Содержание
Введение3
1. Происхождение терминологии «Гельштат-терапии»4
2. История и география Гештальта8
3. Современные тенденции в гештальт-теории13
4. Отдельные техники18
4.1. Упражнение в осознавании19
4.2 «Hot seat» и «пустой стул»20
4.3 Проигрывание (воплощение в действие)22
4.4 Монодрама23
4.5. Полярности24
4.6 Амплификация24
Вывод28
Список Литературы29
Выдержка из текста работы
Основа метода — целостный подход к человеку, соединяющий телесное, эмоциональное и интеллектуальное начало. Широко применяется в индивидуальной, семейной и групповой психотерапии, в обучении и организационном консультировании. На настоящий момент это самое развитое в Европе направление личностно-ориентированной психотерапии.
Главная цель гештальт-терапии — достижение возможно более полного осознания себя: своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, своей мыслительной деятельности, а также насколько возможно полного осознания внешнего мира, прежде всего мира межличностных отношений.
Актуальность курсовой работы состоит в том, что вопросы исторического становления Гештальт-терапии анализируются многими ученими, поскольку современные направления психотерапии в своей основе содержат понятия, выработанные в процессе создания и развития гештальт-терапии.
Актуальність курсової роботи полягає у тому, що дана тема на сьогодні є недостатньо дослідженою і відповідно невелика кількість людей займається питаннями перекладу назв кінофільмів.
В настоящее время гештальт — терапия активно применяется психотерапевтами для лечения различных неврозов, для помощи людям в их развитии, для проведения различных тренингов личностного и карьерного роста, в семейной терапии. Она позволяет сделать жизнь человека ярче и осмысленней.
Цель данной курсовой работы состоит в исследовании исторического аспекта становлення гештальт-терапии. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
Дать определение гештальт-терапии и рассмотреть предпосылки ее возникновения.
Изучить основные концепции гештальтпсихологии и определить их влияние на идеи гештальт-терапии.
Рассмотреть период становления гештальт-терапии и охарактеризовать деятельность основателей Фредерика и Лауры Перлз.
Проанализировать влияние Пола Гудмена и Изадора Фрома на теорию и практику Гештальт терапии.
Курсовая работа состоит из двух разделов, введения, заключения и списка использованных источников. В первом разделе работы были рассмотрены теоретические истоки создания и предпосылки возникновения гештальт-терапии. Второй раздел работы посвящен истории создания и развития гештальт-терапии, рассмотрены биография и деятельность основателей гештальт-терапии, а также их влияние и вклад на теорию и практику гештальт терапии.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ СОЗДАНИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ
.1Определение и предпосылки возникновения Гештальт-терапии
Термин «Гештальт» впервые был предложен венским графом Христианом фон Эренфельсом (Christian von Ehrenfels). Для него Гештальт был психическим целым, формирующимся в процессе структурирования перцептивного поля. Для научного мышления революционный потенциал лежит в утверждении, что не анализ отдельных элементов дает знание. Дальнейший и более тонкий анализ и деление на элементы не только не увеличивает знание, но даже делает его невозможным. Скорее, наше сознание формирует отдельные элементы целого, Гештальты.
Гештальт-терапия (от немецкого Gestalt — образ, форма, структура) — форма психотерапии, разработанная в рамках гештальт-психологии Фредериком Перлзом.
Гештальт-терапия — это направление психотерапии, которое ставит своими целями расширение осознания человека и посредством этого лучшее понимание и принятие человеком себя, достижение большей внутриличностной целостности, большей наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миров, в том числе с окружающими людьми.
В целом теория гештальт-терапии основывается на следующих положениях.
.Человек представляет собой целостное социобиопсихологическое существо. Любое деление его на составные части, например, психику и тело, является искусственным.
.Человек и окружающая его среда представляют собой единый гештальт, структурное целое, которое называют полем организм — окружающая среда. Среда влияет на организм, а организм преобразует свою среду. Применительно к психологии межличностных отношений это означает, что, с одной стороны, на нас влияет поведение окружающих людей, с другой, если мы изменяем свое поведение, то и окружающие должны меняться.
.Человеческое поведение, согласно теории гештальт-терапии, подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов. Здоровый организм функционирует на основе саморегуляции. Насущная потребность возникает и начинает привлекать доминирующее внимание организма — фигура проявляется из фона. Далее организм ищет во внешней среде объект, который способен удовлетворить эту доминирующую потребность, например, пищу при чувстве голода. Сближение и адекватное взаимодействие с объектом (разжевывание и проглатывание пищи в данном примере) приводит к удовлетворению потребности — гештальт завершается и разрушается.
.Контакт — базовое понятие гештальт-терапии. Организм не может существовать в безвоздушном пространстве, так же, как и в пространстве, лишенном воды, растений и живых существ. Человеческое существо не может развиться в среде, лишенной других людей. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с окружающей средой. Место, в котором организм встречается с окружающей средой, в гештальт-терапии называют границей контакта. То, насколько человек способен удовлетворять свои потребности, зависит от того, насколько гибко он может регулировать контактную границу. Гештальт-терапия описывает типичные нарушения контактной границы, которые делают взаимодействие со средой, в том числе межличностное, неэффективным.
.Осознание — осведомленность о том, что происходит внутри организма и в окружающей его среде. Осознание нетождественно интеллектуальному знанию о себе и окружающем мире. Оно включает переживание восприятия как стимулов внешнего мира, так и внутренних процессов организма — ощущений, эмоций, а также мыслительной деятельности — идей, образов, воспоминаний и предвосхищений, то есть охватывает многие уровни. Осознанием, за исключением его мыслительного слоя, обладают и животные. Однако в цивилизованном мире у людей гипертрофировано мышление в ущерб эмоциям и восприятию внешнего мира. Именно осознание, в противоположность рациональному знанию, дает реальную информацию о потребностях организма и об окружающей среде. Основная цель практики гештальт-терапии — это расширение осознания. Огромное количество человеческих проблем связано с тем, что подлинное осознание реальности подменяется интеллектуальными и, зачастую, ложными представлениями о ней, например, о том, что можно ожидать от людей, как они относятся ко мне, что я должен хотеть и что должен делать. Такие ложные представления заслоняют реальность и затрудняют удовлетворение потребностей организма — процесс формирования и разрушения гештальта нарушается. Гештальт-терапия исходит из того, что если люди достигают ясного осознания внутренней и внешней реальности, то они способны самостоятельно разрешить все свои проблемы. Поэтому терапия не ставит своей целью изменение поведения, поведение меняется само по мере роста осознания.
.Здесь и теперь — принцип, который означает, что актуальное для организма всегда происходит в настоящем, будь то восприятия, чувства, действия, мысли, фантазии о прошлом или будущем, все они находятся в настоящем моменте. Использование этого принципа позволяет интенсифицировать процесс осознания.
.Ответственность — способность отвечать на происходящее и выбирать свои реакции. Реальная ответственность связана с осознанием. Чем в большей степени человек осознает реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь — за свои желания, действия, говоря словами Перлза, опираться на себя.
В работе особое внимание хотелось бы акцентировать на представлении о культурной и исторической ситуации, которая преобладала во время жизни основателей Гештальт-терапии, о так называемом «духе времени».
С какими теориями и традициями столкнулись Фриц и Лора? Где они почерпнули идеи, родственные их собственным? Какие идеи они отвергли в поисках ответов на фундаментальные вопросы, приобретающие принципиальное значение при построении любой психотерапевтической теории?
Для начала двадцатого века было характерно взрывное развитие науки и техники. Началась эра машин и кибернетики. Подъем в ядерной и квантовой физике привел к радикальным революционным изменениям. Биология, химия и медицина также переживали невиданное ускорение развития. Революционные элементы проникли в область политического мышления: социализм, марксизм и анархизм развились в заметные общественные движения.
Подобным образом (как и в науке) шли поиски новых форм выражения в искусстве и литературе. Экспрессионизм в то время представлял собой реакцию на старые, изжитые буржуазные нормы и наивные верования в прогресс. Катастрофы, которые принесла вторая Мировая война, аутоагрессия и разрушение человечества были слишком очевидными и слишком недавними. Экспрессионисты (например, художники Ван-Гог, Туруз-Лотрек, Мунк и Отто Дис, написавший портрет Фрица Перлза) пытались создать новое видение человека как существа социально ответственного и сострадающего другим. Творческое искусство рассматривалось как развитие непосредственного внутреннего опыта и эмоциональной динамики. Основными темами для экспрессионизма были чувства, интуиция, субъективность, фантазия — темы, которые и поныне живут в Гештальт-терапии.
В философии, вслед за немецким идеализмом девятнадцатого века, появилось противоположное движение с тенденцией к материализму. Маркс развивал свои революционные идеи. Обсуждались феномены самоотчуждения и самореализации. Человек больше не рассматривался абстрактно, а лишь во взаимодействии с конкретным социальным окружением. Маркс понимал личность, в первую очередь, как трудящееся существо, часть трудового сообщества и рабочего движения.
Двадцатое столетие также обнаружило необходимость новых течений в гуманитарных науках и философии. Свое влияние на философию оказали не только естественные науки, но и искусство, и литература. Отмечалось характерное взаимное влияние между разными дисциплинами; иногда это проявлялось даже у одного и того же человека, например, философ и писатель (Сартр и Ортега-И-Гассет), философ и математик (Бертран Рассел и Альфред Н. Уайтхед).