциплине. Без этого невозможен ее переход в самодисциплину, так как последняя не столько обеспечивается и направляется извне, сколько является саморегулятором, самоконтролем поведения личности. Самодисциплина проявляется в безупречном, добросовестном отношении к труду, общественному долгу, в осознании человеком ответственности за все, что он делает, в его способности подвергать суду своей совести действия и поступки .
§ 2. Правовой менталитет граждан в системе правового воспитания
Желаемые результаты реформы публичной власти не могут быть получены без выстраивания эффективного механизма взаимодействия государства, его органов и должностных лиц с гражданами. А для этого недостаточно стремления к сотрудничеству только одной стороны — субъектов публичной власти. Необходим достаточно широкий слой граждан, обладающих современным, активно-демократическим правовым (политико-правовым) менталитетом.
Повысить эффективность государственности невозможно без активно функционирующего гражданского общества. Важнейшим фактором построения и функционирования гражданского общества является сам человек как активный правовой субъект, то есть автономная и ответственная личность. Именно личность, осуществляющая свое право на самореализацию, выступает основополагающим условием существования как гражданского общества, так и правового государства.
По мнению Затонского В.А. дееспособность гражданского общества, как и сила государства, возникает из активистского правосознания граждан, избавившихся полностью и навсегда от патерналистского правосознания. Правосознание — это важнейший фактор правового поведения, н…
**************************************************************