Помощь студентам, абитуриентам и школьникам

Вы можете заказать диссертацию, дипломную работу ,курсовую работу, контрольную работу, реферат, отчет по практике, чертёж, эссе и любые другие виды студенческих работ. А также у нас есть десятки тысяч готовых работ, которые можно подобрать через каталог и купить нужную именно Вам.

Реферат
Память дошкольников с интелектуальной недостаточностью

Рекомендуем посмотреть похожие работы:

  1. Сюжетная ролевая игра как средство развития памяти дошкольников старшего дошкольного возраста (Курсовая работа, 2011)

    ... детей к обучению. Представляется, что исследование темы «Сюжетная ролевая игра как средство развития памяти дошкольников старшего дошкольного ... проблематики «Сюжетная ролевая игра как средство развития памяти дошкольников старшего дошкольного возраста ...

  2. Формирование сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью (Курсовая работа, 2007)

    ... . 1. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста Сенсомоторное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме ...

  3. Развитие зрительной памяти у детей третьего года жизни по средствам дидактической игры (Курсовая работа, 2010)

    ... психического процесса. 2. Выяснить особенности развития памяти у детей 0-6 лет. 3. Определить методы диагностики памяти у детей дошкольного возраста ...

  4. Особенности памяти глухих детей дошкольного возраста (Курсовая работа, 2011)

    ... особенности развития памяти у глухих детей дошкольного возраста. Объект исследования – развитие памяти у глухих детей. Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития памяти у глухих детей ...

  5. Исследование особенностей опосредования в слухо-речевой и зрительной памяти у младших школьников с трудностями в обучении (Дипломная работа, 2004)

    ... . Анализ причин неуспеваемости этой группы детей является предметом изучения. В младшем школьном возрасте в ... воспитания памяти в процессе обучения. Прямым результатом недостаточно эффективного функционирования памяти является неуспеваемость. ...

  6. Проблема развития памяти в дошкольном возрасте (Курсовая работа, 2009)

    ... развития интеллектуальных способностей. Но если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст ... индивидуальные особенности развития памяти детей. При этом раннее детство самая благодатная почва для развития памяти в ...

  7. Особенности памяти людей младшего школьного возраста (Курсовая работа, 2007)

    ... памяти младших школьников. Предмет исследования: содержание и особенности реализации методик, оптимальное развитие памяти младших школьников. Цель исследования изучение особенностей памяти младших школьников. Гипотеза исследования: развитие памяти ...


ВУЗ, город:

Москва

Предмет: Педагогика

Реферат по теме:

Память дошкольников с интелектуальной недостаточностью

Страниц: 11

Автор: Валерий

2007 год

5 72
RUR 499

Промокод на получение скидки 10%,

укажите при заказе уникальной работы

* Акция действует до 21 октября 2017

6810-rob88

Содержание

Введение 3

1. Развитие памяти в онтогенезе ребенка 4

2. Особенности основных процессов памяти у умственно отсталых детей 5

3. Методы развития памяти умственно отсталого ребенка 9

Заключение 11

Список литературы 12

Выдержка

Великий русский физиолог и психолог И. М. Сеченов писал, что память это краеугольный камень психического развития ребенка. Благодаря памяти ребенок фиксирует и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения. Без памяти немыслимо формирование личности человека, так как без суммирования прошлого опыта не может возникнуть единства способов поведения и определенной системы отношений к окружающему миру.

Как показали исследования (X. С. Замский), умственно отсталые дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. Поэтому развитие основных процессов памяти, формирование знаковой характеристики сознания — одно из приоритетных направлений работы коррекционного педагога и специального психолога. Формирование высших форм памяти у дете с нарушениями интеллекта, помимо обеспечения более успешной социальной адаптации, несет в себе такую важную характеристику, как способность к опосредованию через систему знаков, кодов.

В данном реферате мы остановим свое внимание на особенностях протекания основных процессов памяти у умственно отсталых дошкольников, а также на методах развития их памяти в условиях коррекционных центров. Теоретической базой нашему реферату послужат работы таких исследователей как С.Я. Рубинштейн, С.Д Забрамная, А.А. Катаева, Е.А. Стребелева.

1. Развитие памяти в онтогенезе ребенка

По Л.С Выготскому, проблема развития памяти является центральным фактором, в котором сосредоточен целый ряд знаний о памяти как теоретических, так и фактических. Человек при рождении не обладает «готовой» памятью. Развитие памяти происходит в связи с общим развитием ребенка. Уже на первом месяце жизни у ребенка обнаруживаются условные рефлексы, в которых закрепляются еще в нерасчлененном виде элементарные чувственные впечатления, движения, эмоциональные состояния. К концу первого полугодия развивается узнавание, а затем и воспроизведение отсутствующих предметов. По мере овладения ребенком навыками ходьбы и речи, происходит переход от младенческой памяти к взрослой. Основой для этого перехода служат как биологическое развитие (развитие гиппокампа), так и развитие познавательной сферы. В процессе обогащения чувственного опыта и закрепления этого опыта в речи память становится более устойчивой и прочной.

Одним из важнейших этапов в развитии памяти ребенка является переход от непроизвольной памяти, характерной для раннего возраста (преддошкольный период), к все более выраженному произвольному запоминанию и припоминанию. Ближайшей предпосылкой формирования произвольных процессов памяти является формирование у детей таких действий, в которых необходима ориентация на будущее (характерная для произвольного запоминания), и ориентация на прошлое (характерная для произвольного воспроизведения). Исследования П.И. Зинченко показали, что произвольная память начинает формироваться в начале дошкольного возраста, причем произвольное воспроизведение формируется раньше произвольного запоминания.

Произвольная память ребенка дошкольника еще несовершенна, особенно что касается способов воспроизведения и запоминания. Однако в дошкольном возрасте отмечается овладение логическими способами произвольной памяти в условиях их целенаправленного формирования..

2. Особенности основных процессов памяти у умственно отсталых детей

Основные процессы памяти запоминание, сохранение и воспроизведение у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития.

Когда умственно отсталый ребенок приходит в дошкольное учреждение, произвольное запоминание оказывается у него несформированным он не может сознательно по своей воле запоминать предложенный программный материал. Это не значит, что он ничего не запоминает, — он непроизвольно запоминает то, что произвело на него впечатление. Произвольную память у ребенка с умственной отсталостью надо развивать. Однако в процессе развития произвольной памяти, умственно отсталый ребенок сталкивается со значительными затруднениями, связанными с физиологическими особенностями его дефекта. [2, c.96]

Причины замедленного и плохого усвоения новых знаний и умений кроются прежде всего в свойствах нервных процессов умственно отсталых детей. Слабость замыкательной функции коры головного мозга обусловливает малый объем и замедленный темп формирования новых условных связей, а также непрочность их. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. Как отмечают Л. В. Занков и В. Г.

Петрова, слабость памяти умственно отсталых проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом. Воспроизведение процесс очень сложный, требующий большой волевой активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение умственно отсталых носит бессистемный характер. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит умственно отсталых к ошибкам при воспроизведении. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Так, например, усвоив содержание рассказа, он при его воспроизведении могут привести некоторые вымышленные либо заимствованные из другого рассказа детали..

Помимо перечисленных недостатков памяти умственно отсталых детей, следует также отметить несовершенство их памяти, обусловленное плохой переработкой воспринимаемого материала. И М. Сеченов, сравнивая память человека с фонографом (в современном представлении магнитофоном), указывал, что существенное свойство человеческой памяти состоит в классификации, отборе и переработке воспринимаемых впечатлений. Далеко не все впечатления внешнего мира усваиваются и воспроизводятся человеческим мозгом Способность полностью воспроизводить все впечатления внешнего мира, действующие на наши анализаторы, является патологией памяти. У нормального человека в процессе запоминания впечатления внешнего мира подвергаются классификации, отбору, переработке.

Этот процесс переработки и отбора подлежащих запоминанию впечатлений тесно связан с другой особенностью или чертой человеческой памяти, а именно с опосредствованным характером запоминания.

Отбирая нужное, существенное, подлежащее сохранению, человек пользуется для лучшего удержания этого материала каким-либо обозначением, чаще всего словом. В связи с тем, что дети с умственной отсталостью поздно овладевают речью, опосредованное запоминание не развивается у них не в дошкольном, ни даже в раннем школьном возрасте..

Эта особенность человеческой памяти применительно к детям разного возраста хорошо раскрыта в исследовании А. Н Леонтьева. В том же исследовании показано, что опосредствованные приемы запоминания малодоступны умственно отсталым детям. Слабость мышления, мешающая умственно отсталым детям выделить существенное в подлежащем запоминанию материале, связать между собой отдельные его элементы и отбросить случайные, побочные ассоциации, резко понижает качество их памяти

Плохое понимание воспринимаемого материала приводит к тому, что дети с умственной патологией запоминают внешние признаки предметов и явлений в их чисто случайных сочетаниях Они с трудом запоминают внутренние логические связи и отношения, так как просто не вычленяют их. Также плохо они понимают и запоминают отвлеченные словесные объяснения.

Запоминание впечатлений внешнего мира принимает иногда ярко выраженную патологическую форму и носит название эйдетической памяти. Дети с такой памятью, при просьбе воспроизвести какое либо событие, как бы видят перед собой картинку этого события, но не могут передать его суть словами.

Характерной особенностью всех умственно отсталых детей является неумение целенаправленно заучивать и припоминать.

Когда умственно отсталым детям читают вслух рассказ, они стремятся запомнить наизусть отдельные фразы, но не вникают в его содержание. Они не умеют целесообразно направить свое внимание на то, чтобы понять сюжет рассказа или его основную идею. Так, например, они много раз повторяют стихотворение и тем не менее не могут воспроизвести его наизусть полностью. [2, c.102].

Список использованной литературы

1. Гаврилушкина О.П. Организация подготовительного периода к обучению умственно отсталых дошкольников изобразительной деятельности // Дефектология . — 1975. — №3. — с.79-85

2. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. — М., 1987.

3. Дошкольная олигофренопедагогика, Катаева А.А., Стребелева Е.А., Владос, 2005.

4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1991.

5. Катаева А.А., СтребелеваВ.А. Дошкольная олыгофренопедагогика. — М.: ВЛАДОС, 2001.

6. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 192 с.

7. Стребелева Е.А. Наглядно-действенное мышление умственно отсталых дошкольников. Дефектология. — 1991. — №3. — с.77-82.

8. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний // Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М.: Просвещение, Владос, 1995. — с.: 5-18

5 47
RUR 499

Книги для самоподготовки по теме "Память дошкольников с интелектуальной недостаточностью" - Реферат

Большой психологический словарь
Большой психологический словарь
ОЛМА Медиа Групп , 2013

ISBN 5938780861,9785938780866

Советская педагогика
Советская педагогика
1989

ISBN

Эмоциональная память и ее механизмы
Эмоциональная память и ее механизмы
1980

ISBN

Журнал невропатологии и психиатрии имени С.С. Корсакова
Журнал невропатологии и психиатрии имени С.С. Корсакова
1991

ISBN

Молодое Поколение Ххi Века: Актуальные Проблемы Социально-психологического Здоровья
Молодое Поколение Ххi Века: Актуальные Проблемы Социально-психологического Здоровья
Издательство Pubmix.com , 2012

ISBN 5424105025,9785424105029

Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. 2-е изд., переработанное и дополненное
Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. 2-е изд., переработанное и дополненное

ISBN 5318001157,9785318001154

Статьи по теме для самостоятельной работы

Приходит время — люди головы теряют… - Тюменские известия

Приходит время — люди головы теряют… - Тюменские известия

Пробуждается от зимнего покоя природа… И в организме человека с наступлением нового времени года тоже происходят перемены. Когда процессы имеют положительный вектор, человек испытывает мощный прилив жизненных сил, приятные волнения, потребность действовать с ощущением, что он все может. Доминирующие положительные эмоции, состояние радости, оптимизма создают предпосылки для формирования... далее







Карта : А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Наверх