Помощь студентам, абитуриентам и школьникам

Вы можете заказать диссертацию, дипломную работу ,курсовую работу, контрольную работу, реферат, отчет по практике, чертёж, эссе и любые другие виды студенческих работ. А также у нас есть десятки тысяч готовых работ, которые можно подобрать через каталог и купить нужную именно Вам.

ВЕСЬ КАТАЛОГ РАБОТ Все работы по теме:
Книговедение

Дипломная работа
Авангард и его влияние на книжное искусство в период 1920-1930 гг

Так же можно посмотреть:

  1. Анализ современного мирового экономического кризиса и его влияние на экономики и бизнес различных стран и России с 2007 по март 2010 года (Курсовая работа, 2010)

    ... года по настоящее время активно развивается кризис мировой экономики, который принято называть финансовым. Правительствами различных стран ... формального обесценивания всей нашей экономики за счёт массовой продажи акций. Например, предприятие есть, ...

  2. Работа с персоналом в системе менеджмента. Стресс и его влияние на управление персоналом. (Контрольная работа, 2007)

    ... управление персоналом. Глава 1. Работа с персоналом в системе менеджмента 1.1 Система работы с персоналом как элемент работы ... и содержание персонал-системы предприятия (организации). 1-й момент. Система менеджмента качества (СМК) по МС ИСО 9001: ...

  3. Государственный долг и его влияние на национальную экономику (Дипломная работа, 2011)

    ... определяется тем, что данная работа посвящена такой проблеме современной экономики России как государственный долг и его влияние на ...

  4. Татаро-монгольское иго и его влияние на развитие русской государственности экономики и культуру (Контрольная работа, 2012)

    ... малого три столетия Русь находилась под игом Золотой Орды. Существует несколько различных версий событий в России ... раскрытии темы: Татаро-монгольское иго, и его влияние на развитие русской государственности, экономики и культуры будем ...

  5. Экономические циклы мирового развития и факторы их влияния на социально-экономическое развитие Беларуси (Дипломная работа, 2011)

    ... повлияли на фондовые рынки в развитых и развивающихся странах. Мировой финансовый кризис выявил необходимость ... ипотечного рынка. В 2007 году мировая банковская система начала испытывать дефицит ликвидности. В 2008 году набирающий банковский кризис ...

  6. Античное культурное наследие и его влияние на развитие культуры последующих эпох (Реферат, 2009)

    ... основные тенденции античности культура художественная, то есть искусство» . Раскрыть влияние античной традиции в искусстве мировых и ... развитие общественно-политической и философской античной мысли, ее отражение в философиях других эпох раскрывалось ...

  7. Миф в культуре и его интерпретация в живописи французского классицизма на примере творчества Никола Пуссена (Дипломная работа, 2008)

    ... художественной жизни. Многие произведения Пуссена этих лет носят несомненную печать влияния современного ему итальянского искусства ... годах линии своего ... картине художник исходит из идеи прекрасного, в силу чего предмет изображения, по словам Пуссена ...


ВУЗ, город:

Москва

Предмет: Книговедение

Дипломная работа по теме:

Авангард и его влияние на книжное искусство в период 1920-1930 гг

Страниц: 90

Автор: Брюханова Елена Викторовна

2006 год

4 60
RUR 3490

Промокод на получение скидки 10%,

укажите при заказе уникальной работы

* Акция действует до 15 декабря 2016

6810-rob88

Содержание

Введение 3

Глава 1. История книги 8

1.1. Понятие книги 8

1.2. Формы и функции книги 10

1.3. Книга в СССР в 1920-е годы 12

Глава 2. Авангард и его влияние на книжное искусство в период 1920—1930 гг. 18

2.1. Теоретические аспекты художественного авангарда 18

2.2. Книжное искусство начала XX века 33

2.3. Авангард в детских книгах 35

Глава 3. Исторический экскурс: Объединение «Мир искусства» и его роль в книжном искусстве 48

3.1. «Медный всадник» А.С.Пушкина в оформлении А.Н.Бенуа 51

3.2. «Белые ночи» Ф.М.Достоевского в оформлении М.В.Добужинского 60

Глава 4. Футуристическая книга 66

4.1. Типографика 71

4.2. Графика 74

4.3. Книжная обложка 75

4.4. Значение футуристических книг 77

Заключение: 80

Список литературы: 82

Приложение 1. 85

Выдержка

Актуальность темы очевидна, произведения мастеров русского авангарда, чье творчество во многом определило развитие художественной культуры ХХ века, продолжают сохранять актуальность как неисчерпаемый запас формальных и образных идей. 

Авангард, начиная рассматривать книгу, как информационный объект, ориентированный на активную коммуникацию, формулирует потребность в иных технологиях воспроизводства информации. Книга становится той моделью, анализ и критика которой позволит разработать новые конструкции для языковых манипуляций, осуществляемых в русле техногенного информационного обмена. Книга как модель, как прототип новых информационных объектов, придает необычайную актуальность художественному явлению — книге художника, где развиваются новые подходы и методы представлять, хранить, соотносить, интерпретировать, генерировать информацию. 

Еще столетие назад такого понятия как «книжное искусство» не было, говорили лишь об «искусстве в книге». Предполагалось, что книга — предмет, в сущности, технический, готовая форма, заданная художнику извне, из мира полиграфического производства. Художник мог обогатить и украсить книгу, внести и разместить в ней свои рисунки, узоры, знаки, как размещают росписи или картины в готовом здании. Книга мыслилась не целостным произведением искусства, а лишь вместилищем более или менее значительных произведений: графических, живописных, декоративных..

В своей совокупности книги могут дать определенное представление о духе времени, в которое эта книга создавалась, о художественном стиле, одним из воплощений которого становится, таким образом, книга. 

Судить о книге только по ее взятым в отдельности орнаментам, иллюстрациям, даже шрифтам — то же самое, что судить об архитектуре собора, не касаясь ни его плана, ни конструкций, только по резьбе и росписи, покрывающим стены, по завиткам капителей и статуям в нишах. Целостное восприятие художественного строя книги заставляет видеть все ее знаковые, орнаментальные и изобразительные элементы не изолированно, но в определенной связи, в системе композиционно-пространственных, смысловых и функциональных отношений с этим целым — с самой книгой, имеющей собственную, меняющуюся из века в век «архитектуру». Подобно тому, как архитектура преобразует окружающее нас пространство не только для удовлетворения наших практических потребностей, но и вносит в него порядок и меру, дает обживаемому с ее помощью миру определенный строй и характер, наделяет его эмоциональным содержанием, так и книжное искусство организует и одухотворяет мир книги. Оно материализует этот мир как особую духовную среду, сферу общения читателя с текстом, с содержанием книги, придает ему осязаемую предметность. 

Рассматривая книгу с этой ее «архитектурной», а точнее сказать — архитектонической стороны, вдумываясь в особенности ее построения, необходимо увидеть книгу как некий предмет, предназначенный для вмещения текста и сопровождающих его изображений и создающий определенные удобства в их использовании. .

Книга — конструкция. И вся ее техническая сторона — выбор и обработка материалов, их физические качества — добротность, вес, фактура поверхностей, цвет, контрасты красок — входит неотъемлемой частью в восприятие книги как предмета искусства. Здесь важен и формат — большой или маленький (совсем разные образы — монументальный или интимный), и пропорции, и способы изготовления — ручные или машинные, и устройство книжного блока, возможные усложнения этой конструкции — вкладные листы другой бумаги и прочее.

Однако книга воспринимается не только как вещь, но и как своеобразное пространство. Это свойство определенным образом формируются ее создателями и, в первую очередь, художником. Их можно различать и изучать. В физическом смысле «пространство» книги можно считать двухмерным — это система плоских, в принципе, разворотов, сменяющих друг друга при чтении перед нашими глазами. На них в заданном порядке размещаются знаки и изображения. Порядок этот и представляет собой пространственную организацию книги, ее композицию. При всем многообразии возможных вариантов, представляющих те или иные композиционные системы в книге, порядок этот всегда ясен и строг. Основа его — геометрически четкая система координат, образуемая вертикальными и горизонтальными обрезами одинаковых прямоугольных листов и вертикалью корешкового сгиба — единой осью вращения перелистываемых страниц.

Многие эпохи книжного искусства оставили блестящие памятники, насыщенные духом своего времени, ярко воплотившие его стиль, но не отражающие никак конкретное содержание заключенных в них сочинений. Лишь в последние полтора-два столетия, с ростом и количества изданий и разнообразия жанров, тем, назначений и видов литературы, в облике книги стала отображать сперва принадлежность ее к тому или иному кругу изданий, а затем уже и характерные качества конкретного произведения. Такая книга стала как бы «портретом» своего текста, в каком-то смысле его рекламой, выражением его оценки, отношения к этому тексту ее издателя и художника. Не только иллюстрации (внутри книги или вынесенные на ее обложку, наружу), но и все другие ее элементы (материал, цвет, шрифты, формат, фальцовка, шитье) начинают характеризовать данную книгу. Любая ее деталь окрашивается и осмысляется тем обстоятельством, что она могла бы быть существенно иной в книге другого содержания, другого характера. 

С конца XIX в. и особенно в XX в. роль и место искусства книги в художественной культуре России заметно меняются. В предшествующий период для книги работали в основном второстепенные графики или просто ремесленники. В конце века к книгам обращаются ведущие мастера русской живописи. Их работа в области иллюстрации остается в сущности эпизодической, включаясь часто в характерные для времени «сборные» книги, которые, как целое, этих художников не интересовали. Отдельные иллюстрационные серии очень конкретные и психологически насыщенные выполнили в это время И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов, В.М. Васнецов. Л.О. Пастернак, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский и др. .

В 20-х годах XX века в художественной практики начинают реализовываться иде авангардных деятелей искусства. «Суровый стиль», минималистская графика и борьба с архитектурными излишествами получили дополнительную артикулированность и за счет использования формального языка конструктивизма 20-х годов. 

Приведем высказывание Е.Штейнера: «Пожалуй, именно сейчас появилась впервые возможность спокойно подойти к творчеству мастеров 20-х годов, больших и малых, великих и неизвестных, и посмотреть на них не с классовой ненавистью ревнителей соцреализма и госзаказов и не с интеллигентской недальновидною фрондой по отношению к Системе, а просто как на художников, в высшей степени характерных для своего времени и — хорошо ли, плохо ли — как правило, талантливо и остро выражавших его. Нелишне оговориться, что я считаю российский художественный авангард — от интерпретаторов кубизма до супрематистов и конструктивистов — в целом наиболее значительным и интересным в художественном отношении явлением культурной жизни 20-х годов». 

В истории искусства XX века работы авангардных советских художников первых лет существования нового режима (станковые вещи, эскизы прозодежды, иллюстрации к литературным произведениям или детские картинки). Художники 20-х годов сознательно разрабатывали язык новых художественных форм, чтобы выразить им новое жизненное содержание, революцию духа и быта.

Дипломная работа имеет целью осветить вопросы, связанные с авангардом в русским книжным искусством в период 1920—1930 гг.

Задачами дипломной работы является рассмотрение предпосылок к возникновению художественного авангарда, его роли при создании книг; а также проследить формирование авангарда как новой культурной нормы и способа самопознания и познания мира, проанализировать способы отражения художниками новой действительности в иллюстрационных работах к книжным изданиям на примере поэмы «Медный всадник», повести «Белые ночи» и к детских произведениях 20-х годов XX века.

Объектом исследования является творческое наследие художников-авангардистов, зафиксированное в книжных изданиях начала XX века.

Предметом исследования станут особенности авангарда в русском книжном искусстве.

Целью исследования будет являться всестороннее изучение книжного искусства с точки зрения авангардного направления. 

Методологической основой послужили работы Штейнера Е, Герчука Ю.Я., Говоровой А.А. и Т.Г.Куприяновой, Маковского С.К, Чугунова Г. и др., также были использованы материалы периодических печатных изданий.

Список использованной литературы

1. Баренбаум И.Е. История книги: Учебник. М., 1984. 

2. Бобринская Е. Футуризм. — М.: Галарт. 2000. 

3. Бычков В. Авангард / Новая Философская Энциклопедия Т. 1. М., Мысль, 2000. 

4. Виноградова Л.А. История книжного дела в России (988-1917): Курс лекций для вузов. М., 1991. 

5. Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. М., 1988. 

6. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. — М.: Аспект Пресс, 2000. 

7. Герчук Ю.Я. Художественная структура книги. М., 1984. 

8. Говоров А.А. О древнерусском происхождении слова «книга»//Букинистическая торговля и история книги. Вып. 1. М., 1990. 

9. Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. СПб., 1881. 

10. Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г. 

11. Добужинский М.В. Воспоминания. М.: «Наука», 1987.

12. Закржевский А. Рыцари безумия: футуристы. Киев, 1914. 

13. История книги в СССР. 1917—1921: В 3 т. М., 1983—1986. 

14. История книги: Учебник для вузов/ Под ред. А.А.Говорова и Т.Г.Куприяновой. М.: Издательство МГУП «Мир книги», 1998. 

15. Книга в России. 1861—1881: В 3 т. / Под общей ред. И.И. Фроловой. М.,1988—1991. 

16. Книга в России. 1850—1917 гг.: (Материалы к указ. сов. лит. 1983—1990 гг.) / Гос. Публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина; Сост. С.В. Белов. Л., 1991. 

17. Крусанов А. Русский авангард. 1907 — 1932. Исторический обзор. Том II. Книга 1. Футуристическая революция. 1917 — 1921. Издательство: Новое литературное обозрение, 2003 г.

18. Крусанов А.В. Русский авангард: 1907—1932 (Исторический обзор). В трех томах. Т.1. Боевое десятилетие. СПб, 1996 

19. Крученых А. Наш выход. К истории русского футуризма. М., 1996 

20. Либрович С.Ф. История книги в России: В 2 ч. СПб.; М., 1913—1914. 

21. Маковский С.К. Графика Добужинского. Пг. — Берлин: «Петрополис», 1924.

22. Марков В.Ф. История русского футуризма. СПб. Алетейя, 2000.

23. Масленников Д.Б. Словарь окказиональной лексики футуризма. Уфа, 2000.

24. Мигонь К. Наука о книге. / Очерк проблематики. Перевод с польского О.Р.Медведевой. — Москва «Книга», 1991.

25. Митурич М. Записки сурового реалиста эпохи авангарда. ((архив русского авангарда)) М.РА.1997 

26. Морев Г.А. К истории русского авангарда: Статья А.Туфанова «Новый эго-футуризм» [(1914)] // Поэзия и живопись. М., 2000. 

27. Очеретянский А., Яначек Дж., Крейд В. Забытый авангард. Сборник справочных и теоретических материалов. в 2-х кн. НЙ.1993. 

28. Очерятинский А. Янечек Дж. Антология авангардной эпохи. Россия. Первая треть ХХ столетия (поэзия). Нью-Йорк, СПб, 1995.

29. Поэты русского футуризма. СПб. Академический Проект.1999. 

30. Русский футуризм. Сост.Терехина В, и Зименков А. — М.1999. 

31. Русский футуризм. Теория. Практика. Критические статьи. М. Наследие. РАН ИМЛИ. 2000. 

32. Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания. М., 1999. 

33. Сигей С. Эгофутурналия в смертном колпаке.// Василиск Гнедов. Собрание стихотворений. Депертамент Истории Европейской Цивилизации. Университет Тренто, 1992. 

34. Советская власть в документах. М., 1961.

35. Советская книга: Указатель литературы о книге и книжном деле: 1917—1945.: в 3 ч. / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина; Сост. Т.А. Подмазова и др. М.,1976—1984. 

36. Терехина В. «Засахаре кры» или Загадки эгофутуризма. // Арион, №1, 1996. 

37. Харджиев Н.И. Статьи об авангарде. 2-х т. Архив русского авангарда. М.РА.1997 

38. Хрестоматия по истории книги. Ч.1. М., 1995. 

39. Чуковский К. Футуристы. Игорь Северянин — Кручёных — Вл. Хлебников — Вас. Каменский — Вл. Маяковский. Петроград, 1922. 

40. Штейнер Е. Авангард и построение нового человека. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. 

4 47
RUR 3490

Книги для самоподготовки по теме " Авангард и его влияние на книжное искусство в период 1920-1930 гг" - Дипломная работа

Для голоса!
Для голоса!
2013

ISBN

АРКHУМАС--казанский авангард 20х
АРКHУМАС--казанский авангард 20х
2013

ISBN

Zsfassung in engl. Sprache u.d.T.: Archumas - the laboratory of Kazan Avant-Garde of 1920-s.
Советская архитектура 1920-х годов
Советская архитектура 1920-х годов
2013

ISBN

Авангард в культуре XX века
Авангард в культуре XX века
2013

ISBN

Великая утопия
Великая утопия
1993

ISBN

Техническая эстетика
Техническая эстетика
1991

ISBN

Статьи по теме для самостоятельной работы

По-прежнему загадочный Костаки - Lenta.ru

По-прежнему загадочный Костаки - Lenta.ru

В массовом сознании имя Георгия Костаки (1913-1990) неразрывно связано с историей русского авангарда 1910-1930-х годов. Малевич, Кандинский, Матюшин, Попова, Филонов, Шагал — это лишь несколько из наиболее ярких имен, в реальности же коллекция Костаки, собранная в 1940-1970-е годы, содержала произведения десятков художников, многие из которых иначе были бы забыты. Костаки положил жизнь на то,... далее

Иногда они возвращаются - Lenta.ru

Иногда они возвращаются - Lenta.ru

История русского искусства ХХ века пока не написана. Но благодаря частным коллекциям мы иногда можем увидеть альтернативную историю искусств, которая не вполне совпадает с сегодняшней официальной. История 100 лет «современного искусства» от Малевича до Павленского, пересказанная за 30 секунд, выглядит сегодня примерно так:. Малевич изгнал из Витебска комиссарившего там недостаточно... далее

10 картин русского авангарда, определившие историю последних 100 лет - Русский репортер

10 картин русского авангарда, определившие историю последних 100 лет - Русский репортер

Причем неофициальное искусство обычно побеждает в истории и во многом определяет ее стиль — «иконы» эпохи. Поэтому интересно увидеть, что именно было художественным авангардом в каждое десятилетие последнего века. Эта задача авантюрная: невозможно выбрать по объективным критериям «главные» картины века, поэтому нам показалось правильным и не пытаться выбирать «наиболее известные» работы,... далее

Самые старые дома в Европе под угрозой сноса - Главная | Deutsche Welle

Самые старые дома в Европе под угрозой сноса - Главная | Deutsche Welle

Скандальный строительный проект стартовал в Мангейме Несмотря на протесты граждан, выступающих против неоправданных инвестиций, работы по возведению крупнейшего в Германии музея современного искусства начались. Хорошо это или плохо. Старинные замки Восточной Германии требуют срочного ремонта Пустующих старых замков, дворцов, усадеб и вилл особенно много в Восточной Германии. Для их спасения... далее







Карта : А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Наверх