Помощь студентам, абитуриентам и школьникам.

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

Не успеваешь написать работу? Поможем!

Пример: Дипломная работа
Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников с ДЦП.


ВУЗ, город:

Мурманск

Предмет: Психология

Дипломная работа по теме:

Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников с ДЦП.

Страниц: 142

Автор: Сергей Пашков

2002 год

4 58
RUR 3490
Внимание!
Это только выдержка из работы

Рекомендуем посмотреть похожие работы:

  1. Особенности эмоционально-волевой сферы у младших школьников с различным возрастом начала обучения. (Дипломная работа, 2009)

    ... в школу переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения ... ребенка в новую для него учебную деятельность. Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети ... и 7-летних первоклассников и исследовать ...

  2. Особенности эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с нарушением ин-теллекта (Контрольная работа, 2009)

    ... эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с нарушением ин-теллекта». Объект исследования – эмоционально-волевая сфера детей с нарушением интеллекта. Предмет исследования – особенность эмоционально-волевой сферы у детей старшего ...

  3. Изучение и формирование эмоционально-волевой сферы у детей с олигофренией старшего дошкольного возраста (Курсовая работа, 2009)

    ... у детей-олигофренов старшего дошкольного возраста. Объектом изучения являются дети старшего дошкольного возраста с олигофренией. Предметом работы является эмоционально-волевая сфера у таких детей.

  4. Особенности личности умственно отсталых младших школьников (Дипломная работа, 2010)

    ... ) Изучение особенностей развития личности детей с интеллектуальной недостаточностью. Объектом нашего исследования явились умственно отсталые учащиеся младших классов. Предмет исследования – особенности личности умственно отсталых младших ...

  5. Психологические особенности младших подростков больных ДЦП (Дипломная работа, 2000)

    ... у детей младшего подросткового возраста с диагнозом ДЦП; 6.Проведение сравнительного анализа особенностей эмоционально-личностной сферы детей младшего подросткового возраста с диагнозом ДЦП и детей младшего подросткового возраста ...

  6. Психокоррекция эмоционально-волевых нарушений у умственно отсталых детей младшего школьного возраста (Курсовая работа, 2011)

    ... эмоционального развития ребенка в коррекционно-развивающей работе. В настоящее время эмоционально-волевую сферу ребенка ... воздействует на ребенка. Целенаправленное изучение эмоционально-волевой сферы умственно отсталого ребенка дало возможность ...

  7. Формирование мотивационной сферы учения младших школьников в процессе учебной деятельности. (Курсовая работа, 2008)

    ... умственной активности младших школьников. Мотивация младших школьников имеет и ряд негативных характеристик, препятствующих учению. Так, мотивы и интересы младших школьников: недостаточно ...

Содержание

Введение 4

Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 8

1.1 Исследование проблемы эмоций в психологической литературе 8

1.2. Теоретико-методологические исследования страха 17

1.3 Основные теории происхождения тревожности 24

1.4 Агрессия. Основные теории происхождения агрессивности 34

Развитие агрессивности в детском возрасте 42

Выводы по главе I 52

Глава II. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМИ ПАРАЛИЧАМИ 53

2.1. Детский церебральный паралич 54

Спастическая диплегия 56

Спастическая гемиплегия 56

Двойная гемиплегия 57

Агонически-астатическая форма 57

Гиперкинетическая форма 58

2.2. Роль биологических и социальных факторов в формировании эмоциональной сферы детей с церебральными параличами 60

2.3 Эмоциональные особенности детей с ДЦП 64

Выводы по главе II 75

Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 77

3.1 Обоснование методов, процедуры и базы исследования 77

3.1.1 Программа и методы исследования 77

3.1.2 База эксперимента и экспериментальная выборка 90

3.2 Анализ и обсуждение результатов 90

3.2.1. Сравнительное изучение особенностей эмоциональных проявлений у детей с двигательной патологией и здоровых детей 91

3.2.2 Анализ влияния различных факторов на особенности эмоциональной сферы детей с ДЦП 103

Выводы по главе III 113

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 115

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 122

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 127

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 129

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 131

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 132

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 133

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 134

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 135

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 136

ПРИЛОЖЕНИЕ 9 137

ПРИЛОЖЕНИЕ 10 139

ПРИЛОЖЕНИЕ 11 140

ПРИЛОЖЕНИЕ 12 141

Выдержка

Проблема изучения личностных особенностей детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) — одна из наиболее актуальных в психологии и дефектологии. Актуальность обусловлена значительной распространенностью и постоянным ростом количества детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Данный аспект усугубляется рядом проблем, имеющим место в Мурманской области: с одной стороны, ухудшение экологической ситуации, которое неизбежно влечет за собой увеличение числа детей с данной патологией, с другой, переход на новые формы медицинских услуг и уменьшение государственных дотаций для оказания бесплатной медицинской помощи — дорогостоящее лечение, в котором нуждается ребенок с церебральным параличом становится недоступным для большинства.

В сфере изучения личности ребенка с ДЦП остро стоит проблема, связанная с исследованием ее эмоциональных проявлений, так как эмоциональный аспект личности является базовым для ее целостной характеристики. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что иерархия мотивов и потребностей личности как базальная ее характеристика плохо отражается в сознании, рефлексии, самоотчетах, и наиболее психологичным путем научного проникновения в действительные мотивы личности является анализ эмоциональных «меток» событий. С этих позиций предпринятое нами изучение эмоциональности при ДЦП не является самоцелью, а служит для проникновения в специфику личности и индивидуальности ребенка с данным видом патологии.

Анализ литературы по проблеме детского церебрального паралича показывает, что изучение этого вопроса до последнего времени ограничивалось в основном его ортопедоневрологическим аспектом (К.А. Семенова, И.М. Махмудова ; А.М. Журавлев, И.С. Перхурова и другие), тогда как психологический аспект данной патологии описан лишь в единичных работах (В.В. Лебединский, Э.С. Калижнюк, М.В. Ипполитова). В то же время в клинической картине детского церебрального паралича как заболевания головного мозга выражены как неврологические, так и психические нарушения, наличие которых должно в равной степени учитываться при обосновании и прведении восстановительного лечения, а также при социально-психологической реабилитации больных.

Кроме того, детский церебральный паралич можно рассматривать в качестве модели влияния двигательного дефицита на формирование психических процессов у детей, и в частности на формирование эмоциональной сферы. Учитывая, что эмоциональный фактор является базовым в адаптации к условиям внешней среды, изучение его имеет большое научное и практическое значение.

Вместе с тем, детский церебральный паралич представляет собой заболевание, при котором на грубую органическую патологию неизбежно накладывается воздействие социально-психологических факторов, обусловленных тем, что дети — инвалиды. Ведущая роль в психогенезе патологического развития личности принадлежит реакции на осознание и переживание дефекта, изоляции от общества сверстников, а также особому отношению окружающих к неполноценному ребенку.

Особенностью современного этапа развития проблемы детских церебральных параличей является реабилитационная направленность, что обуславливает необходимость изучения психического развития детей в раннем возрасте с целью своевременной коррекции различных нарушений, что крайне важно для обеспечения в дальнейшем успешности социально-психологической адаптации детей этой категории.

Объект исследования — дети с диагнозом детский церебральный паралич. Предмет исследования — эмоциональная сфера детей дошкольного и младшего школьного возраста с диагнозом детский церебральный паралич.

Цель исследования: на основе клинического, психологического и социального исследования изучить особенности эмоциональной сферы ребенка с диагнозом детский церебральный паралич.

Список использованной литературы

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М., 1995.

2. Андрусенко В.А. Социальный страх — Свердловск, 1991.

3. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал — 1992. — № 5. — С. 120-131.

4. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал — 1992. — № 5. — С. 120-131.

5. Бадалян Л.О. Невропатология — М., 1982.

6. Басс А. Психология агрессивности. СПб., 2001.

7. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизическая адаптация человека — Л., 1988.

8. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия — СПб., 1997.

9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) М., 1968.

10. Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. Лечебная физическая культура и массаж при ДЦП — Л., 1986.

11. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения — М., 1990.

12. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике — СПб., 1999.

13. Вагенас Э. Динамика агрессивности у дошкольников в условиях разных стилей воспитания: Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. псих, наук. — М., 1995.

14. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) — М., 1984.

15. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976.

16. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной — М., 1982.

17. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6- ти т. — М., 1960. Т.5.

18. Гаспарова Е. Страхи у детей // Дошкольное воспитание. -1991. — № 3. — С. 75-80.

19. Детский церебральный паралич / Под ред. П.Я. Фищенко — Л., 1974.

20. Детский церебральный паралич / Под редакцией П.Я. Фищенко — Л., 1974. Жезлова Л. Детские страхи // Семья и школа. — 1983. — № 7. — С. 30-41.

21. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. — М., 1986.

22. Захаров А.И. Психологические факторы формирования неврозов у детей: Автореф. дис. на соиск. учен, степени д-ра психол. наук. — Л., 1991.

23. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. — Л., 1982.

24. Зейгарник Б.В. Патопсихология, — М., 1976.

25. Иваницкая И.Н. Детский церебральный паралич (обзор литературы) // Альманах «Исцеление». М., 1993. С. 41-65.

26. Изард К. Эмоции человека. — М., 1980.

27. Ипполитова М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. Пособие для родителей и воспитателей. — М., 1980.

28. Калижнюк Э.С Психогенные реакции и особенности формирования личности при детских церебральных параличах: Методические рекомендации. — М., 1982. С.17.

29. Калижнюк Э.С. Задержка психического развития при ДЦП и принципы лечения: Методические рекомендации. — М., 1982.

30. Калижнюк Э.С. Клиническое обоснование принципов коррекционно-педагогической работы с детьми-дошкольниками, страдающими церебральным параличом и задержкой психического развития: Методические рекомендации. — М., 1978.

31. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебраьных параличах. Киев, 1987.

32. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. — Киев, 1987.

33. Кочубей Б., Новикова Е. Детские тревоги в школе и дома // Семья и школа. — 1988. — № 10. — С. 29 -38.

34. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги // Воспитание школьников. — 1990. — № 6. — С. 34-41

35. Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревоги // Семья и школа. — 1988. -№9. — С. 27-29.

36. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского — М., 1985.

37. Кэннон У. Физиология эмоций. — СПб., 1997.

38. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. — М., 1985.

39. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. — М., 1964. — С.97 99.

40. Левитов Н.Д. Психологическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. 1969. — № 1. — С. 331-338.

41. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.

42. Личко А.Е. Основные типы нарушений поведения у подростков // Патологические нарушения поведения у подростков. — Л., 1973.

43. Лоренц К. Агрессия. — М., 1994.

44. Лукин С.Е., Суворов А.В. Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга — СПб., 1993.

45. Лурия А.Р. и современная психология: сборник статей памяти А.Р. Лурия / Под ред. Е.Д. Хомской. — М., 1982.

46. Малая медицинская энциклопедия: в 6-ти т. АМН СССР / Под ред. В.И. Покровского. М., 1991. Т.2.

47. Мамайчук И.И. О взаимосвязи соматических и психических нарушений // Психогенные (реактивные) заболевания на измененной «почве»: Материалы науч. практ. конф. — Воронеж, 1982. — С. 106-114.

48. Мартене Р. Социальная психология и спорт. — М., 1979.

49. Мендоса Х.Р. Психологические особенности у детей с вялыми параличами верхних конечностей: Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. псих, наук. — Л., 1990.

50. Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. — М. 1995.

51. Никитина М.Н. Детский церебральный паралич. М... 1979.

52. Никифоров А.С. Болезни века — неврозы // Биология в школе. — 1996. — №2. С. 9-14.

53. Особенности психофизического развития учащихся специальных щкол с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. М.А. Ипполитовой. — М., 1985.

54. Психолог в детском дошкольном учреждении / Под ред. Т.В. Лаврентьевой — М., 1996.

55. Психолог в детском дошкольном учреждении / Под ред. Т.В. Лаврентьевой — М., 1996.

56. Психология детства. Учебник / Под ред. А.А. Реана. СПб., 2003.

57. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. — М., 1984.

58. Радугин А.А. Психология: учеб. пособ. для высших учебных заведений. М., 2001.

59. Раншбург И., Поппер П. Секреты личности. — М., 1983.

60. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. — М., 1979.

61. Родовые повреждения головного и спинного мозга у детей / Под ред. А.Ю. Ратнер. — Казань, 1975.

62. Рубинштейн Л.С. Проблемы общей психологии. / Отв. ред. Е.В. Шорохов. М., 1976.

63. Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. — Ташкент, 1979.

64. Семенова К.А., Штеренгерц А.Е., Польской В.В. Патогенетическая восстановительная терапия больных детским церебральным параличом. -К., 1986.

65. Семенюк Л.М. Агрессия. — М., 1998.

66. Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста / Методич. рекомендации в помощь педагогам-практикам. — М., 1991.

67. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. — М.,1970. Прихожан А.М. Тревожность и страх младших школьников // Руководство практического психолога / Под ред. А. Дубровиной. М., 1995.

68. Скворцов И.А., Осипенко Т.Н., Дедов Н.П., Ночевка Л.А. Психологические особенности родителей при неврологической инвалидности ребенка // Медицинская наука и практика — детям инвалидам. -М., 1999.

69. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. — М., 1997.

70. Спиваковская А.С. Профилактик детских неврозов. — М., 1996.

71. Стельмах С.А. Проблемы психологического обеспечения деятельности дошкольных учреждений. / Проблемы совершенствования деятельности дошкольных учреждений. — Ульяновск, 1997.

72. Стресс и тревога в спорте // Междунар. сборник научн. статей. — М., 1983.

73. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста — М., 1989.

74. Фрейд 3. Я и Оно. — Тбилиси, 1991.

75. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994.

76. Цукер М.Б. Клиническая невропатология детского возраста. — М., 1978.

77. Шванцара Й. Диагностика психического развития. — Прага, 1978.

78. Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. СПб., 2001.

79. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. — М., 1981.

80. Эриксон Э. Детство и общество. М., 1993.

81. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. — М., 1966

82. Якулов А.А. Коррекция негативной психической напряженности детей дошкольного и младшего шкоьного возраста в условиях детского дома: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1996.

4 5
RUR 3490

Книги для самоподготовки по теме "Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников с ДЦП." - Дипломная работа

Основы личностно-направленной логопсихотерапии
Основы личностно-направленной логопсихотерапии
1997

ISBN 5895020119,9785895020111

К пятерке шаг за шагом, или, 50 занятий с репетитором
К пятерке шаг за шагом, или, 50 занятий с репетитором
1999

ISBN 5090088713,9785090088718

Технология. Сельскохозяйственный труд
Технология. Сельскохозяйственный труд
2013

ISBN 5090260478,9785090260473

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации

Статьи по теме для самостоятельной работы

«Я боюсь - они убьют меня». Малолетние сволочи жестоко избили ученика 7 класса школы-детдома №2 - газета

«Я боюсь - они убьют меня». Малолетние сволочи жестоко избили ученика 7 класса школы-детдома №2 - газета

20 октября в районе гаражей возле детского дома-школы №2 на ул.ул. Драбкина трое подростков жестоко избили ученика 7-го класса этой школы Матвея А- ва.ва. Причина, по которой напали на Матвея, не известна. Малолетние шакалы часто бьют без причины , бьют жестоко, просто так, а порой убивают. В ноябре 2012 года возле ДК Сероглазка один малолетний мерзавец, по кличке Турка, просто так ударил... далее

ЗПР – что это такое? - KM.RU

ЗПР – что это такое? - KM.RU

Другие особенности приобретаются в процессе роста и развития ребенка. Например, низкая устойчивость к простудным заболеваниям, характер, привычки, особенности мышления и поведения в разных ситуациях. В большинстве случаев задержка психического развития является временным результатом замедления развития нервной системы. Это может быть связано с наличием хронических заболеваний в раннем детстве:... далее

Восточный гороскоп на 2013 год Черной змеи - Кабардино-Балкария. Мир и мы

Восточный гороскоп на 2013 год Черной змеи - Кабардино-Балкария. Мир и мы

2013 год - год черной водяной Змеи. Одни Змею боятся, другие ей поклоняются - но и те, и другие люди сходятся во мнении, что хозяйка года превосходит всех своих астрологических соседей по мудрости и гибкости. Чтобы поймать удачу в год Чёрной Водяной Змеи, нужно, без сомнения, обладать очень сильной волей. Удача в 2013 году будет сопутствовать тому, кто станет придерживаться тактики самой... далее

«Сделали из нас каких-то иждивенцев» - Спорт Беларуси

«Сделали из нас каких-то иждивенцев» - Спорт Беларуси

Заседание исполкома ФХРБ, на котором подводились итоги выступления сборной Беларуси на олимпийской квалификации, прошло в формате повторения пройденного. Андрей Скабелка отбивался от вопросов и обвинений, Александр Денисевич страстно рассказывал о «белорусских игроках, которым ничего не надо». О белорусском хоккее в последнее время говорят много и многие. Сторонних наблюдателей в основном... далее







Карта : А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Наверх