Выдержка из текста работы
Позитивная экномическая теория — Раздел экономической науки, имеющий дело с теоретическими выводами, которые могут быть проверены обращением к фактам. В принципе любые положения позитивной экономической теории должны быть преобразуемы в такую форму, при которой они могут быть проверены эмпирическими данными. На уровне доктрины позитивизм утверждает, что экономисты никогда не делают и не должны делать выводы, содержащие оценочные суждения, т.е. заключения типа «X — это хорошо (плохо)». Критики позитивной экономической теории утверждают, что: а) позитивизм как философия устарел и не имеет широкой поддержки среди философов; б) такие понятия, как экономическая эффективность, не имеют никакого смысла, если нельзя указать на «наилучшее» размещение ресурсов; в) позитивизм как доктрина сам нуждается в нормативных суждениях, например в утверждении, что не следует делать нормативных суждений. Позитивизм как философия экономической науки также ассоциируется с точкой зрения, согласно которой успех экономических прогнозов не зависит от справедливости допущений, принятых при создании модели.
Другими словами П.э.т. применяется тогда, когда имеется предположение, что в случае наступления события А за ним последует событие В. Это предположение основывается на объективной оценке фактов, и, т. о., событие В является закономерным результатом события А. Отличительной особенностью П.э.т. является возможность проверки достоверности предсказания при наличии достаточной информации. Следовательно, выводы П.э.т. могут быть либо верными, либо неверными
Карлу Попперу принадлежит честь создания первой философской концепции науки, способной в первой половине ХХ века противостоять начинавшему испытывать трудности неопозитивизму.
Поппер указывает на закономерность неудач неопозитивистской концепции верификации научных предложений (любая теория, претендующая на научноcть, должна быть выводима из опыта). Он считает, что ученые делают открытия, восходя не от фактов к теориям, а переходя от гипотез к единичным высказываниям, т.е. пользуясь гипотетико-дедуктивным методом. Философ исходит из влияния теории на чувственный опыт и экспериментальные ситуации: человек видит и понимает мир так, как тот дан ему в его теоретических представлениях.
По мнению Поппера, проверка истинности теории не может осуществляться при посредстве отобранных с ее помощью фактов по ряду причин. Во-первых, любая развитая теория формулируется не для реальных, а для идеальных объектов. В опыте отсутствуют чувственные аналоги «абсолютно твердого тела», «идеального газа». Во-вторых, опыт становится возможным только благодаря теоретическим, сущностным представлениям. Научные принципы нельзя проверить фактами, ибо они как бы накладываются сверху на эти факты. Строго говоря, факты должны соответствовать теории, а не наоборот. Теория, в свою очередь, должна соответствовать природе как таковой, но не опытной реальности. Подтверждение теории экспериментом – это не соответствие теории эксперименту, асоответствие теории тем сущностным природным свойствам исследуемой реальности, которые обнаруживают себя через эксперимент.
Поппер, таким образом, обратил внимание на то, что процедуры подтверждения и опровержения имеют совершенно различный познавательный статус. Окончательно подтвердить теорию нельзя, зато ее можно опровергнуть (фальсифицировать). Теория фальсифицирована, если она противоречит опытным данным, иногда всего лишь одному опытному факту.
Ситуация опровержения в науке является стимулом к усовершенствованию: на место фальсифицированной гипотезе приходит другая, которая стремится избежать допущенной ошибки. Наложение новой теории на существующую теоретическую базу приводит к росту научного знания. Различные теории отличаются своей жизнеспособностью, причем выживают самые непротиворечивые. Основанием научного знания, согласно Попперу, выступает идеал критического отношения ученого как к своей, так и к чужим, альтернативным теориям.
Принцип фальсификационизма оказал прямое влияние на попперовское понимание истины. Утверждая предположительный характер любой научной теории, философ, хотя и соглашается с существованием объективной истины, однако полагает ее в принципе недостижимой. Более того, даже при случайном обнаружении этой истины ее идентификация в качестве таковой предполагается невозможной. Иначе говоря, К. Поппер утверждает всеобщий характер относительности знания.
Поскольку проблема истинности знания, по Попперу, неразрешима, он вводит в качестве определяющего развитие научного знания критерий правдоподобности теорий, суть которого такова.
Так как каждая научная теория является, строго говоря, ложной, среди ее следствий будут как истинные, так и ложные утверждения. Первые образуют ее истинное, вторые – ложное содержание. Если эксперимент показывает, что предсказание одной теории истинно там, где предсказание другой теории ложно, то это означает, что первая теория имеет истинное содержание там, где вторая имеет ложное содержание, т. е. первая теория более правдоподобна, чем вторая. Максимально правдоподобной будет теория, полно и исчерпывающе отражающая объективную реальность. Целью научной деятельности, направлением роста научного знания является построение такой теории, однако в силу обсуждавшихся выше причин реально создание только более или менее правдоподобных теорий.