Выдержка из текста работы
Структура культуры: образование, наука, искусство, литература, мифология, нравственность, политика, право религия. В рамках культурологии сегодня исследуются такие структурные элементы, как
- мировая и национальная культура,
- классовая,
- городская и сельская,
- профессиональная и др,
- духовная,
- сатериальная.
Каждый из элементов культуры может делится на более дробные:
- Материальная культура— орудия и средства труда, техника и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), транспорт, предметы быта.
- Духовная культура — наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, образование;
Цель социологического исследования культуры — установить производителей культурных ценностей, каналы и средства ее распространения, оценить влияние идей на социальные действия, на формирование или распад групп или движений.
Феномены культуры:
1) предметный (культура как статичное образование);
2) ценностный (творческое начало);
3) деятельностный (динамика культуры);
4) символический (культура состоит из символов);
5) игровой (культура — игра, где принято играть по своим правилам);
6) текстовой (языку как средство передачи культурных символов);
7) коммуникативный (культура как средство передачи информации).
Функции культуры:
— Основная (человекотворческая) Человек сам себя познает. Миропонимание, воспитание и социализация человека.
— Информационная Закрепление результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации.
— Познавательная функция Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Человек получает новое знание о мире и самом себе.
— Коммуникативная функция Коммуникация — это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем.
— Нормативная — необходимость поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной так и социальной. Необходимость поддерживать равновесие и порядок в социуме.
— Ценностная Культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является.
— Духовно-нравственная — воспитательные роли культуры.
— Потребительская (релаксационная) Функция снятия стресса, напряжения.
— Интегрирующая связана с созданием системы значений, ценностей и норм.
В зависимости от вида субъекта, создающего культуру, и уровня принято различать три ее формы:
- — элитарную,
- — народную,
- — массовую (общедоступную, «поп-культуру»).
Народная культура (фольклор) возникает стихийно и не имеет четко определенного автора.
Элитарная культура имеет установленное авторство (высокое искусство), это культура высокообразованных, привилегированных, «элитарных» слоев.
Массовая культура — культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. (Спорт, развлечения, быт, музыка, поп-музыка, литература, СМИ).
Субкультура — Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями.
Контркультура — культура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. (Культура богемы — стремление к самовыражению, желание жить сегодняшним днем, требование полной свободы, поощрение равенства мужчин и женщин. Отрицание ценностей господствующей культуры: самодисциплина, самоограничение в настоящем ради награды в будущем, материализм, успех в соответствии с общепринятыми правилами).