Содержание
Содержание
Введение3
Становление и развитие рационализма5
Критический рационализм К.Поппера12
Заключение27
Список литературы28
Выдержка из текста работы
Наука в качестве одной из ведущих отраслей человеческой деятельности на протяжении всей ее истории стоит перед проблемой своего обоснования. Это нашло свое выражение в существовании ряда сменяющих друг друга систем взглядов, образующих один из важнейших на сегодняшний день разделов философии – философию науки. В центре внимания последней находятся вопросы, касающиеся оснований науки, целей и стратегии научного исследования, обоснования критериев оценки и контроля познавательных действий и получаемых с их помощью результатов, понимания и оценки наиболее важных изменений в науке, демаркации науки и псевдонаук.
В данном реферате будут рассмотрены и проанализированы два различных по сути подхода. Методология критического рационализма, выдвинутая К. Поппером и «методологический анархизм» П. Фейерабента. Так же будет попытка применения данных методов в качестве основания дизайнерского проектирования. Данная тема является важной для профессии в целом. Так как от теории, которая описывает рост и принцип развития знания, напрямую зависит эффективность и качество работы проектировщика.
ГлаваI: Методология критического рационализма.
Критический рационализм это эпистемологическая теория, которая была выработана и сформулирована Карлом Поппером.
В основе метода лежит принцип бескомпромиссной критики. Любое знание можно опровергнуть. Наше знание прогрессирует благодаря выдвигаемым предположениям. Эти предположения контролируются критикой и могут быть опровергнуты в результате проверки, либо подтверждены. Однако положительный результат не даёт право предположению считаться абсолютно истинным.
Критика наших предположений помогает не только выявить новые проблемы, но и понять глубину и масштаб стоящей перед нами проблемы. В результате появляется необходимость выдвижение новой более совершенной теории, которая удовлетворяет возникшие несоответствия. Таким образом, происходит определённый шаг вперёд, который является ростом наших знаний. Так шаг за шагом мы приближаемся к истине.
Те выдвинутые предположения, которые лучше всего справляются и выдерживают критику, относительно других, могут считаться наукой данного периода времени. Но это не означает, что их нужно перестать критиковать. Так как эти теории решают наши проблемы лучше, чем их конкуренты то их критический и прогрессивный характер это и образует рациональность науки.
Большая Советская Энциклопедия дает следующее толкование термина «рационализм – это философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей».[[1]] Но прежде всего, в нем выражено стремление отграничить сферу рациональности — науку — от псевдонауки, метафизики и идеологии как сфер, которые не обладают «врожденным иммунитетом» против влияния иррационализма. В этом отношении критического рационализма продолжает традицию «демаркационизма», имея непосредственными предшественниками и оппонентами логических эмпиристов, с которыми расходится лишь в вопросе о критериях демаркации и соответственно критериях рациональности.
Карл Поппер свою философскую концепцию критического рационализма разрабатывал путем преодоления логического позитивизма. Его идеи стали исходными для постпозитивизма — течения западной философско-методологической мысли XX в., пришедшее на смену неопозитивизму. Одной из главных становится проблема демаркации, т.е. обозначение границ науки. Отделение научного знания от ненаучных предположений и утверждений, метафизики. Ставится задача поиска критерия демаркации. В качестве критерия демаркации Поппер предлагает методологический принцип фальсификации. Этот принцип требует принципиальной опровержимости (фальсифицируемость) любого утверждения, относимого к науке. К. Поппер считает, что научными могут быть только те положения, которые опровергаются эмпирическими данными. Опровержимость теорий фактами науки, следовательно, признается в "логике научного открытия" критерием научности этих теорий.
То есть испытание теорий должно заключаться не в отыскании подтверждающих ее данных, а в настойчивых попытках опровергнуть ее. Согласно критерию фальсифицируемости, высказывания или системы высказываний имеют эмпирическое содержание только в том случае, если они обладают способностью прийти в столкновение с опытом, или более точно — если их можно систематически проверять, т.е. подвергать проверкам, результатом которых может быть их опровержение.
Следующим важным пунктом является принцип фаллибилизма. Он утверждает, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам, т.е. в любой науке есть доля ошибочной информации. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений. Рост происходит только в том случае, когда можно найти ошибки, опровергнуть или проверить.
Любая наука выдвигает работоспособные утверждения лишь в рамках определённых норм и правил, в рамках известной парадигмы. Вне этих норм и правил наука не работоспособна.
Таки образом метод философии фаллибилизма это метод проб и ошибок. «…существует некоторый метод, который мог бы быть определен как «единственный метод философии». Однако он характерен не для одной только философии. Это скорее единый метод любой рациональной дискуссии, следовательно, он присущ естественным наукам не в меньшей степени, чем философии. Метод, который я имею в виду, заключается в ясной, четкой формулировке обсуждаемой проблемы и критическом исследовании различных ее решений.»[[2]]
Если следовать этим путём то единственно правильным методом является: предположение, его критика и дальнейшее усовершенствование.
Критический рационализм в дизайне.
Рассмотрим дизайнерское проектирование с позиции критического рационализма. Если проследить историю дизайна то можно заметить, как с течением времени происходит изменение парадигмальных установок, это в первую очередь свидетельствует о прогрессе и росте знания.
Каждое новое поколение проектировщиков сталкивается с новыми проблемами. Развитие техники, новые достижения в области науки, смены социальных и культурных ориентиров изменение экологической ситуации всё это порождает проблемы, решить которые, используя старые методы невозможно. Поэтому критический взгляд на существующие варианты дизайна и его теорию жизненно необходим.
Например в эпоху модернизма господствовала идеология «тотального» проектирования. Во главу угла ставилось рациональное начало, на этом основании постулировалась возможность уничтожения старых отживших форм и замена их новыми свежими идеями, несущими миру обновление. Но в результате возникший интернациональный стиль и новая вещественность сильно отдалили нас от общечеловеческих ценностей. « Концепция, по которой всё функциональное непременно красиво, служила нелепой отговоркой для стерильных, словно вынесенных из операционной, мебели и утвари двадцатых-тридцатых годов. Обеденный стол того времени мог представлять собой безупречной формы столешницу блестящего белого мрамора с максимально прочными ножками при минимуме материала – блестящей нержавеющей стали. Но первая реакция, когда видишь такой стол,– лечь на него и ждать удаления аппендикса»[[3]]. Этот красочный пример демонстрирует нам искаженное понимание, как эстетики, так и пользы.
Критики модернизма говорили, что это универсальное, стерильное элитарное и лишённое всякой смысловой нагрузки направление, его подходы со временем стали закостенелыми. Бескомпромиссная угловатая геометрия была лишена всего человеческого. Так со временем идеи эволюционировали и пересматривались что привело к образованию нового течения– постмодернизм. Идеологией постмодернизма становится методологическая база компромиссов и диалогов. Одно это уже можно считать весьма своевременным и ценным вкладом в дизайн и культуру в целом.
И так, критика это в первую очередь ответственность самого проектировщика перед потребителем, для которого он собственно и работает. Чем бесстрастнее дизайнер будет относится к собственным идеям и идеям его коллег, находить, выявлять погрешности тем качественнее и добротнее в конечном итоге получится продукт. Однако это должна быть рациональная обоснованная критика. Целью её должно являться чёткое определение недостатка и конкретное предложение для его преодоления. Простой эмоциональный выкрик и размахивание руками ни к чему положительному не приведёт.
Так как дизайн-проектирование это многоаспектная деятельность, а сам дизайнер порой выступает в роли посредника между представителями разных сфер профессиональной деятельности. То привлечение людей не связанных на прямую с дизайном для оцени работы дизайнера может сыграть существенную роль в усовершенствовании продукта.
Методология критического рационализма даёт нам определённый план действий, задаёт необходимый стиль мышления, основанный на постоянном стремлении к прогрессу через совершение и обнаружение ошибок. В конкурентной борьбе выживает лучшее решение. Дизайнер должен всячески отстаивать свою точку зрения и воспринимать обрушающуюся на себя критику не как оскорбление, а как стимул к совершенствованию.
Глава 2: «Методологический анархизм»
Поль Фейерабенд назвал свою концепцию "методологическим анархизмом". Ключевыми понятиями методологического анархизма становится принцип пролиферации и принцип несоизмеримости. Согласно принципу пролиферации, нужно изобретать (размножать) и разрабатывать теории и концепции, несовместимые с существующими и признанными теориями. Это означает, что каждый ученый — вообще говоря, каждый человек — может (должен) изобретать свою собственную концепцию и разрабатывать ее, сколь бы абсурдной и дикой она ни казалась окружающим. Принцип несоизмеримости, гласящий, что теории невозможно сравнивать, защищает любую концепцию от внешней критики со стороны других концепций. Если кто-то изобрел совершенно фантастическую концепцию и не желает с нею расставаться, то с этим ничего нельзя сделать: нет фактов, которые можно было бы противопоставить этой концепции, так как она формирует свои собственные факты; мы не можем указать на несовместимость этой фантазии с фундаментальными законами естествознания или с современными научными теориями, так как автору этой фантазии данные законы и теории могут казаться просто бессмысленными; мы не можем упрекнуть его даже в нарушении законов логики, ибо он может пользоваться своей особой логикой. Автор фантазии создает нечто похожее на куновскую парадигму: это особый, замкнутый в себе мир; и все, что не входит в данный мир, не имеет для него никакого смысла. Таким образом, соединение принципа пролиферации с принципом несоизмеримости образует
методологическую основу анархизма: каждый волен изобретать себе собственную концепцию; ее невозможно сравнить с другими концепциями, ибо нет никакой основы для такого сравнения; следовательно, все допустимо и все оправдано: "существует лишь один принцип, который можно защищать при всех обстоятельствах и на всех этапах развития человечества. Это принцип — все дозволено".
История науки подсказала Фейерабенду еще один аргумент в пользу анархизма: нет ни одного методологического правила, ни одной методологической нормы, которые не нарушались бы в то или иное врем тем или иным ученым. Более того, история показывает, что ученые часто действовали и вынуждены были действовать в прямом противоречии с существующими методологическими правилами. Отсюда следует, что вместо существующих и признанных методологических правил мы можем принять прямо противоположные им. Но и первые и вторые не будут универсальными. Поэтому философия науки вообще не должна стремиться к установлению каких-то правил научной игры.
Фейерабенд отличает свой эпистемологический анархизм от политического анархизма, хотя между ними имеется, конечно, определенная связь. Политический анархист имеет определенную политическую программу, он стремится устранить определенные формы организации общества. Эпистемологический же анархист иногда может защищать эти формы, так как он не питает ни постоянной вражды, ни неизменной преданности ни к чему — ни к какой общественной организации и ни к какой форме идеологии. У него нет никакой жесткой программы, он вообще против всяких программ. Свои цели он выбирает под влиянием логического рассуждения, настроения, скуки, желая произвести на кого-нибудь впечатление и т.п. Для достижения избранной цели он действует в одиночку, но может примкнуть к какой-нибудь группе, если это покажется ему выгодным. При этом он использует разум и эмоции, иронию и деятельную серьезность, словом, все средства, которые может придумать человеческая изобретательность. "Не существует убеждения, — сколь бы "абсолютным" или "аморальным" оно ни было, — которое он отказался бы критически обсуждать, и нет метода, который бы он объявил совершенно неприемлемым. Единственное, против чего он выступает вполне определенно и твердо, — это универсальные нормы, универсальные законы, универсальные идеи, такие как "Истина", "Разум", "Справедливость", "Любовь", и поведение, обусловленное этими нормами.
Методологический анархизм» и дизайн
Применение принципов методологического анархизма в дизайн проектировании может дать на мой взгляд интересные результаты. Так как дизайн это область, в которой творчество стоит отнюдь не на последнем месте. Дизайн это проектно-художественная деятельность. Рассмотрим художественную деятельность как составную часть дизайн проектирования. В художественной деятельности основной задачей является выражение автором своего мнения, раскрытие собственного видения мира. Различные методы и правила всячески сковывают потенциал художника, поэтому свобода для него является высшей ценностью. Без свободы он не сможет творить.
Дизайн проектирование не может позволить себе такую раскованность. Ведь первая задача проектировщика удовлетворить потребности заказчика. С другой стороны без смелых новаторских, концептуальных идей не было бы развития дизайна. Без вольного фантазирования, без выдвижении подчас абсолютно бредовых идей, дизайн превратился бы бесконечное усовершенствование существующих образцов. Превращение сказки в реальность вот одна из основных целей метода. Ковёр самолёт, сапоги скороходы, шапка невидимка, скатерть-самобранка обретают реальные черты, выходят со страниц книг и внедряются в повседневную жизнь.
Выработка каждым дизайнером собственной неповторимой концепции, развитие её и дальнейшее продвижение является основой прогресса в современном дизайне. Чем больше появится новых нестандартных идей решающих какую-либо проблему, тем сильнее вероятность инновационного скачка, революции в области дизайна.
Так же порождение большого количества идей создаёт мощную конкуренцию. Причём, если каждая будет основана собственной идеологии и системе ценностей, то это представит поистине богатый выбор, который может удовлетворить потребности широкого круга людей.
Однако есть в этом методе и определенная доля риска. Излишняя свобода может породить большое количество иррациональных концепций, которые могут быть не только бесполезны, но и в какой-то мере опасны.
Заключение
Задачей философии науки является исследование принципов роста научного знания, выработка методологии исследовательской деятельности, отделение научных знаний от ненаучных. Философия науки является одной из важнейших для человечества областей применения его интеллекта, в рамках которой ведется обсуждение вопроса «как возможно достижение истины?».
На протяжении всего своего существования развитие дизайна было неразрывно связано с прогрессом научной мысли. Поэтому применение эпистемологических теорий разработанных для научного исследования могут быть и должны быть применены к теории и методологии дизайна. Это необходимо для пересмотра существующих методов и подходов к проектированию, результатом должны стать качественные новые сдвиги в понимании и решении поставленных перед дизайнером проблем.
В данной работе были рассмотрены два разных подхода к исследованию. Методология критического рационализма К. Поппера, основой которой является непримиримая критика и «методологический анархизм» П. Фейерабенда основным постулатом которого является «anything goes» (всё дозволено). Целью реферата не ставилось сравнение этих двух подходов и выявление более успешного. Было проведён анализ того к каким результатам может привести применение данных теорий к дизайнерскому проектированию. Вывод и полученные результаты представлены в конце каждой главы.
Список литературы:
1. Поппер К, Логика и рост научного знания/ Пер. с англ.; общ. ред. и вступ. ст. В.Н. Садовского– М.: Прогресс, 1983.
2. Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / Пер. с англ. и нем. А. Л. Никифорова; общ. ред. и вступ. ст. И. С. Нарского — М.: Прогресс, 1986.
3. Розенсон И.А., Основы теории дизайна– ИД Питер, 2006.
4. Папанек В., Дизайн для реального мира/4-е издание– Изд. Д.Аронов, 2012.
5. Большая советская энциклопедия: В 30 т. — М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978.
Интернет ресурсы:
http://filnauk.ru/filosofiya-nauki-dlya-studentov
http://iph.ras.ru
Антиплагиат.
Возможность интернета– получение практически любой информации мгновенно и бесплатно, становится непреодолимым соблазном для студента которому необходимо написать реферат.
Мне кажется, что надеется на сознательность самого студента абсолютно бесполезно, если необходимая работа есть в интернете, то она обязательно будет найдена и «скачана». Поэтому одним из выходов из данной ситуации мне видится в предложении для студентов новых нестандартных тем для рефератов. Таких тем, по которым найти готовую информацию крайне трудно, поэтому волей-неволей учащемуся придётся провести собственное исследование и написать работу самостоятельно.
[1] 5. Большая советская энциклопедия: В 30 т. — М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978.
[2] Поппер К, Логика и рост научного знания/ Пер. с англ.; общ. ред. и вступ. ст. В.Н. Садовского– М.: Прогресс, 1983.
[3] . Папанек В., Дизайн для реального мира/4-е издание– М.: Изд. Д.Аронов, 2012.