Помощь студентам, абитуриентам и школьникам.

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

Оперативная помощь в написании работы

Пример: Реферат
Нравственные идеалы средневековья и их отражение в литературе


ВУЗ, город:

Ивантеевка

Предмет: Культурология

Реферат по теме:

Нравственные идеалы средневековья и их отражение в литературе

Страниц: 18

Автор: Валерий

2007 год

Внимание!
Это только выдержка из работы

Рекомендуем посмотреть похожие работы:

  1. Идеал рыцаря в Песне о Нибелунгах (Курсовая работа, 2010)

    ... сага о Нибелунгах, из которой вырос с течением времени великий национальный эпос, "Песнь о Нибелунгах". «Песнь о Нибелунгах ... уничтожение целого народа оставляет живой ... Знаменитый же немецкий эпос, «Песнь о Нибелунгах», восходит лишь ...

  2. Идеал рыцаря (Курсовая работа, 2011)

    ... — Карла Великого. Составляющая художественную вершину французского эпоса «Песнь о Роланде» является одновременно древнейшей из поэм. Лучшая из дошедших ...

  3. Развитие нравственных чувств младшего школьника посредством изучения сказок (Дипломная работа, 2011)

    ... стремиться человечество и человек. Особенность нравственной культуры личности состоит в ... исследования: процесс нравственного развития школьника. Предмет исследования - сказка как средство процесс нравственного развития школьника. Цель исследования: ...

  4. 4 ситуации по аудиту (вариант 2, ВГНА) (Контрольная работа, 2011)

    ... октября отчетного года автомобиль ВАЗ 21053, введенный в эксплуатацию 30.12 предыдущего отчетного года, балансовой стоимостью 20 800 руб ...

  5. Лингвостилистические особенности английского политического дискурса и их отражение в англо-русском переводе (на примере речей английских политиков) (Дипломная работа, 2010)

    ... политиков. Предметом исследования в работе являются лингвостилистические особенности политического дискурса, а также способы перевода политических текстов. Объектом исследования послужили политические речи известных ...

  6. Философские и стилистические особенности 15-го сонета Шекспира и их отражение в русских переводах (Курсовая работа, 2010)

    ... ; - провести анализ русских переводов 15-го сонета Шекспира. Объектом исследования являются философские и стилистические особенности 15-го сонета Шекспира и их ...

  7. Отражение этических представлений домонгольской Руси в древнерусской литературе (XI - XIII вв.) (Дипломная работа, 2007)

    ... историографии этическим представлениям и нормам в отражении древнерусской литературы, иногда уделялось внимание в работах, посвященных исследованию культуры, философии ...

Содержание

Введение 3

1. Нравственные идеалы средневековья 4

2. Отражение нравственных идеалов в рыцарской культуре 8

3. Отражение нравственных идеалов

в средневековой литературе 14

Заключение 18

Список использованной литературы 19

Выдержка

Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на средневековье как на «темные века» однако на деле это выглядит столь однозначно. Несомненно, что мир средневековой культуры для нас стра-нен и не всегда понятен. Вся культурная жизнь в период средневековья в значительной степени определялась христианством, которое вырабатывало но-вую этику поведения, внедрило новый взгляд на мир и на место человека в нем. Учения о прекрасном мыслителей этой эпохи неизменно были ориентированы на постижение Бога творца всех видимых форм, которые существуют не само по себе, но лишь как средство постижения божественного разума.

Существовала, естественно, и светская культура, которая наиболее четко отражала нравственные устои средневековья. В ней особое место принадлежит рыцарской культуре. Рыцарская среда выработала особые рамки этикета. Ры-царь должен молиться, избегать греха, высокомерия и низких поступков, он должен защищать церковь, вдов и сирот, а также заботиться о поданных. Он должен быть храбрым, верным, воевать лишь за правое дело. Он должен быть заядлым путешественником, сражаться на турнирах в честь дамы сердца, сто-ронясь всего недостойного.

Наиболее яркое выражение нравственных идеалов средневековья пред-ставлено в литературных произведенях, примерами которых можно назвать произведение П. Абеляра «История моих бедствий», роман Жана Жака Руссо «Юлия, или новая Элоиза», роман А.

Поупа «Письмо Элоизы к Абеляру» и др..

1. Нравственные идеалы средневековья

Главным источником складывания средневековой нравственности явля-ется религия, христианская этика. Основы христианской этики наиболее ясно сформулированы в заповедях Моисея и нагорной проповеди Иисуса Христа. Христианство открывало возможности приобщаться к новой морали представи-телям любой этнической группы, так как для него не было «ни эллина, ни иу-дея», то есть все люди воспринимались изначально равными. Средневековье создало новое понимание человека и меры его ценности. Человек в сознании людей перестал быть центром мироздания. В нем видели лишь частичку все-ленной, подчиненную ее неведомым силам.

В чем же проявляются нравственные идеалы человека, живущего в сред-ние века? Как уже было сказано, истоками нравственности были христианская религия, этика, устои которых получали четкий отпечаток в нравственном вос-приятии и поведении человека. Вспомним, например, десять божьих заповедей, которые, в частности, играют главнейшую роль в формировании нравственных идеалов. Заповедь "Не убий! " воспринимается средневековым человеком как преграда к совершению греховного поступка. Убить значит совершить зло, грех. В сознании человека грех поступок против Бога, церкви, и, как следст-вие, нравственности и морали. На кого перенести тяжесть греха? Подсозна-тельное понимание запрета и понимания последствий определяет, что такие действия недопустимы и, следовательно, поведение человека, не совершившего действие противное закону Божьему, является нравственным, допустимым. Из этого следует, что нравственно допустимым является поведение, не противоре-чащее христианским устоям..

Итак, христианство является основным истоком формирования нравст-венности средневекового человека. Рассмотрим основные параметры этого яв-ления.

Во-первых, христианство создало единое идеолого-мировоззренческое поле средневековой культуры. Будучи интеллектуально развитой религией, христианство предлагало средневековому человеку стройную систему знаний о мире и человеке, о принципах устройства мироздания, его законах и действую-щих в нем силах.

Высшей целью христианство объявляет спасение человека. Люди грешны перед Богом. Спасение требует веры в Бога, духовных усилий, благочестивой жизни, искреннего покаяния в грехах. Однако спастись самостоятельно невоз-можно, спасение возможно лишь в лоне церкви, которая, согласно христиан-ской догматике, объединяет христиан в одно мистическое тело с безгрешной человеческой природой Христа. В христианстве образцом выступает человек смиренный, страдающий, жаждущий искупления грехов, спасения с Божьей милостью. Христианская этика смирения и аскезы основывается на понимании человеческой природы как «зараженной» грехом. Зло в результате первородно-го грехопадения укоренилось в природе человека. Отсюда проповедь аскетизма и смирения как единственного способа борьбы с греховным началом, пребы-вающим в человеке (а не самой природой человека). Сам по себе человек бого-подобен, достоин бессмертия (праведников ждет телесное воскресение после Страшного суда). Однако человеку трудно справиться с укоренившимися в его душе греховными мыслями и желаниями, поэтому он должен смирить горды-ню, отказаться от свободной воли, добровольно вручить ее Богу.

В этом добро-вольном акте смирения, добровольном отказе от собственной воли и состоит, с точки зрения христианства, подлинная свобода человека, а не ведущее к греху своеволие. Провозглашая доминирование духовного над плотским, отдавая приоритет внутреннему миру человека, христианство сыграло огромную роль в формировании нравственного облика средневекового человека. Идеи милосер-дия, бескорыстной добродетели, осуждение стяжательства и богатства — эти и другие христианские ценности — хотя и не были практически реализованы ни в одном из сословий средневекового общества (включая монашество), все же оказали существенное влияние на формирование духовно-нравственной сферы средневековой культуры..

Список использованной литературы

1. Бельская Е. Ю. Нравственная философия и религиоведение: Учеб. посо-бие /под ред. Ю. В. Крянева и М. В. Колтыпиной. — М.: МАИ, 1992. -63 с.

2. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры / П.М. Бицилли. СПб.: Мифрил, 1995. 244 с.

3. Введение в культурологию: Учеб. пособие / Отв. ред. Попов Е.В. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Владос, 1995. — 335 с.

4. Культурология: Учеб. пособие для вузов / Сост. и отв. ред. Радугин А.А. — М.: Центр, 1996. — 397 с.

5. Полищук В.И. Культурология: Учеб. пособие / В.И. Полищук. — М.: Гар-дарика, 1998. — 446 с.

6. Шишова Н. История и культурология / Н. Шишова. М.: Логос, 2003. 368 с.

3 1
RUR 499

Книги для самоподготовки по теме "Нравственные идеалы средневековья и их отражение в литературе" - Реферат

Пороги культуры
Пороги культуры
Geleos Publishing House , 2013

ISBN 581890539X,9785818905396

A collection of the author's articles from various years, fragments of lectures and reminiscences about him...
Татарская социально-философская мысль средневековья
Татарская социально-философская мысль средневековья
1993

ISBN

Из истории формирования и развития свободомыслия в дореволюционной Татарии
Из истории формирования и развития свободомыслия в дореволюционной Татарии
1987

ISBN

Ti︠u︡rko-tatarskai︠a︡ filosofskai︠a︡ myslʹ (XIII-XVI vv.)
Ti︠u︡rko-tatarskai︠a︡ filosofskai︠a︡ myslʹ (XIII-XVI vv.)
2013

ISBN

Империя Тюрков. Великая Цивилизация. Тюркские Народы В Мировой Истории С X В. До Н. э. По Xx В. Н. э.
Империя Тюрков. Великая Цивилизация. Тюркские Народы В Мировой Истории С X В. До Н. э. По Xx В. Н. э.

ISBN 5386008471,9785386008475

Категории средневековой культуры
Категории средневековой культуры
1984

ISBN

Статьи по теме для самостоятельной работы

ПЛАТОН - писатель-пророк! - Литературная газета

ПЛАТОН - писатель-пророк! - Литературная газета

Известный древнегреческий философ Платон был не просто философом, он был писателем, его творения – это художественные произведения. Недавно я участвовал в заседании философского клуба в Русской христианской гуманитарной академии. Он считает, что «философия Платона помогает увидеть в современности нечто, что мы, находясь в ней непосредственно, не видим». «Для меня Платон весьма актуален, –... далее

Обряды, обычаи и поверья чеченцев и ингушей, связанные с рождением и воспитанием детей в дореволюционный период. (Хасбулатова З.И.) - Чечня | Новости | Информация

Обряды, обычаи и поверья чеченцев и ингушей, связанные с рождением и воспитанием детей в дореволюционный период. (Хасбулатова З.И.) - Чечня | Новости | Информация

ОБРЯДЫ, ОБЫЧАИ И ПОВЕРЬЯ ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ, СВЯЗАННЫЕ С РОЖДЕНИЕМ И ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОМ ПРОШЛОМ. Их исследование связано не только с фактами научного (этнографического), но и практического значения, так как в семейном и общественном быту вайнахов, вплоть до конца XIX — начала XX в.в.вв. далее

Пастыри о духовном родоначальнике русского народа - Православие.Ru

Пастыри о духовном родоначальнике русского народа - Православие.Ru

     Древнерусские книжники называли князя Владимира равноапостольным, ибо подвиг его вполне соизмерим с апостольским: великая страна его стараниями была просвещена светом христианской веры. Однако как тогда, так и сегодня есть те, кто негодуют о выборе князя Владимира. Кажется, что выбери князь Владимир не Православие, а, например, иудаизм или мусульманство, жить русскому человеку было бы... далее







Карта : А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Наверх