Выдержка из текста работы
Таможенное дело как специфический государственный институт существует в определенной институциональной среде и находится в стадии непрерывных институциональных преобразований.
В широком смысле институт — это исторически сложившееся и эволюционирующее вместе с обществом и государством социально-экономическое системное образование, объединяющее деятельность людей для удовлетворения конкретной важной общественной потребности или достижения определенной общественно значимой цели.
В узком смысле институт — это целостная совокупность идей, правил и механизмов, определяющих, формирующих или развивающих определенную организацию, или же сама организация (учреждение) как открытая эволюционирующая система.
Исходя из такого представления таможенное дело в целом: таможенные органы ФТС и их структурные подразделения — все это институты, достигшие различной степени организованности.
Институционализация представляет собой целостный непрерывный процесс гармонизированных правовых, функциональных, организационных, технологических и других системных преобразований в таможенном деле, а управление таким процессом — есть управление таможенным делом (таможенными органами, таможенной деятельностью).
Т.е. управление таможенным делом представляется как всеобъемлющий процесс и отождествляется:
— во-первых, с управлением процессами создания, применения и развития таможенного института (в целом — процессом институционализации таможенного дела);
— во-вторых, с управлением институтом таможенного дела, реализуемым на двух основных уровнях его представления:
а) на институциональном уровне — управление институциональными изменениями в таможенном деле (например, введение и исключение новых функций, процедур, операций и т.п.) в условиях изменяющейся институциональной среды реальной организации (например, внедрение идеи и механизмов «Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли»);
б) на уровне организации — управление сложившейся, реально действующей организацией (системой таможенных органов, конкретным таможенным органом или таможенной организацией) — применение ее для достижения поставленных целей.
При таком подходе управление таможенными органами объединяет в себе:
— управление становлением системы таможенных органов — формирование видения, миссии, идей, концепций, правил, определяющих вновь создаваемую систему таможенных органов или отдельный таможенный орган или управление таможенными институтами;
— управление применением созданной по назначению системы таможенных органов или отдельной таможенной организации в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе (соответственно — оперативное, тактическое и стратегическое управление);
— управление деятельностью таможенных органов — воздействие на процесс функционирования таможенных органов для достижения краткосрочных, среднесрочных или долгосрочных целей деятельности (соответственно — оперативное, тактическое и стратегическое управление таможенной деятельностью или деятельностью таможенных органов).
Таможенное дело как объект управления — это система таможенных институтов, организаций (таможенных органов), процессов (деятельности таможенных органов), таможенных услуг и таможенного персонала. Соответственно, управление таможенным делом — это управление данными объектами.
Таможенное дело как субъект управления — это институт управления сферой внешнеэкономической деятельности, участниками ВЭД, товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу — объектами управления. Такое управление осуществляется в форме таможенного регулирования и контроля; в объеме административного регламентирования — это система таможенного администрирования
С позиции теории систем — управление таможенным делом является вложенной системой по отношению к системе таможенного администрирования. Поэтому в широком смысле, управляя таможенным делом, мы регулируем процессы в сфере ВЭД и по каналам обратной связи контролируем полученные результаты. Далее, анализируя их, по мере необходимости, принимаем решения по изменениям собственно в таможенном деле и/или в сфере ВЭД.
В такой постановке речь идет об управлении таможенным администрированием. И в представленном подходе, такое управление начинается с международного уровня, например с уровня ВТО (Брюссель), содержание которого, в частности, раскрывают такие ключевые документы, как Киотские протоколы и Рамочные стандарты безопасности и содействия торговле. В них отражены единые принципы и процедуры организации и реализации таможенного администрирования для всех администраций мира, подписавших данные документы. Заканчивается такое управление на уровне таможенного инспектора, принимающего в ходе взаимодействия с участниками ВЭД конкретные решения по таможенным вопросам в рамках административных регламентов исполнения государственных функций и регламентов предоставления государственных услуг.
Институционализация таможенной службы на национальном и региональном уровнях осуществляется в рамках действующей в настоящее время законодательной и нормативной правовой базы, которая включает: договоры и соглашения в рамках СНГ, Конституцию РФ. федеральные законы, Таможенный кодекс ТС, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, другие нормативные акты министерств и ведомств, регламентирующих деятельность таможенных органов
Таможенная служба как институт обладает следующими базовыми признаками:
— наличие общественно значимых статуса, задач и целей, выражающих конкретные социальные потребности;
— наличие материальной, финансовой и ресурсной базы для осуществления своей миссии — назначения;
— реализация в структуре и деятельности таможенной службы институциональных норм, которые не противоречат принятым институциональным стандартам и упорядочивают ролевые функции, права и обязанности персонала;
— устойчивость социальных связей и отношений в рамках социальной структуры общества.
Таможенная служба — это ведущий государственный институт, выполняющий комплекс значимых функций, связанных, прежде всего, с регулированием внешнеэкономической деятельности. Одновременно таможенная служба является и социально-экономическим институтом государства. Социально-экономический аспект в данном случае подразумевает систематически осуществляемое взаимодействие таможенных органов с внешними для них объектами, экономически заинтересованными в эффективности такого взаимодействия.
Таможенная служба как социально-экономический институт государства является своеобразным «посредником» между государством и рынком для достижения конкретных целей страны в реальных условиях рыночной экономики. Предлагая свои услуги государству, она является некоммерческим субъектом в сфере государственных услуг, где, как правило, доминируют государственные институты-субъекты, которые наиболее эффективно и в стратегическом плане наиболее стабильно реализуют услуги, требующиеся государству. Следовательно, каждый из государственных институтов, продвигая свои услуги в сфере государственных услуг, в идеале должен стремиться оптимизировать организационную структуру и деятельность, для того чтобы быть конкурентоспособным, максимально полно удовлетворять потребности страны.