Выдержка из текста работы
Законность и правопорядок — основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития (частную и публичную), законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей.
Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Говоря о правопорядке можно подчеркнуть, что правопорядок — это порядок, организованность, устойчивость. Следовательно, правопорядок характеризует степень упорядоченности общественных отношений, выступает антиподом хаосу, анархии, неорганизованности. Правопорядок не только цель, но и итог правового опосредствования — реально существующая фактическая урегулированность общественных отношений.
Понятия правопорядка и законности чётко не определены. В правовой системе общества эти два понятия тесно взаимосвязаны между собой. Они имеют много общего, поскольку слишком высока степень их взаимопроникновения. Например, упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права и законности, а с другой — их важнейшее свойство.
Долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось исполнение законов и поэтому различие между ними не проводилось. Действительно, эти категории формируются на одних и тех же принципах, тесно взаимосвязаны с властью, у них единое государственно-волевое содержание и интересы. Они сочетаются с правами, свободами, обязанностями и ответственностью граждан, субъектов права, имеют формальную нормативную определенность. Но все это не отрицает, а предполагает наличие принципиальных отличий, выражающих их самостоятельность, специфику.
Правопорядок и законность — своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность — есть и правопорядок.
Рассматривая эти понятия нельзя не обратить внимания на проблемы и основные пути укрепления законности и правопорядка. Законность и правопорядок — величайшие социальные ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому их укрепление — одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его функция. К сожалению, состояние законности и правопорядка в нашей стране подошло к критической черте. За последние годы резко возросло количество правонарушений, в том числе наиболее опасных из них — преступлений. Чтобы иметь более полное представление об имеющихся и постоянно возникающих проблемах, тесно связанных с интересующими нас юридическими явлениями, стоит рассмотреть их более объёмно, и развёрнуто, изучить их структуру и содержание, сравнить и выявить их соотношение.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что знание взаимодействия законности и правопорядка позволит глубже проникнуть в правовые основы функционирования гражданского общества.
Предмет исследования: законность и правопорядок.
Объект исследования: взаимодействие законности и правопорядка.
Цель курсовой работы изучить особенности законности и правопорядка и их соотношение.
Из указанной цели формируются задачи:
1. выявить понятие и признаки правопорядка;
2. изучить понятие и основные принципы законности;
3. изучить гарантии законности: понятие и виды.
4. изучить тенденции развития правопорядка в условиях демократического общества и государства
5. изучить соотношение общественного и правового порядка
6. изучить соотношение и взаимосвязь правопорядка и законности
1.ПРАВОПОРЯДОК.
1.1 Понятие правопорядка.
С законностью тесно связано правовое явление — правопорядок. Правопорядок — результат действия законности, выражающий осуществление требований в повседневной жизнедеятельности индивидов, организации.
Правопорядку, как комплексному образованию, свойственны следующие особенности:
1. Правопорядок есть система общественных отношений, отличающихся состоянием упорядоченности, организованности.
2. Правопорядок — результат действия права, законности, организующий деятельность государства, его органов.
3. Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов права, надлежащая реализация ими и субъективных прав, и исполнение возложенных обязанностей.
4. Правопорядок — итоговый результат действия права, как бы замыкает цепь основных правовых явлений: право — правоотношения, законность — правопорядок.
5. Правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений.
6. Правопорядок как составная часть общества характеризуется теми тенденциями, которые свойственны всей социальной основе (кризисное состояние общества, так или иначе, сказывается на состоянии правопорядка).
Правопорядок — государственно-правовое явление. Он возникает и существует там и тогда, где и когда государственная власть в нём заинтересована. Именно власть устанавливает и поддерживает правовой порядок, охраняет от нарушений, а в необходимых случаях и защищает. Без этого невозможна реализация государственных задач, осуществление сущности, формы и функций власти.
Правопорядок есть тот юридический итог, к которому стремится и государственная власть, и все субъектные права, используя лишь различные направления пути. В этом социальном результате органически сливаются объективные потребности упорядоченности жизни с деятельностью людей по урегулированию их поведения и поступков. В законах закрепляются все вопросы, связанные с его оформлением, функционированием, поддержанием. Законодательная база определяет отношения, включаемые в систему правопорядка, участников, их правовые связи, методы и процедуры регулирования, пространственно-временные и личностные характеристики и др.
Сердцевиной правового порядка является человек, его интересы, стремления, жизненные потребности, которые во многом получают своё юридическое оформление в правах и свободах, обязанностях и ответственности гражданина и которые реализуются в отношениях между ними, а также во взаимосвязях с государством и обществом. Поэтому характерные черты правопорядка — это гуманизм, демократизм, нравственность, справедливость.
Правопорядок как система является составной частью общественного порядка. Общественный порядок — состояние упорядоченности и организованности всей системы общественных отношений, основанных на реализации норм морали, обычаев, традиций, стереотипов. Реализация требований этих социальных норм обеспечивается силой общественного мнения, осознанием целесообразности и необходимости их выполнения.
В научной и учебной литературе отмечается, что понятие “общественный порядок” имеет двоякий смысл: в широком, о котором сказано выше, и в узком — как порядок, складывающийся в общественных местах (улицы, площади, парки, места зрелищных, развлекательных мероприятий и др.). Такой подход обоснован, служит решению практических задач правоохранительными органами. Речь идет об уголовно-правовой и административно-правовой обеспеченности в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, пристанях, в аэропортах, культурно-зрелищных заведениях и др. Такой порядок сопряжен с обеспечением обстановки спокойствия, содействия тому, чтобы были нормальные условия для труда и отдыха граждан, для деятельности государственных органов, общественных организаций, предприятий и учреждений.
О таком понимании общественного порядка (узкий смысл) говорится в нормативно-правовых актах, определяющих формы и методы деятельности органов внутренних дел.
1.2 Принципы правопорядка.
Правопорядок — не только цель, но и результат правового регулирования государством правового положения и взаимоотношений участников общественных взаимодействий. Он также включает не только упорядоченность отношений па основе права в сфере государственной власти, но и отношения людей в сфере гражданского общества.
Однако совершенно очевидно, что без государства обеспечить правопорядок невозможно. Правопорядок как состояние упорядоченности общественной жизни основывается на ряде принципов, которые обеспечиваются государством. Принципы правопорядка — отправные начала, непререкаемые требования, которые формируют правопорядок и являются основой его существования и функционирования. К принципам правопорядка можно отнести принципы законности. Однако, учитывая то, что правопорядок является самостоятельной качественной определенностью, следует выделить его специфические принципы:
Конституционность. Правопорядок подчинен Конституции и обеспечивает ее реализацию. Все требования Конституции находят в нем конкретное выражение. Не случайно обычно говорят о конституционном государственном порядке. Это и есть не что иное как олицетворение в действии данного требования.
Определённость. Правопорядок базируется на формально-определённых правовых предписаниях, формально закрепленных в законах и иных нормативно-правовых актах государства. Эти предписания обязательны для всех граждан, должностных лиц, государственных органов.
Системность. Правопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений, это система отношений, которая основана на единой сущности права.
Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.
Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений.
Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно устойчив и стабилен. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.
Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.
В силу указанных особенностей правопорядок можно охарактеризовать как порядок, обеспечивающий стабильность общественной жизни и социальный прогресс. Поскольку он определяется правом и обеспечивается государством, то закрепляет наиболее важные черты и стороны социально-экономического строя, систему господствующих в стране политических отношений.
Правопорядок можно рассматривать как единство права и власти. Это порядок, при котором правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной, политической и государственной жизни четко определены законами и защищены государственной властью. Наиболее адекватной формой реальности подобного правопорядка выступает правовое государство.
1.3 Функции правопорядка.
Не случайно законность и правопорядок рассматривается как фундамент нормальной жизнедеятельности общества и функционирования государственной власти, как основа демократии. Но это одна сторона. Другая — проявляется во взаимоотношениях с внутренними элементами и процессами, во взаимосвязи целого и составных частей, это качественная характеристика внутренних связей. Наконец, есть и ещё одно выражение — деятельность, направленная на сохранение своей качественной определённости как необходимого условия выполнения социального назначения.
Исходя из этого, можно выделить три основные функции правопорядка.
Первая функция — взаимодействие с внешней ……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1) Байтин М.И. Право и правовая система: вопросы соотношения // Ежегодник российского права. 2000, М.: Норма, 2001.
2) Венгеров А.Б. Теория государства и права. М: Юриспруденция, 2006.
3) Горшенев В.И. Законность как достояние правового государства //Проблемы обеспечения законности в механизме правоприменения. Волгоград. 2001.
4) Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права. М. 2002
5) Клочков В.В. Требования законности: понятие, виды, генезис // Конституционная законность и прокурорский надзор. М., 2007. — 135 с.
6) Конституция Российской Федерации с Комментариями Конституционного Суда РФ. — 4-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2005.
7) Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право, 1994, №3.
8) Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М: Юристъ, 2005.
9) Мухаев Р.Т. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. — Москва, — 2001г.
10) Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2004.
11) Обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел. Под ред. Лазарева В. В. М. 2003.
12) Политико-правовые ценности: история и современность. Отв. ред. Нерсесянц В.С. — М.: Эдиториал УРСС. 2000.
13) Правовой режим законности: вопросы теории и истории. СПб., 2001
14) Синюков В.Н. Россия в XXI веке: пути правового развития // Ежегодник российского права. 2000. -М.: Норма. 2001
15) Теория государства и права. Курс лекций // Под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. — М. Юристъ, 2000.
16) Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. — Москва, — 2004г. Исследования.
17) Теория государства и права: Учебник / Под ред. П.В. Анисимова — М.: ЦОКР МВД России, 2005.
18) Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М., 1999
19) Шабуров А.С. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2002.
20) Юридический энциклопедический словарь. М.: Энциклопедия, 1984.