Помощь студентам, абитуриентам и школьникам.

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

Не успеваешь написать работу? Поможем!

Пример: Курсовая работа
Исторические личности как культурологическая проблема


ВУЗ, город:

BSA(Рига)

Предмет: Культурология

Курсовая работа по теме:

Исторические личности как культурологическая проблема

Страниц: 27

Автор: Валерий

2007 год

3 98
RUR 1490
Внимание!
Это только выдержка из работы

Рекомендуем посмотреть похожие работы:

  1. Личность как социальный тип (Реферат, 2008)

    ... процессы через призму единичного восприятия, социология осуществляет изучение общества, используя знание объективных социальных закономерностей и связей ...

  2. Характеристика воспитания как процесса становления личности. (Курсовая работа, 2006)

    ... ко всему прекрасному. Воспитание это управление процессом социального развития личности через включение человека в различные виды ... детьми. Цель этого управления подавление дикой резвости ребенка. Приемами управления считались надзор за детьми ...

  3. Личность как субъект объект общественных отношений (Дипломная работа, 2008)

    ... организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества . В социологию термин "институт" пришел ...

  4. Личность как социальный тип (Курсовая работа, 2013)

    ... другим уровней психической реальности, феномен. Личность - особое качество человека ... личности коренятся в специфике нервной системы, другие - что личность является социальным феноменом, никак не связанным с организмом ... -личностного" и "личностно- ...

  5. Личность как объект и субъект управления. (Реферат, 2007)

    ... Таким образом, под управлением понимается целенаправленное и ... функции. Основные функции личности творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются в деятельности ...

  6. Личность как субъект и объект политики. Политические права и свободы граждан (Реферат, 2007)

    ... политический процесс. Итак, политический процесс есть деятельность участвующих в нем политических субъектов. Главным действующим лицом в нем выступает человек, индивид, личность ...

  7. Изучение психологических особенностей личности специалистов в области государственных и частных предприятий. (Курсовая работа, 2008)

    ... методологические основы изучения личностных особенностей человека. 1.2. Методологические основы изучения личности Изучение личности - это не только служебная обязанность специалиста педагогической ...

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...3

ГЛАВА 1. Личность как научная проблема.5

1.1. Изучение личности с позиции социально гуманитарных наук...5

1.2. Культурологический подход к изучению личности...7

ГЛАВА 2. Взаимодействие личности и культуры в культурно-историческом аспекте...10

2.1. Взаимодействие личности и культуры.10

2.2. Феномен исторической личности...18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...25

Выдержка

За последние десятилетия существенно возрос интерес к проблеме личности, так как любая «неизвестная величина» в культурно историческом процессе будь то эстетическое направление или частная жизнь и духовный мир людей, творивших историю вызывает множество вопросов, требующих научного осмысления [6].

Проблема — это некое противоречие межу уверенностью и сомнением, очевидным и неопределенным [12]. Проблема личности заключается в том, что это понятие является объектом разных наук (гуманитарных, естественных, общественных), и каждая из них предлагает своё понимание и концепцию. В культурологии проблема личности также всегда находится в центре внимания. Этому вопросу были посвящены исследования таких видных учёных, как Н.А. Бердяев, В.Н. Лосский, П. Тейяр де Шарден, Э. Ильенков, В.В. Зеньковский, С. Булгаков и др. Современная культурология в своих исследованиях личности опирается на данные других научных дисциплин. Однако собственно культурологические исследования кардинально отличаются как в самой постановке проблемы, так и в подходах и методах в ее изучении.

В связи с этим возникает вопрос о необходимости создания синтетического, интегрального подхода к разносторонним идеям и концепциям. В отечественной исторической науке последнего времени одной из заметных тенденций стало стремление историков использовать в своих исследованиях культурологический подход [5].

Он подразумевает синтез истории посредством такого ее осмысления, которое бы сочетало философский взгляд на исторический процесс с особым акцентом на жизни отдельных личностей. Первой попыткой такого синтеза в русской историографии принято считать знаменитые «Очерки истории русской культуры», опубликованные П.Н. Милюковым в 1896—1903 гг. Однако, традиция культурологического осмысления истории зародилась в русской науке задолго до выхода этого исследования. Ее начало можно обнаружить в творчестве двух историков В.И. Герье (1837—1919) и М.С. Корелина (1855—1899)..

Культурология, направленная на изучение прошлого совместно с мифологией, историографией и романистикой, получила название ретроспективной. Она «оформляет» культуру в виде четко очерченных культурно-исторических типов, эпохальных событий и великих исторических личностей. Появление последних в истории человечества имеет крайне важное значение, так как их судьбы определяли и воплощали исторический выбор [12].

Целью данной курсовой работы является анализ феномена исторических личностей с культурно-исторической позиции. В связи с целью были поставлены следующие задачи:

1. Ознакомиться с концепциями личности в смежных с культурологией науках.

2. Оценить взаимосвязь личности и культуры в историческом ракурсе.

3. Дать культурно-историческую характеристику феномена исторических личностей и выявить его значимость для человечества.

ГЛАВА 1. Личность как научная проблема

1.1. Изучение личности с позиции социально гуманитарных наук

Понятие «личность» является объектом изучения философии, психологии и социологии.

Проблема личности в философии — это прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, причем не только чем он фактически является, но и «...чем человек может стать, то есть может ли человек стать господином собственной судьбы, может ли он „сделать“ себя самого, создать свою собственную жизнь»[27].

В своём первоначальном значении личность это маска, роль, исполнявшаяся актёром в греческом театре (на Руси употреблялось слово «личина»). Для древних греков личность вне общины, вне полиса не существовала. В средневековом христианстве она понимается как особая сущность, синоним нематериальной души [4].

В философии нового времени, начиная с французского философа Р.Декарта, распространяется дуалистическое понимание личности, когда на первый план выдвигается проблема самосознания как отношения человека к самому себе. Так Герцен, определяя личность как живую силу, творящую культуру, выделяет основные её черты: самопознание, мышление, свобода, воля, которые являются доказательством присутствия в человеке высокого духовного начала и реализуются в творческом процессе личности [16].

По И.Канту, человек становится личностью благодаря самосознанию, которое отличает его от животных и позволяет ему свободно подчинять свое «я» нравственному закону..

В ходе развития философского мышления уточнялись и дифференцировались отдельные проблемы исследования личности: ее биологические и социальные определяющие, степени свободы личности по отношению к природе, обществу и самой себе. Однако все эти проблемы не были достаточно четко разграничены, нередко личность и общество сопоставлялись и противопоставлялись как равные величины. Отсюда, с одной стороны, личность принижалась, ее рассматривали главным образом, как продукт социальной или биологической среды, а с другой — личная свобода трактовалась как произвол, отрицающий естественную и историческую необходимость [23].

В психологии личность рассматривается как системное качество, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению последовательность и устойчивость [6]. Другими словами, личность — это внутренняя система саморегуляции человека. Она испытывает влияние трёх детерминирующих сил, которые условно можно обозначить как организм, внутренний мир (т.е. человек как живое существо в целом), и среда, т.е. внешний мир в широком смысле, включающий в первую очередь других людей. Соотношение между этими тремя движущими силами определяет линию жизни человека.

Определяющими для личности являются отношения с самим собой, со своим внутренним миром, так как в нём изначально заложен мощный потенциал, «главная движущая сила жизни» и развития человека стремление к росту, к раскрытию способностей и усилению возможностей, к большей эффективности, зрелости и конструктивности, называемая К. Роджерсом «тенденцией к актуализации» [29]..

Отношения личности с внешним миром особенно с миром других людей куда более сложные, неоднозначные и драматичные. Со стороны личности есть сильная заинтересованность в контакте с другими людьми. Человек, как утверждает К. Роджерс, «неизлечимо социален; он имеет глубокую потребность во взаимоотношениях» [16].

Отправная точка социологических исследований личности — не индивидуальные особенности человека, а та социальная система, в которую он включен. Личность понимается как устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности, как совокупность выполняемых индивидом социальных функций. Личность выступает как носитель общих и специфических социальных свойств человека, характеризующих его национальную и классовую принадлежность, профессию и вид деятельности, мировоззрение и ценностные ориентации, интересы, цели, идеалы. В процессе своей жизнедеятельности в обществе личность играет различные социальные роли [6].

Следует отличать понятие «личность» от понятий «индивид» (человек как единичный представитель некоего целого — биологического или социального) и «индивидуальность» (совокупность черт, которые отличают данного индивида от всех других). Об индивидуальности можно говорить на разных уровнях (биохимическом, психологическом, нейрофизиологическом и т.д. ). Личность же появляется только с возникновением сознания и самосознания, т.е. в культуре [24].

Опираясь на данные других наук, культурология трактует личность как «присущее индивиду психосоциальное и культурное начало, позволяющее ему активно участвовать в общественной жизни», как «продукт взаимодействия социально культурных и психобиологических сил» [12].

Список использованной литературы

1. Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. М., 1978. — С.154.

2. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. 3 изд. перераб. и доп. М.: УИЦ «Гардарики», Литературно-педагогическое агентство «Кафедра — М». 1999. 288с.

3. Ерасов Б. С. Социальная культурология. — М.: АО «Аспект Пресс». — 1994. Ч.1. — 384 с.

4. Ильенков И.В. Что такое личность. М. 1991. 58с.

5. Кирсанова Е.С. У истоков культурологического подхода к истории в русской историографии // Научная сессия МИФИ. — 2005. — Т.6 Проблемы образования. Гуманитаристика. — С.166-167

6. Колобова Ю.И. Личность и творческая деятельность П.П. Сувчинского в культуре ХХ века: Автореф. канд. дис. Киров. — 2006. — 20с.

7. Культурология. Учеб.пособие для студ.вузов / Под ред. Драча Г.В. Ростов-на-Дону.: Феникс. — 1998. — 576с.

8. Культурология. Учеб.пособие / Под ред. Радугина А.А. М.: Центр. — 1998. — 304с.

9. Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции 18 мая 2001. — Серия «Symposium». СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества. 2001. — Т.№12. — C.42-51..

10. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М. 1991. 37с.

11. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах. — М.: Центр. — 2001. 332с.

12. Соколов Э.В. Культурология. — М.: Интерпракс. 1994. 256с.

13. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М.: Гардарики. 1999. 816с.

14. Тарасова Е.А. Приговорённый к истории // Иностранная . 2002. — №12. С.12 — 16

15. Тиллих П. и Роджерс К. Диалог // Московский Психотерапевтический Журнал. 1994. — №2. С.136.

16. Терехова Г.Л. Культурличностная концепция в воззрениях А.И. Герцена: Автореф. канд. дис. Тамбов. — 2006. — 22с.

17. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. — М.: Росспэн. — 1997. — 347 с.

18. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. — М.: Академический проект. — 2000. 214с.

19. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности. \\ Вопросы философии, 1989, №2, с. 35-42.

20. Хоруженко К.М. Культурология: энциклопедический словарь. — Ростов-на-Дону. — 1997. 670с.

21. Sapir, Edward. In Language, Culture, and Personality // Selected Writings of Edward Sapir.: University of California Press. 1949. — P.593.

22. www.auditorium.ru/books/1271/vasil.pdf

23. www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/070/928.htm

24. http://elib.org.ua/culture/

25. http://www.history.ru/

26. www.narod.ru/lekcii/lekcii_kultura11.html

27. www.situation.ru/app/aut_t_127.htm

28. www.sgu.ru/faculties/physical/departments/itPhysics/international2007/docs/Suetina_O.N.doc.

29. www.sunhome.ru/psychology/11569

30. http://tsu.tmb.ru/culturology/conference/ipk2005/bogachova.htm

31. http://tsu.tmb.ru/culturology/conference/ipk2005/pronina.htm

32. http://tsu.tmb.ru/culturology/conference/ipk2005/romah_polykova.htm

33. http://tsu.tmb.ru/culturology/conference/ipk2005/zhilkina2.htm

4 39
RUR 1490

Книги для самоподготовки по теме "Исторические личности как культурологическая проблема" - Курсовая работа

Проблемы изучения литературы
Проблемы изучения литературы
2013

ISBN

Проблемы изучения литературы и фольклора
Проблемы изучения литературы и фольклора
2013

ISBN

История культурологических теорий
История культурологических теорий
2013

ISBN

Культурологическое образование
Культурологическое образование
1999

ISBN

Проблема композиции поэтической прозы
Проблема композиции поэтической прозы
Olga Shalygina , 2013

ISBN 5904128010,9785904128012

Непрерывное образование в контексте образовательных реформ в Украине
Непрерывное образование в контексте образовательных реформ в Украине

ISBN 9668558502,9789668558504







Карта : А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Наверх