Помощь студентам, абитуриентам и школьникам.

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

Оперативная помощь в написании работы

Пример: Дипломная работа
Изучение морфемного состава слова в начальных классах


ВУЗ, город:

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Предмет: Филология

Дипломная работа по теме:

Изучение морфемного состава слова в начальных классах

Страниц: 88

Автор: Витача

2006 год

Внимание!
Это только выдержка из работы

Рекомендуем посмотреть похожие работы:

  1. Формирование навыка грамотного письма и коррекция орфографических ошибок начальные классы (Реферат, 2011)

    ... формирования орфографического навыка, по этой причине орфографическая грамотность учащихся очень низкая. Орфографический навык создает в процессе ... орфографическая зоркость. В начальной школе закладываются основы формирования орфографических умений. ...

  2. Изучение склонений имен существительных в начальных классах (Курсовая работа, 2011)

    ... актуальных проблем в современной начальной школе. Изучение русского языка ориентировано на решение ... . Объект исследования – методика изучения имен существительных. Предмет – особенности изучения склонений имен существительных в начальных классах.

  3. Связь уроков математики с другими предметами в начальных классах (Реферат, 2012)

    ... связей математики с другими учебными предметами в начальной школе Установление многосторонних связей математики с другими учебными предметами в начальной школе ... активности учащихся. Интегрированный урок математики и окружающего мира должен быть в ...

  4. Формирование здорового образа жизни школьников начальных классов в процессе физического воспитания (Курсовая работа, 2010)

    ... методику формирования здорового образа жизни школьников начальных классов в процессе физического воспитания. Предмет исследования: процесс формирование здорового образа жизни школьников младших начальных классов ...

  5. Формирование орфографического навыка на уроках русского языка в начальной школе (Курсовая работа, 2008)

    ... должен пройти школьник для решения орфографической задачи: 1) увидеть орфограмму в слове; 2) определить ее вид ... эти слова, т. е. орфографически. Какой буквой обозначен звук [а] в слове сосна? Какой буквой обозначен звук [а] в слове ...

  6. Порядок слов в предложении и его изучение в начальной школе (Дипломная работа, 2009)

    ... на устранение и предупреждение речевых ошибок, связанных с нарушением порядка слов в предложении, на закрепление нормативных вариантов порядка слов в речи ...

  7. Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка при изучении слов с не проверяемыми написаниями в третьем классе (Курсовая работа, 2011)

    ... методических приёмов проведения словарно-орфографической работы в начальной школе передовые ... приемов мнемотехники для повышения уровня запоминания словарных слов учащимися начальных классов. Объект исследования: словарно-орфографическая работа ...

Содержание

Введение

I. Морфемика как раздел науки о языке

1.1. Понятия морфемики и изучаемых ею объектов

1.2. Характеристика морфемики русского языка

1.3. Морфемная структура слова

Выводы

II. Работа над составом слова в начальной школе

2.1. Система изучения состава слова в начальной школе

2.2. Сопоставительный анализ программ и учебников по образовательным системам

2.3. Приёмы работы по изучению корневых и служебных морфем в начальной школе

Выводы

III. Экспериментальное исследование эффективности преподавания морфемики в начальной школе

3.1. Констатирующий эксперимент

3.2. Формирующий эксперимент

3.3. Контрольный эксперимент

Выводы

Заключение

Литература

Выдержка

II. Работа над составом слова в начальной школе

2.1. Система изучения состава слова в начальной школ

Русский язык в начальных классах рассматривается как часть единого курса обучения родному языку, важнейшими целями которого являются: 1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения; 2) формирование элементарной лингвистической компетенции. Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка. Линия темы «Состав слова» в этом аспекте очень важна, поскольку для формирования чувства языка необходимо понимание особенностей морфемного состава слова, словообразования и словоизменения.

В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые, так и школьники смысл неизвестного слова часто стремятся раскрыть на основе членения его на морфемы и установления семантической связи с известным однокоренным словом. «Тенденция самостоятельно раскрывать значения неизвестных слов, — пишет А. Н. Гвоздев, путем расчленения их на морфологические части является очень мощной и постоянно действующей... С ее помощью легко усваиваются многие слова литературного языка во время обучения в школе» [Гвоздев А. Н., 1958. С. 110]..

Членение слова на морфемы в целях установления его лексического значения имеет свое теоретическое обоснование в самой науке о языке.

Морфемам, как установлено многочисленными лингвистическими исследованиями, свойственно семантико-словообразовательное и грамматическое значения. Лексическое значение слова «создается» путем взаимодействия и слияний в единое целое присущих отдельным морфемам, составляющим данное слово.

Поскольку слияние морфем представляет собой не механическое соединение, а взаимодействие и, кроме того, многие префиксы, корни и суффиксы многозначны, то только по морфемному составу трудно (а иногда и невозможно) определить лексическое значение слова. Тем не менее лексическое значение многих мотивированных слов определяется его морфемным составом (например, последователь, разведчик, сотрудник, прибрежный, прилуниться и т. д.). Особая роль принадлежит корню как смысловому ядру, дающему семантическую общность однокоренных слов.

Указанная особенность языка является одной из причин, обусловливающих возможность использования членения слова на морфемы в целях выяснения его смысла.

Этой возможностью учащиеся начинают осознанно пользоваться по мере усвоения морфемного состава слов и их образования. Лексическое значение многих производных слов осознается учащимися, когда им «открываются» тайны той связи, на которой основано семантическое родство слов.

Итак, значение работы над морфемным составом слов состоит, во-первых, в том, что школьники овладевают одним из ведущих способов раскрытия лексического значения слов. Отсюда вытекает задача учителя создать оптимальные условия для осознания детьми взаимосвязи, существующей в языке между лексическим значением слова в его морфемным составом, целенаправленно руководить на этой основе уточнением словаря учащихся.

Во-вторых, даже элементарные знания об образовании слов очень важны для понимания учащимися основного источника пополнения нашего языка новыми словами. Как представлено в трудах многих известных лингвистов (Л. А. Булаховский, В. В. Виноградов, Е. М. Галкина-Федорук, Е. А. Земская, Н. М. Шанский и др.), новые слова создаются из тех морфем, из того строительного материала, который уже существует в языке, и по тем моделям, которые исторически сложились и закрепились в системе русского словообразования. Наблюдения над образованием слов оказывают положительное влияние на формирование у учащихся активного отношения к слову, подводят к пониманию закономерностей развития языка.

В-третьих, ознакомление с основами морфемики способствует обогащению знаний школьников об окружающей их действительности. Слова опосредованно (через понятия) соотносятся с предметами, процессами, явлениями. Установление семантико-структурной связи между словами опирается на связь между соотносимыми понятиями (например, слова граница и пограничник семантически и структурно связаны, так как они являются наименованиями соотносимых между собой понятий).

Фактически познание школьниками семантико-структурной соотносимости слов означает углубление их представлений о связях между предметами, процессами, имеющими место в окружающей жизни..

В-четвертых, осознание роли морфем в слове, а также сеантического значения приставок и суффиксов содействует формированию у школьников точности речи. Задача учителя максимально способствовать не только пониманию учащимися лексического значения слова, но и развитию у них осознанного употребления в контексте слов с определенными приставками и суффиксами.

В-пятых, изучение морфемного состава слова имеет большое значение для формирования орфографических навыков. Обусловлено это тем, что ведущим принципом русского правописания является морфологический. Формирование навыков правописания корня, и приставок, суффиксов и окончаний на теоретической основе (а только такое письмо может быть сознательным) требует целенаправленного применения фонетических, словообразовательных и грамматических знаний. Поэтому одной из важных задач изучения морфемного состава слова является создание основы знаний и умений, необходимых для формирования навыков правописания морфем слова, и прежде всего корня.

Наконец, немаловажен и тот факт, что изучение морфемного состава слова заключает в себе большие возможности для развития умственных способностей учащихся и, в частности, для формирования у них специфических умственных умений, без которых невозможно сознательное владение словом как языковой единицей, например: умения абстрагировать семантическое значение корня, приставки и суффикса от лексического значения слова, умения анализировать слово на составляющие его значимые части (морфемы) с учетом их взаимодействия в слове, умения сравнивать слова в целях установления их семантико-структурной общности или различия и т. д. Задача учителя создать в учебном процессе такие условия, при которых усвоение знаний сочетается с формированием адекватных им умственных действий..

Список использованной литературы

1. Алексеев Д. И. О преодолении некоторых ошибок при работе над составом слова в школе // Русский язык в школе. 1957. № 4.

2. Белькова В. А. О проведении словообразовательного анализа // Русский язык в школе. 1975. № 3.

3. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1968. С. 136

4. Блинов Г. И. О недостатках словообразовательного анализа в школе // Русский язык в школе. 1966. № 4.

5. Богоявленский Д. Н. Языковая форма и содержание понятия при усвоении грамматики // Русский язык в школе. 1972. № 1.

6. Бородина Н. В. Вставить пропущенную морфему // Русский язык в школе. 2001. № 4. С. 15.

7. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Русский язык. 4 класс: Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 1998.

8. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык: первые уроки. Учебное пособие для 1 класса (1-4) // Серия «Свободный ум». М.: «Баллас», 1997.

9. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. Учебник для 3-го класса (1-4) // Серия «Свободный ум». М.: «Баллас», 2000.

10. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. Учебное пособие для 2 класса (1-4) // Серия «Свободный ум». М.: «С-инфо», 2000.

11. Бунеева Е. В., Комисарова Л. Ю., Яковлева М. А. Русский язык. 12 класс (14): Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2000.

12. Бунеева Е. В., Яковлева М. А. Русский язык. 3 класс (1 4): Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2002.

13. Гвоздев А. Н. Современный русский литературный язык. М., 1958, Ч. 1.

14. Грузберг А.А. Морфемный анализ. Пермь, 1974.

15. Дунаева В. П. Элементы этимологического анализа на уроках русского языка // Начальная школа. 2001. № 7. С. 28.

16. Жуковская О. А. Словообразовательный анализ как средство повышения грамотности учащихся // Русский язык в школе. 1968. № 5.

17. Земская Е. А. Как делаются слова. М.: Изд-во АН СССР, 1953.

18. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М., 1973.

19. Илютович К. С. О соотношении морфемного и словообразовательного анализа // Русский язык в школе. 1974. № 2.

20. Краткий справочник по современному русскому языку/Под ред. П.А. Леканта. М.: Высшая школа, 1991.

21. Кубрякова Е. С. Что такое словообразование. М.: «Наука», 1965.

22. Кудряшёва (Таратова) М. Г. Словообразовательный анализ в системе развивающего обучения // Начальная школа. 2001. № 10. С. 71.

23. Кудряшева (Татарова) М. Г. Активизация познавательной деятельности младших школьников при обучении словообразовательному анализу. Автореферат. М., 2001.

24. Кудряшева (Татарова) М. Г. Словообразовательная работа в четвертом классе // Начальная школа. 1998. № 9.

25. Кудряшева (Татарова) М. Г. Словообразовательная работа как фактор мотивации деятельности четвероклассников // Начальная школа, 1998, № 4.

26. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. М.: Русский язык, 1986.

27. Леонтьев А.А. и др. Методические основы согласования стандартов по русскому языку для общего среднего и высшего образования. М., 1998.

28. Ломакович С. В., Тимченко Л. И. Обучение русскому языку в начальной школе: 1 класс. М., 2001

29. Лоншакова А. А. Состав слова // Начальная школа. 2003. № 9. С. 38.

30. Лопатин В. В. Морфемика // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

31. Львов М. Р. В поисках новых решений. К спорам об изучении приставок и суффиксов // Начальная школа. 2001. № 1. С. 15 — 16.

32. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1988.

33. Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М., 1987.

34. Маркова Л. Л. Виды работ по определению словообразовательного значения // Русский язык в школе. 1978. № 5.

35. Мережко Е. Г. Работа со словообразовательным гнездом в начальных классах // Начальная школа. 2003. № 10. С. 45.

36. Мережко Е. Г. Словообразовательный анализ на уроках русского языка // Начальная школа. 1996. № 6.

37. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. М.: Академия, 2000. 472 с.

38. Морякина Л. Е. К изучению темы «Состав слова» // Русский язык в школе. 1954. № 4.

39. Музыченко А. С. К изучению «состава слова» // Русский язык в школе. 1959. № 4.

40. Наумова Ю. П. Что раньше изучать: приставку или суффикс? // Начальная школа. 1998. № 9.

41. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. М.: Баласс, 2003. 288 с.

42. Перепелицина Т. А. Изучение морфемного состава слова // Начальная школа. 2001. № 11. С. 94.

43. Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: «Просвещение», 1979.

44. Репкин В. В., Вострогова Е. В., Некрасова Т. В. Русский язык: Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы (Система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова). В 2-х частях. Часть 1. М.: Вита-Пресс, 2003.

45. Репкин В. В., Некрасова Т. В., Вострогова Е. В. Русский язык: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы (Система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова). В 2-х частях. Часть 2. М.: Вита-Пресс, 2003.

46. Репкин В. В., Некрасова Т. В., Вострогова Е. В., Чеботкова Л. В., Русский язык: Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы (Система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова). В 2-х частях. Часть 1, 2. М.: Вита-Пресс, 2003.

47. Рочко Т. А. Морфемный и словообразовательный разбор слова // Еженедельник «Русский язык» издательского дома «Первое сентября». N 25/2001

48. Русская грамматика. М.: Наука, 1980.

49. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика начального обучения» /Под ред. М.С. Соловейчик. М., 1993.

50. Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ф.П. Филин. М.: Советская энциклопедия, 1979.

51. Современный русский язык: Учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. «Филология» / Под ред. П. А. Леканта. М.: Дрофа, 2000.

52. Степанов Ю. С. Основы общего языкознания. М., 1975.

53. Федорова Л. Л. Сложные слова (теория) // Еженедельник «Русский язык» издательского дома «Первое сентября». N 44/2002.

4 44
RUR 3490

Книги для самоподготовки по теме "Изучение морфемного состава слова в начальных классах" - Дипломная работа

Внутрипредметные и межпредметные связи в начальном обучении
Внутрипредметные и межпредметные связи в начальном обучении
1981

ISBN

Russistik
Russistik
1998

ISBN

Литература по педагогическим наукам и народному образованию
Литература по педагогическим наукам и народному образованию
1990

ISBN

Русский язык в школе
Русский язык в школе
1983

ISBN

Includes section "Kritika i bibliografii︠a︡".
Летопис ьжурналńых статей
Летопис ьжурналńых статей
1982

ISBN

Русский язык. 5 клас: Планы-конспекты уроков (для школ с украинским языком обучения)
Русский язык. 5 клас: Планы-конспекты уроков (для школ с украинским языком обучения)

ISBN 9660804482,9789660804487

Статьи по теме для самостоятельной работы

Увлекательная русистика - Учительская газета

Увлекательная русистика - Учительская газета

Портрет российского учителя: международное исследование TALIS фиксирует, что у российских учителей гораздо меньше барьеров для своего профессионального развития, чем у педагогов из других стран. Институт стратегии развития образования Российской академии образования провел форум «Дополнительное образование детей в современных условиях». Каковы результаты работы форума и какие задачи наиболее... далее

Украинская компьютерная лингвистика сегодня - Полит.ру

Украинская компьютерная лингвистика сегодня - Полит.ру

Мы публикуем расшифровку лекции заведующей отделом структурно-математической лингвистики Института языкознания НАН Украины, доктора филологических наук, профессора Евгении Карпиловской, прочитанной 15 декабря 2010 года в Киеве, в Доме ученых в... «Публичные лекции Політ. Лекция публикуется в русском переводе и украинском оригинале. Глубокоуважаемые дамы и господа, глубокоуважаемые коллеги,... далее







Карта : А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Наверх