Содержание
Содержание
Введение3
1. Описание товара5
2. Характеристика спроса8
3. Характеристика рынка11
4. Сегментация потребителей16
5. Анализ заполнения рыночных сегментов предложением22
6. Расчет годовой емкости рынка29
Выводы30
Литература32
Выдержка из текста работы
Выращивать и размалывать муку человек начал в глубокой древности, и производство хлеба лежит в основе пищевой технологии многих народов. Традиционно высокое потребление хлеба складывалось в условиях, когда люди испытывали большие физические нагрузки, и пища была в первую очередь для того, чтобы восполнять затраты энергии.
Только в конце ХХ в. сформировались современные представления о сравнительной биологической ценности различных компонентов пищи, о физиологической основе пищевых потребностей человека, об необходимости вводить в ежедневный рацион в нужных количествах все важнейшие пищевые вещества.
Современные представления о рациональном питании подразумевают снабжение человеческого организма определенным количеством белковых веществ, углеводов, жира, витаминов и минеральных соединений. Хлебные изделия являются одним из основных продуктов питания человека. В хлебе содержится многие пищевые вещества, необходимые человеку; среди них белки углеводы, витамины, минеральные вещества, пищевые волокна.
Развитие хлебопекарной промышленности осуществляется на базе внедрения новой техники, прогрессивной технологии, увеличения выработки с различными добавками и улучшителями, повышающими их биологическую ценность и качество.
В связи с переходом России к рыночной экономике, переустройством рынка и рыночных отношений в целом тема данной курсовой работы очень актуальна в наше время. Это обусловлено в первую очередь спецификой самого продукта. Среди отличительных особенностей рынка хлеба выделяются незаменимость данного продукта в потреблении людей, короткие сроки реализации, сравнительно устойчивый ассортимент продукции, высокая социальная значимость продукта. Рынок хлеба и хлебобулочных изделий представляет собой систему экономических отношений, включающих в себя производство, обращение и распределение данной продукции. В организационном отношении он является сложной структурой, в состав которой входят производители сырья и конечной продукции, предприятия сферы обслуживания (транспорт, хранилища, торговля и пр.), а также потребители.
Данная работа посвящена разработке целевого рынка для гипотетической фирмы, торгующей хлебом на рынке г. Санкт-Петербурга, что и является главной целью. Одной из основных частей этого являются маркетинговые исследования, которые в свою очередь являются неотъемлемой частью маркетинговой деятельности любой фирмы, нацеленной на получение значительной прибыли. А так как наша гипотетическая фирма заинтересована в увеличении прибыли, то мы нацеливаем производственную деятельность на соответствие нуждам потребителей. Для этого необходимо исследовать текущую ситуацию на рынке, включая изучение предпочтений потребителей и их отношение к товарам конкурирующих фирм.
Для изучения рыночной ситуации и организуются маркетинговые исследования рынка, в результате которых руководство фирмы получает информацию об отношении потребителей к её продукции, и, исходя из неё, может принять решение о дальнейшем поведении фирмы на рынке.
В ходе работы будет произведен анализ маркетинговой среды предприятия, включающей макро- и микросреду, разработано маркетинговое исследование и проведен опрос покупателей. На основе полученных данных будет произведено сегментирование рынка и позиционирование товара на конкретных целевых сегментах. Также будут даны основные рекомендации по разработке комплекса маркетинга для каждого товара на соответствующем ему сегменте рынка.
Глава 1. Анализ рынка хлеба
1.1 Характеристика товара, которое производит предприятие
Хлеб, как считают ученые, появился на земле свыше 15 тыс. лет назад. Впервые хлеб из теста стали выпекать египтяне, а 5-6 тыс. лет назад – греки и римляне. До наших дней в Риме сохранился 13-метровый памятник – монумент пекарю.
В России с древних времен выпечка хлеба считалась почетным и ответственным делом. Во многих поселениях были хлебные избы для приготовления хлеба. В Москве самыми крупными в XII веке были избы в районе нынешнего Нового Арбата, в Измайлове и Кремле. Тяжелый труд пекарей Древнего Рима почти не отличался от изнурительного труда булочников царской России. И только в начале XX века начала создаваться отечественная хлебопекарная промышленность. Сегодня это тысячи хлебозаводов, оснащенных современным оборудованием. В настоящее время хлебопечение в России является одной из ведущих отраслей пищевой промышленности.
Хлеб всегда присутствуют в рационе человека. В последние годы возросла потребность в муке высших сортов, идущих на их производство. В то же время расширился круг производителей и поставщиков этой продукции на продовольственный рынок региона. Зернопроизводители, стремясь повысить экономическую эффективность от реализации своей продукции, все больше отдают предпочтение реализации не самого зерна, а продуктов его переработки, для чего и развивают мини-цеха по переработке зерна и производству хлебобулочных изделий. Одновременно с ростом объема производства предприятиям необходимо обеспечить дальнейшее повышение качества сырья и готовой продукции.
Хлеб — пищевой продукт, получаемый выпечкой разрыхленного дрожжами или иными разрыхлителями теста, который готовят из муки, воды и поваренной соли с добавлением или без добавления вспомогательного сырья.
Потребительские свойства хлеба
Пищевая ценность хлеба, как и всякого пищевого продукта, определяется в первую очередь его калорийностью, усвояемостью и содержанием в нем дополнительных факторов питания: витаминов, минеральных веществ и незаменимых аминокислот.
Содержание в хлебе пищевых веществ (белков, углеводов, жиров, витаминов и др.) зависит от вида, сорта муки и используемых добавок. Количество углеводов в наиболее распространенных сортах хлеба составляет 40,1—50,1 % (80 % приходится на крахмал), белка — 4,7—8,3, жира — 0,6—1,3, воды — 47,5 %. При внесении в хлеб различных обогатителей (жира, сахара, молока и др.) содержание вышеуказанных веществ увеличивается в зависимости от вида добавки [14].
В изделиях из пшеничной муки белков больше, чем в изделиях из ржаной муки. На одну часть белков в хлебе приходится примерно до восьми частей углеводов, что явно недостаточно с точки зрения количественного содержания белковых веществ. Наиболее рациональным соотношением белков, жиров и углеводов в пище считают 1: 1: 5.
За счет хлеба организм человека на 50 % удовлетворяет потребность в витаминах группы В: тиамине (В1) , рибофлавине (В2) и никотиновой кислоте (РР) . Наличие витаминов в хлебе обусловлено в основном сортом муки. При помоле зерна в муку теряется до 65 % витаминов, и тем больше, чем выше сорт муки. Хлеб из обойной муки характеризуется более высоким содержанием витаминов. [14]
Хлеб важен и как источник минеральных веществ. В хлебе содержится калий, фосфор, сера, магний; в несколько меньших количествах — хлор, кальций, натрий, кремний и в небольших количествах другие элементы. Хлеб из низших сортов муки содержит больше минеральных веществ.
Биологическая ценность хлеба характеризуется аминокислотным составом, содержанием зольных элементов, витаминов и полиненасыщенных жирных кислот. Белки хлеба являются биологически полноценными. Однако по содержанию таких незаменимых аминокислот, как лизин, метионин и триптофан, белки хлеба уступают белкам молока, яиц, мяса и рыбы. Дефицит этих аминокислот больше в хлебе из пшеничной муки, чем в хлебе из муки ржаной. Белки хлеба из низших сортов муки (обойной) более полноценные, чем из высших сортов. Усвояемость хлеба зависит от вида, сорта муки и ее качества. Хлеб из пшеничной муки усваивается лучше, чем хлеб из ржаной муки того же сорта. Усвояемость белков, жиров и углеводов выше в хлебе из более высоких сортов муки и соответственно для изделий из пшеничной муки высшего сорта составляет 87,95 и 98 %, а из обойной муки —70,92 и 94 %. [12]
Энергетическая ценность хлеба определяется особенностью его химического состава и зависит от вида, сорта муки и рецептуры. Энергетическая ценность хлеба пшеничного выше соответствующего сорта ржаного. С повышением сорта муки увеличивается количество выделяемой энергии. Сорта хлеба, где рецептурой предусмотрены добавки различных питательных веществ, характеризуются более высокой энергетической ценностью. Так, энергетическая ценность 100 г хлеба из муки пшеничной обойной равна 849 кДж, из муки пшеничной высшего сорта — 975, из муки ржаной сеяной — 895, хлеба улучшенного — до 1 100.[14]
Органолептическая ценность хлеба зависит от его внешнего вида, состояния мякиша, вкуса, аромата и во многом определяет его пищевую ценность. Хлеб, правильно выпеченный, из хорошо приготовленного теста, правильной формы, с хорошо окрашенной, подрумяненной корочкой лучше усваивается. Вкус и аромат хлеба обусловлены содержанием органических кислот, спиртов, эфиров, альдегидов и других веществ, которые накапливаются в процессе брожения теста и при выпечке изделий. Количество вкусовых и ароматических веществ в основном зависит от вида и сорта муки, рецептуры, особенностей приготовления теста, внесения в него различных добавок и продолжительности выпечки.
Физиологическое значение хлеба заключается в том, что он придает всей массе потребляемой пищи благоприятную консистенцию, способствует смачиваемости пищеварительными соками и лучшей работе пищеварительного тракта…………….
Заключение
В рамках данной курсовой работы на основе собранной первичной информации было проведено маркетинговое исследование для гипотетической фирмы, производящей хлеб на рынке г. Санкт-Петербурга. Производился анализ факторов маркетинговой макро- и микросреды, оценка основных характеристик товарного рынка, произведено сегментирование и позиционирование.
В ходе проведения опроса покупателей из 160 опрошенных 150 человек ответили утвердительно на вопрос, покупают ли они хлеб. Данный товар приобретают, в основном, каждый день, при этом приобретая за покупку одну буханку хлеба весом 500 грамм.
Вкусовые добавки (изюм, злаки, приправы) добавляемые в хлеб в основном не важны для покупателей. Предпочтение отдается ржаному хлебу в нарезке. За одну буханку хлеба в 500 грамм покупатели готовы заплатить 20-30 руб. Хлеб приобретается в основном в гипермаркетах и супермаркетах.
Определяющими характеристиками при выборе хлеба для большинства покупателей являются цена, основной ингредиент, вид выпуска хлеба (в нарезке, без нарезки). Меньшее значение имеют производитель и вкусовые добавки
В результате опроса было выявлено, что основными потребителями хлеба являются женщины в возрасте от 18 до 30 лет, причем это люди рабочих профессий. Ежемесячный уровень дохода составил, в основном, от 10000 до 30000 тыс. рублей.
В ходе проведения сегментирования был выделен один целевой сегмент:
Сегмент № 6 – потребители с доходом от 10000 до 30000 руб., предпочитающие ржаной хлеб, 62,16% составляют женщины, 37,84% — мужчины. Большинство представителей сегмента в возрасте от 18 до 30 лет, по роду деятельности работающие, предпочитают ежедневно покупать нарезной хлеб в количестве 1 буханка в супер- и гипермаркетах по цене от 20 до 30 рублей Сегмент включает в себя 37 человек, доля на рынке составляет 24,67% и емкость — 249540 рублей.
Были подробно описаны их профили, затем на основании результатов опроса и проведенного сегментирования было проведено позиционирование товара фирмы на данном целевом сегменте.
По окончании курсовой работы был даны основные рекомендации по разработке комплекса маркетинга для данного целевого сегмента.
Было решено производить диетический, нарезной, ржаной хлеб «Energy Diet», который обладает меньшей калорийностью, чем обычный хлеб. Продукт приготовлен на закваске естественного брожения с использованием только натуральных компонентов: муки, воды, минимум соли и сахара. Наше предприятие будет выходить на рынок с минимальной ценой 19 руб. за 500 грамм для массового привлечения потребителей хлеба вследствие низкой цены и полезности данного продукта.
Список использованной литературы
1) Винокурова Т. В., Козлова Н. А. Маркетинговые исследования потребительского рынка: Учеб. пособие / Т. В. Винокурова, Н. А. Козлова; СПбТЭИ. — СПб.: ТЭИ, 2010.-72с.
2) Винокурова Т. В. Маркетинговые исследования: Учеб. пособие/Т. В. Ви-нокурова; СПбТЭИ. —СПб.: ТЭИ, 2007. —52с.
3) Зыбин О. С. Поведение покупателей и маркетинговые исследования: УчеС пособие / О. С. Зыбин; СПбТЭИ. — СПб.: ТЭИ, 2001. — 32 с.
4) Маркина Н. В. Как составить анкету? Учеб. пособие / Н. В. Маркина; СПбТЭИ. — СПб. :ТЭИ, 2006. — 17с.
5) С. В. Виноградова, Н. В. Маркина, Е. С. Юдникова, М. Б. Яненко Маркетинг торгового предприятия: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2005. — 528 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»)
6) petrostat.gks.ru/– Федеральная служба государственной статистики по Санкт-Петербургу
7) karavay.spb.ru/- Сайт производителя хлеба ОАО «Каравай»
8) fazer.ru/Brands/hlebnydom/ — Сайт производителя хлеба ОАО «Хлебный дом»
9) darnica.ru/ — Сайт производителя хлеба ООО «Хлеб» (ТМ Дарница)
10) arnaut-hlebnii-zavod.ru/ – Сайт производителя хлеба ОАО «Арнаут»
11) zarya-hlebozavod.ru – Сайт производителя хлеба ОАО «Заря»
12) advertology.ru– Обзор рынка хлеба за 2012 год.
13) tokoch.ru – Процесс производства хлеба.
14) ru.wikipedia.org/wiki/%D5%EB%E5%E1 – материал из Википедии про хлеб
15) homepage.ru – Потребительские свойства и ассортимент хлеба
16) iberia-tour.com. – Статья «Все о хлебе»