Выдержка из текста работы
В последние годы была выдвинута плодотворная идея о том, что основным показателем целостного развития личности ребенка является его субъектность (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.В. Петровский, В.В. Сериков, М.В. Корепанова и др.). В современной социокультурной ситуации проблема становления опыта личности приобретает все большую актуальность, поскольку развитие такого социально ценного качества личности, как субъектность, позволяет человеку стать стратегом своей деятельности: намечать и корректировать цели, осознавать мотивы своего поведения, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие поставленной цели.
В связи с этим актуальной становится следующая задача — научить ребенка рефлексировать, осознавать собственный опыт и встраивать его в структуру имеющегося, пользоваться им в условиях различных видов деятельности, что, в свою очередь, позволяет расширить субъектную позицию. Как показывают исследования Л.С. Выготского и Д.И. Фельдштейна, предпосылки к этому появляются уже к концу дошкольного и началу младшего школьного возраста.
Цель работы — рассмотреть формирование субъектного опыта и субъектного поведения ребенка: педагогические условия, методы и приёмы работы.
Задачи:
1. Рассмотреть субъектность ребенка как важную педагогическую проблему.
2. Охарактеризовать развивающую среду как основу формирования субъектности ребенка, а также педагогические условия для максимальной эффективности становления опыта и поведения.
3. Проанализировать методы и приемы, применяемые в личностно-ориентированном обучении, поскольку оно наиболее полно отвечает критериям эффективного формирования субъектности.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что субъектный опыт является одной из актуальных, но мало изученных проблем в сфере дошкольного образования.
Развитие субъектности ребенка может быть признана педагогами как задача только при ценности для них последующей жизни своих учеников, признании ими важности непрерывного образования, ценности проявления авторства в работе, творчестве, полнокровной жизни человека.
1. Становление субъектности ребенка как важная педагогическая проблема.
Психолого-педагогические проблемы исследования субъектного опыта отражаются в целом ряде работ. В концепции личностно ориентированного обучения И.С. Якиманской указывается на ценность субъектного опыта ребенка, который необходимо выявлять и использовать в обучении, обогащать результатами общественно-исторического опыта. Е.В. Бондаревская предлагает «окультуривать» субъектный опыт путем обращения педагога (равно как и всей учебно-воспитательной работы) к нравственному сознанию личности, отмечая, что это опыт жизнедеятельности, самореализации, саморефлексии………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В педагогической науке формированию субъектного опыта и субъектного поведения ребенка придается особое значение. Именно с представлением субъектности связывается личность как основа педагогического процесса, поэтому целью является диагностики и развитие индивидуальных способностей. Данная концепция получила название личностно-ориентированного обучения, на сегодняшний день многие исследователи отмечают сложность ее реализации в большой группе детей, необходимость сочетания с традиционными формами образовательного процесса.
Представляется необходимым анализ условий, приемов и методов формирования субъектного опыта и субъектного поведения ребенка.
Под педагогическими условиями понимается совокупность организованных обстоятельств и направлений педагогической деятельности, обусловливающих достижение эффективного результата в развитии детей. Основой является развивающая среда, которая ориентирована на эффективность обучающего процесса. Центральная роль отводится педагогу, его мастерству, инициативе, творческому подходу.
Преподаватель обеспечивает создание педагогических условий, ведущими из которых являются: 1) творческая атмосфера, 2) творческое взаимодействие участников деятельности, 3) наличие разнообразных форм и видов деятельности.
В работе представлен перечень наиболее значимых условий, среди которых коротко можно выделить:
1. Построение субъект-субъектного взаимодействия педагога с детьми.
2. Построение педагогического процесса на основе педагогической диагностики.
3. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.
4. Творческое конструирование воспитателем разнообразных образовательных ситуаций (игровых, практических, театрализованных и др.).
5. Нахождение способа педагогического воздействия для того, чтобы поставить ребенка в позицию активного субъекта детской деятельности.
6. Создание комфортных условий.
7. Предоставление ребенку свободы выбора, приобретение индивидуального стиля деятельности.
8. Сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями.
Методы и приемы, согласно изученной литературы, я разделила на традиционные и новаторские. К традиционным можно отнести разнообразные виды самостоятельной работы, беседы, экскурсии, сопровождаемые побуждениям к активному познавательному процессу и другие.
К новаторским, которые известны, но только начинают внедряться в практику российской педагогики, можно причислить метод проектов, метод обучения в сотрудничестве, метод дифференцированных задач, кейс-метод.
Метод проектов или метод проблем подразумевает необходимость показать детям их собственную заинтересованность в приобретении знаний, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Таким образом, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Кейсовая технология (метод) обучения — это обучение действием. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности ребенка по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Список литературы
1. Борисова Т.Г. Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения. Из опыта работы. М., 2009.
2. Гумметова А.Ю., Ступина Е.В. Кейс-метод как современная технология личностно-ориентированного обучения// Образование в России. 2010. № 5
3. Липчанская И.А. Становление субъектного опыта ребенка 5 лет в условиях развивающей среды образовательного учреждения// Начальная школа. 2010. № 4. стр. 6-8
4. Субъектная и авторская позиция ребенка в образовании// Научно-методический сборник. М.: НИИ школьных технологий, 2008.
5. Трошагин М.И. Личностно-ориентированный подход в обучении и проблемы его реализации. М., 2011.
6. Тубельский А.Н. Субъектность ученика в образовательном процессе — важнейшее условие развития индивидуальности ребенка. М., 2011.
7. Юмина Е.А. Технология личностно ориентированного образования и развивающее обучение// Материалы конференции. 2011.
8. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 2009.