Содержание
Содержание:
Введение3
Общая характеристика отрасли автомобилестроения5
Современное состояние автомобилестроительной отрасли РФ8
Перспективы развития автомобилестроения12
Заключение15
Список литературы17
Выдержка из текста работы
Данная работа является курсовой работой по дисциплине «Размещение производительных» на тему «Автомобилестроение». Работа состоит из трех разделов, введения, заключения и списка использованой литературы.
Первый раздел содержит характеристику теоретических основ автомобилестроения.
Второй раздел посвящен анализу мирового автомобилестроения: состоянию отрасли, перспективам развития, характериситке компаний-лидеров.
Третий раздел посвящен анализу отрасли в Украине. Особое внимание в этом разделе уделено автобусостроению – как основной отрасли автомобилестроения в Украине.
Курсовая работа состоит из 39 страниц, вмещает 1 таблицу и не имеет приложений. Для ее написания было использовано 24 источника.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Автомобилестроение сегодня – одна из наиболее науко- и капиталоемких отраслей машиностроения. Практически вся продукция машиностроения используется в автомобилестроении. Все «новинки» науки и техники находят широкое применение в этой отрасли. В курсе предмета «Размещение производительных сил» тема «Автомобилестроение» особенно актуальна. Этот предмет изучает принципы и факторы размещения предприятий и ресурсов, в том числе и природных, миграции населения, актуальные проблемы современности, и если какое-либо государство в состоянии разместить на своей территории предприятия автомобилестроительного комплекса, то это означает, что страна, в первую очередь, способна финансировать столь капиталоемкую отрасль либо зарекомендовала себя как надежный партнер, которому экономически более стабильные государства могут дать кредит.
Автомобилестроение – это та отрасль машиностроения, которая постоянно развивается. Сейчас человечество живет в так называемом информационном обществе; цель информационных технологий состоит в ускорении процессов обработки информации, а, следовательно, — в разработке сверхновых машин, имеющих максимальную скорость и максимум удобств, и автомобилестроение является той областью, в которой используются только сверхновые информационные технологии. Учитывая еще и то, что в последнее время гонка между мировыми лидерами отрасли перешла на качественно новый уровень за счет появления сверхновых технологий, автомобилестроение становится все более нако-, капитало- и ресурсоемким.
Развитие максимальных скоростей, достижение высокого уровня комфорта, обеспечение автотранспорта передовыми достижениями информационных технологий, — вот приоритеты современного автомобилестроения.
Целью данной работы является характеристика текущего состояния автомобилестроения, принципы размещения, тенденции развития, а также состояние отрасли в Украине.
Рассмотрим основные задачи работы:
- первой и одной из основных задач является характеристика структуры автомобилестроения с целью определения его основных отраслей и ресурсов, которые нужны для изготовления продукции;
- характеристика особенностей размещения мирового автомобилестроения позволит выяснить, какие страны являются лидерами в производстве продукции той или иной отрасли автомобилестроительной промышленности, что в свою очередь характеризует экономический потенциал страны;
- анализ тенденций развития отдельных отраслей автомобилестроения – это главная задача данной работы, так как на ней основана тема;
- эффективность отрасли в Украине – это один из главных вопросов работы;
- кооперационные связи украинских автомобилестроительных компаний являются также отражением политики государств по отношению к Украине;
- экспортный потенциал Украины в области автомобилестроения позволит реально оценить возможности государства на мировом рынке продукции авиационной промышленности.
Анализируя источники, использованные для написания данной работы, их можно разделить на несколько условных групп. Рассмотрим эти группы:
- первую группу составляет учебная литература по дисциплине «Размещение производительных сил» — это три учебника („Розміщення продуктивних сил”, „Економіка зарубіжних країн” и „Экономическая и социальная география мира (Общий обзор)»), в которых подробно описана структура и особенности размещения автомобилестроения в мире; особенное внимание в учебной литературе уделено принципам размещения автомобилестроения в Украине;
- ко второй группе относится специальная литература в области автомобилестроения – здесь подробно рассказано о ведущих мировых компаниях, истории их создания, ближайших планах на будущее;
- справочная литература (словари, энциклопедии и т.д.) использовалась в работе для введения определений, характеристики отдельных понятий из области экономики или автомобилестроения;
- следующую группу составляет периодическая литература, с помощью которой в работе дана относительно полная характеристика текущего состояния мирового автомобилестроения.
Что касается методов написания работы, то их также использовалось несколько.
Первым из них является аналитический, позволяющий на основе имеющихся данных провести качественную сравнительную характеристику и конечный анализ с последующими выводами.
Метод синтеза позволяет отделить главное и самое значимое из совокупности данных об автомобилестроении и промышленности в целом.
Табличный метод позволяет сгруппировать и струтурировать однородные данные для предоставления в удобной форме.
Картографический метод позволяет наглядно проанализировать особенности размещения предприятий отрасли.
Таким образом, данная работа позволит сделать относительно полный анализ текущего состояния как отдельных отраслей автомобилестроения, так и состояния всего комплекса в целом. Главная задача работы состоит в том, чтобы как можно нагляднее отобразить состояние и перспективы развития автомобилестроения в наиболее экономически развитых странах и сравнить с Украиной.
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ И ЕГО МЕСТО В НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
1.1 Структура автомобилестроения
Автомобилестроение, как и любая отрасль народного хозяйства, имеет свою структуру. Рассмотрим ее.
По степени загруженности ресурсов автомобилестроение может быть легким и тяжелым. Легкое автомобилестроение представлено легковыми и грузовыми автомобилями. Тяжелое автомобилестроение – это грузовые авто, авто специального назначения (рабочие, например: подъемники и прочее).
По направленности промышленности автомобилестроение подразделяют на пассажирское и грузовое. К пассажирсокму относят производство тех же легковых автомобилей, автобусов, в том числе и микроавтобусов.
Стоимость продукции автомобилестроения мира в середине 90-х годов ХХ в. Оценивалась в 1000 млрд. долларов, т.е. примерно в 4 раза больше, чем в авиастроительной. Это обусловлено особенностями выпуска продукции: производство массовое.
Высокая наукоемкость отрасли – результат особой сложности продукции отрасли. На разработку новых конструкций техники уходит от 5 до 10 лет. Задача достижения высокой эксплуатационной надежности продукции, обеспечение длительности использования автомобилей (до 20-30 лет) вызывает необходимость создания новых видов конструкционных материалов, совершенствования всех агрегатов автомобильной техники. Это обусловило очень высокие расходы на научно-исследовательскую работу. Весь уровень расходов на конструирование и создание продукции автомобилестроения настолько велик, что его могут позволить себе только немногие фирмы нескольких промышленных государств мира.
Высокая степень капиталоемкости автомобилестроения определяет и соответственно высокую монополизацию отрасли: в ведущих странах насчитывается лишь по нескольку (3 – 4) фирм этой отрасли. Чрезвычайно жесткая конкуренция способствует слиянию даже крупных фирм внутри одной страны («Макларен» и «Мерседес» в США) и фирм разных стран в Западной Европе. Цель европейского объединения – противостояние продуцентам астотехники США.
Высокий уровень монополизации присущ производству двигателей. К ним предъявляют все больше технических, экономических, экологических требований, которые все более ужесточаются (надежность, снижение расхода топлива, уменьшение шума и опасных выхлопов). Моторы для легких самолетов производят многие страны, но двигатели для автомобилей – ограниченное число стран и фирм. Эти двигатели дорогостоящи (до 35% стоимости авто), и на их выпуске специализируются самые крупные фирмы (в США – «Дженерал Электрик», «Пратт энд Уитни»; в Великобритании – «Роллс-Ройс»; во Франции – «СНЕКМА»; одна фирма в Германии; в России – заводы в Рыбинске, Перми и др., в Украине – завод в Запорожье). Эти фирмы и заводы стали монополистами в производстве мощных двигателей.
Самый мощный ареал автомобилестроения – Япония и США.
Материальная основа развития автомобилестроения – промышленная база США с ее машиностроением, обеспечивающим все потребности производств. Особо нужно выделить самую большую в мире электронную промышленность, химическую и цветную металлургию. Страна располагает крупнейшей в мире научной базой, которая в значительной степени привлекалась к выполнению исследовательских работ для автомобилестроения. Монополизация всей отрасли исключительно велика, ведущим фирмам нет сильных конкурентов, однако идет процесс их слияния, увеличения роли в стране и в мире.
В автомобилестроения США в 80-е годы было занято 1,3 млн. человек, а в 2002 году численность их уменьшилась до 0,8 млн., что в три раза больше, чем во всей этой отрасли в странах Западной Европы. На США в 2002 году приходилось 45% продаж автотехники в мире (до 1/3 ее шло на экспорт). Ведущие фирмы производят разную по назначению автотехнику. Их роль в мировом автомобилестроении очень велика: в 2001 году «Мерседес» дал 50% автомобилей на мировом рынке).
В западноевропейском автомобилестроении наиболее значительна роль Франции и Великобритании.
Структурные сдвиги в автомобилестроении осуществляются в двух направлениях. Во-первых, меняется основа для роста традиционных отраслей автомобилестроения вследствие развития науки. Изменился характер продукции в давних отраслях автомобилестроения. Во-вторых, развиваются новые наукоемкие отрасли автомобилестроения.
Итак, в течение долгого времени приоритетами в структурной политике автомобилестроения могут стать:
- ускоренное развитие наукоемких автостроительных производств;
- социальная переориентация комплекса, предусмотренное ускоренное наращивание выпуска продукции гражданского автомобилестроения;
- экологизация производства, что предусматривает выпуск ресурсосберегающих видов техники, применение ресурсосберегающих технологий автомобилестроения, расширение использования прогрессивных конструкционных материалов.
Прогрессивные структурные изменения способны в скором времени существенно снизить нагрузку на автомобилестроение и, что очень важно, снизить потребность в привлечении новых инвестиций для наращивания и обновления созданного производственного аппарата.
1.2 Особенности размещения автомобилестроения в мире
Автомобилестроение – одна из ведущих отраслей машиностроения, которая существенно влияет не только на развитие машиностроения в целом, но и на темпы и направления научно-технического прогресса в других отраслях хозяйства.
Автомобилестроение является материальной основой технического перевооружения экономики. Научно-технический прогресс ускоряет накопление капитала, что в свою очередь способствует повышению спроса на способы производства, прежде всего на машины и оборудование. Одним из последствий научно-технической революции является быстрый моральный износ способов производства.
Технический прогресс побуждает все более частую смену типов и моделей изделий. Модели продукции стареют и меняются значительно раньше, чем изнашиваются орудия труда, специально спроектированные для изготовления этого изделия. Существенно растет удельный вес серийного, а иногда и мелкосерийного выпуска. Например, в США 85–90% наименований машин запускается в производство партиями не более 25 штук.
Большое значение в современной промышленности – и прежде всего в автомобилестроении – имеет проблема гибкости, которую можно причислить к первым рядам экономических проблем технического прогресса.
Основные факторы, которые влияют на размещение предприятий автомобилестроения. Повышение эффективности автомобилестроения определяется не только внедрением в производство новых типов машин и оборудования, усовершенствованием его отраслевой структуры, реконструкцией и техническим перевооружением. Большие возможности скрыты в усовершенствовании территориальной организации отрасли, лучшем размещении ее предприятий.
На это существенно влияет традиционный уровень автомобилестроения и использования производственных мощностей, а также разнообразные региональные факторы и условия, потребность районов в продукции отрасли, обеспеченность топливом, электроэнергией, транспортом, наличие полигонов для испытания новой продукции и т.д. Кроме того, важным условием рационального размещения отрасли является наличие трудовых ресурсов, в частности квалифицированных кадров.
Усложнение автомобилестроительного производства способствовало разделению стран на производителей массовой и наукоемкой продукции. Это сберегло высококвалифицированные производства в странах с высоким уровнем научно-технического прогресса, где имеют место большие затраты на научные исследования при освоении новых видов продукции.
Следует подчеркнуть немалую роль специализации и кооперирования в автомобилестроении. Специализация производства предусматривает концентрацию выпуска конструктивно и технологически подобных изделий, а также концентрацию отдельных операций в отдельных отраслях, на предприятиях. Преимущество специализации выражается в широкой механизации и автоматизации производства, возможности усовершенствования конструкций и технологических процессов. Она способствует увеличению производительности труда за счет использования более производительного оборудования.
Предметная специализация предусматривает сосредоточение использования конструктивно похожих машин и оборудования на специализированных предприятиях.
Еще одной разновидностью является подетальная, или узловая, специализация, что означает сосредоточение на отдельных предприятиях производства ограниченного количества деталей, узлов, агрегатов для использования их на предметно специализированных предприятиях. Примером подетально специализированных предприятий могут быть подшипниковые заводы, заводы двигателей и т.д.
Дальше следует отметить технологическую специализацию, которая предусматривает создание предприятий для выполнения отдельных технологических операций (процессов).
Развитие специализации (особенно подетальной и технологической) определяет распространение кооперирования как формы производственных связей между предприятиями, которые принимают участие в совместном изготовлении продукции. Благодаря кооперированию появляется возможность сократить производство большинства сложных машин, ускорить внедрение новой техники.
Не в каждой стране есть условия для развития прогрессивного специализированного производства, рассчитанного на массовый или серийный выпуск автостроительной продукции. Препятствует недостаток вместительного внутреннего рынка, способного использовать продукцию большого предприятия, сырья, кадров ученых и специалистов. Между тем чрезвычайно развита внутренне- и межотраслевая специализация в США, где предприятия, которые выпускают сложную продукцию, часто являются всего лишь собирательными, которые получают детали и узлы от многочисленных субподрядчиков.
Особенности размещения автомобилестроения в мире. Для того, чтобы разместить на своей территории предприятия такой отрасли машиностроения как автомобилестроения, необходимо, чтобы государство имело мощный экономический и ресурсный потенциал, так как автомобилестроения требует огромных финансовых средств, высоко квалифицированных кадров, возможность транспортировки недостающих материалов из дальних участков страны либо из других стран, полигоны для испытания новой продукции и многое другое. Таким мощным потенциалом обладают США, Великобритания, Германия, Испания, Франция, Россия, Швейцария, Япония, Чехия. Отдельные конструкции для фирм вышеперечисленных стран производятся в Италии, Украине, Греции, Болгарии и других странах.
Рассмотрим размещение крупных предприятий в мире.
США. США – экономически высоко развитое государство, занимающее лидирующие позиции в мировом автомобилестроении. Крупные автомобилестроительные предприятия здесь расположены в таких городах как Индианаполис, Кливленд, Су-Фолс, а также в окрестностях Нью-Йорка и Вашингтона. Такое размещение предприятий в США объясняется тем, что территория благоприятствует размещению крупных предприятий: имеется место для размещения мощных заводов вдали от населения, для полигонов и т.д.
Япония. Япония уже довольно давно и крепко удерживает позиции лидера на рынке автомобилестроения. Всем известны такие марки машин как «Тойота», «Хёндай», «Дэйхатсу» и прочие. Несколько лет назад по инициативе Японии был объединен концерн «Дэу» — теперь он японско-американский.
Европа. Компании, занимающиеся автомобилестроением в Европе, расопложены в Эссене, Франкфурте, Берлине (Германия), в Париже (Франция), Милане (Италия), Берне (Швейцария), Лондоне, Эдинбурге (Великобритания). Такое расположение объясняется мощным экономическим потенциалом и устойчивым экономическим положением вышеуказанных стран, а также наличием территории для размещения крупных предприятий.
В Украине автостроительный комплекс расположен в основном на востоке государства (Харьков, Запорожье и т.д.). Это объясняется сосредоточением машиностроительного комплекса в целом именно на востоке Украины из-за наличия множества природных ресурсов, нужных для создания экономически выгодного комплекса предприятий.
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ СТРАН-ЛИДЕРОВ
2.1 Место стран-лидеров на рынке автомобилестроения в мире
Инетрнационализация хозяйственной жизни во второй половине ХХ ст. стала ведущей тенденцией развития современной мировой экономики. Одной из главных особенностей этого процесса являются образования больших зон влияния наиболее развитых стран. Они становятся своеобразными интеграционными группировками, вокруг которых объединяются другие государства, что обеспечивает им важную роль в мировом хозяйстве и политике.
Европейский Союз на сегодня является наибольшим экономически обоснованным объединением в мире государств, общей чертой которых является приблизительно одинаковый уровень развития.
Важную роль в мировом хозяйстве и ЕС сыграют страны-лидеры Европейского Союза, к которым принадлежат Великобритания, Германия, Италия и Франция.
Это страны с высокоразвитой экономикой, которые осуществляют большое влияние на формирование международных экономических отношений. Традиционно они являются основоположниками создания большинства межгосударственных организаций и блоков в областях экономики, финансов, банковской системы, отдельных направлениях промышленности и сельского хозяйства.
По размерам производства, уровню экономического и социального развития эти страны занимают одно из ведущих мест в мире, также по размерам ВВП.
Самым надежным в Европе, с точки зрения знатоков отрасли, является чешская «Шкода».
Автомобиль – прекрасный продукт, результат труда и опыта людей многих профессий. Для его производства требуются огромные совместные усилия и напряженная работа инженеров, конструкторов, техников, художников и рабочих.
Skoda выпускает автомобили в течение многих лет. Рассказывать ее историю – все равно, что рассказывать историю мирового автомобилестроения. Немногие компании (всего 4 в мире) могут похвастаться 100-летним опытом и знаниями в проектировании и производстве автомобилей.
Все началось в 1895 г., когда два молодых человека объединили усилия по производству велосипедов и мотоциклов в семейное предприятие, названное Laurin & Klement. К 1905 г. был выпущен первый автомобиль фирмы. Уже на раннем этапе производство автомобилей Шкода стало очень успешным. В 1925 г., сразу после слияния с фирмой Skoda Pilsen, изменился уровень качества. Началось производство новых превосходных автомобилей. Автомобили компании били рекорды на международных соревнованиях.
Бурное развитие замедлилось лишь после Второй Мировой войны, за которой последовал период социализма, однако руководство фирмы смогло оставаться в курсе технических новинок Запада. В 1991 г. предприятие Skoda Auto восстановило традиции прошлого и вновь вышло на мировой рынок под крылом концерна Volkswagen.
Годы непрерывного развития технической базы позволили выпустить уникальные автомобили (Fabia, Octavia Tour, Octavia, Superb), способные отвечать высоким эстетическим и техническим требованиям.
2.2 Характеристика экономического роста стран-лидеров в контексте развития автомобилестроения
Страны-лидеры занимают одно из наиболее ведущих мест в мировом хозяйстве.
В экономической стратегии правительств этих стран развитию внешнеэкономических связей отведенная ключевая роль с учетом высокой степени зависимости состояния экономики от результатов ее участия в международном товарообмене и от состояния мировых товарных рынков.
Особое внимание при этом отводилась укреплению позиций стран-лидеров в системе международных экономических отношений, участию компаний этих стран в общеевропейских и региональных программах экономического и научно — технического сотрудничества в рамках ЕС, ВТО и других многосторонних экономических организаций и соглашений.
Основой внешнеэкономической политики стран-лидеров остается развитие торгово-экономических отношений со своими главными торговыми партнерами: ЕС, США, Японией.
Также следует отметить, что страны-лидеры, поддерживая тесные отношения со своими основными торговыми партнерами, уделяют внимание развитию торгово-экономических отношений со странами Центральной и Восточной Европы.
Важную роль в реализации идей либерализации торгово-экономических связей правительства этих стран отводят Всемирный торговой организации. Учитывая взаимозависимость мировой экономики, страны-лидеры выступают за отмену каких-либо барьеров на пути движения товаров, услуг и инвестиций, а также отказ от политики протекционизма, в первую очередь в сельскохозяйственных областях.
Внешняя политика стран-лидеров продолжает в значительной степени определиться участием в ведущих организациях Запада, наличием значительного ядерного потенциала. Эти страны лидируют в Содружестве, владеют одной из наиболее развитых и открытых экономик в мире.
2.3 Автомобилестроение России
Автомобилестроение России отведено в отдельный пункт неспроста. Во-первых, Россия является стратегическим партнером Украины во многих вопросах, в том числе и автомобилестроения. Все украинские производители автомобилестроительной отрасли тем или иным образом связаны с Россией: рынком сбыта, закупкой деталей и т.д. Поэтому рассмотрим автомобилестроение России.
Состояние дел в российском автомобилестроении в настоящее время нестабильностью во всех сферах общественной жизни, в особенности в промышленном производстве в целом по стране. По сообщению Госкомстата России, замедлить спад производства в текущем году пока не удается. В целом за девять месяцев 2005 г. объем промышленного производства снизился на 17,6 %.
Стремительный рост цен вследствие их либеризации в 2002 г. вызвал неплатежеспособность предприятий, привел к недостатку оборотных средств, сдерживанию процесса производства и дестабилизации их финансового положения. Имеют место резкий спад инвестиционной активности, свертывание долгосрочных строительных программ. О глубоком свертывании деловой активности свидетельствует, например, тот факт, что из 393 пусковых объектов автомобильной промышленности, финансируемых за счет средств федерального бюджета, только три приняты в эксплуатацию и на трех объектах осуществлен частичных ввод мощностей.
В автомобильной промышленности, как и во всем машиностроении, усиливаются центробежные тенденции в отношениях между традиционными партнерами, рушатся кооперационные связи предприятий, которые оказались разделенными границами вновь образовавшихся независимых государств.
Таблица 1. Производство автомобилей в России, Украине, СНГ и Балтии (штук)