Выдержка из текста работы
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Реферат на тему: Физическая культура и спорт как общественный сектор экономики
Реферат выполнила:
студентка 1 курса
группы 1183
заочной формы обучения
Бараева Валерия Александровна
2015
Физическая культура и спорт как общественный сектор экономики
Исторически все проекты, связанные со спортом, относились к сектору отдыха и развлечений и играли довольно несущественную роль. Однако в последние годы ситуация кардинальным образом изменилась: индустрия спорта выходит на новый уровень развития и становится полноценной отраслью экономики. Об этом свидетельствуют огромные инвестиции в развитие спортивных клубов и сопутствующей инфраструктуры, а также особое внимание со стороны государства.
История.
В России термин физическая культура стал упоминаться в печати с 1908-1910 гг. Под физической культурой тогда понимали деятельность человека и общества, направленную на физическое воспитание, образование и укрепление здоровья. Физическая культура – часть общей культуры общества; представляет собой совокупность достижений в деле оздоровления людей и развития их физических способностей. Она включает систему физического воспитания, специальные научные знания, развитие спорта и спортивных достижений; охватывает область общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, правильного режима труда и отдыха, использование естественных сил природы – солнца, воды и воздуха – в целях оздоровления и закаливания организма.
В конце 1991 г. началась ликвидация всесоюзных структур государственного управления страной, в том числе и физкультурным движением. На фоне разрушения государственных и общественных союзных структур управления физической культурой и спортом, сопровождающегося резким сокращением финансирования спорта и, как следствие, отъездом многих талантливых тренеров и спортсменов за рубеж, необходимо было срочно решить ряд проблем, от которых зависело дальнейшее существование отечественного спорта.1
Создание новой государственной системы руководства физической культурой и спортом в стране началось с образования Комитета содействия олимпийскому движению при Правительстве Российской Федерации, утверждённого Указом Президента России Б. Н. Ельцина 28 ноября 1991 г. Этот Комитет был ориентирован на подготовку спортсменов страны к участию в Олимпийских играх (Зимних и Летних) 1992 г. Вместе с ним активную подготовку к Олимпийским играм осуществлял Всероссийский олимпийский комитет, созданный 1 декабря 1989 г. Комитет содействия олимпийскому движению к концу 1992 г. был преобразован в Комитет Российской Федерации по физической культуре.
В 1999 г. закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ 29 апреля. Закон впервые в нашей стране чётко устанавливал правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта и олимпийского движения в России. В Законе указывается, что базу физического воспитания населения русской Федерации составляет Всероссийский комплекс «Физкультура и здоровье». В Законе чётко разграничены компетенции, функции, права и обязанности между органами государственной власти по ФКиС и Олимпийским комитетом России в области спорта.
Выдающиеся спортсмены имели возможность получать профессиональное образование в 32 училищах олимпийского резерва, созданных в 22 регионах России. Совершенствование талантливых спортсменов, кроме того, осуществлялось в 64 школах высшего спортивно мастерства, функционировавших в 36 регионах страны. Во всех этих элитных учебных заведениях занималось более 4 тысяч спортсменов высокого класса, из которых около 30% становятся кандидатами в сборные команды страны в качестве основного и резервного состава.
Менее чем через год после избрания на пост Президента РФ В. В. Путина в связи с формированием нового правительства и изменениями в структуре федеральных органов исполнительной власти, 17 мая 2000 г. Министерство по ФКСиТ было преобразовано в Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму.
В 2013 году спортивная отрасль отмечает 90-летие со дня образования федерального (государственного) и территориальных органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации.
История физической культуры и спорта указывает, что в силу теоретико-педагогических дисциплин, изучаемых в физкультурных учебных заведениях, её принадлежит существенное место. Она относится к профилирующим, мировоззренческим дисциплинам, позволяющим будущим специалистам лучше познать свой предмет.
Особенности.
За последние два десятилетия спорт перестал быть просто развлечением, зрелищем и формой досуга. Современный спорт — это динамично развивающаяся индустрия, новый инвестиционно привлекательный сектор экономики. Масштабы развития современного спорта очень наглядно характеризуют следующие темпы роста мировой индустрии спорта:
- 2006 г. — 107 млрд долларов;
- 2009 г. — 112 млрд долларов:
- 2012 г. — 129 млрд долларов;
- 2014 г. — 146 млрд долларов.
Из этих данных отчётливо видно, что мировой финансовый кризис не оказал существенного влияния на развитие мировой индустрии спорта. Причём необходимо отметить, что заметное усиление внимания к спорту сегодня наблюдается со стороны бизнеса, особенно крупных компаний, банков и страховых компаний, которые считают спорт очень эффективным каналом продвижения своей продукции и услуг.
Спорт с недавних пор также стал объектом повышенного интереса руководителей государств, политиков и бизнесменов. Причины этого интереса вполне понятны и объяснимы1:
- спорт во многих странах уже давно служит предметом национальной гордости и важнейшим элементом национального достояния;
- спорт в России часто является эффективным инструментом политической жизни;
- спорт (особенно оздоровительный, детский и массовый) — важнейший экономический ресурс, существенно влияющий на уровень экономического развития страны;
- спорт (особенно профессиональный) превратился в новую сферу экономических отношений и предпринимательской деятельности.
Итак, физическая культура и спорт (ФКС) — одна из самых быстро развивающихся за последние десятилетия отраслей социальной сферы во всем мире. Данная отрасль имеет свою специфику, которая проявляется в двойственной природе услуг ФКС: потребительском начале, с одной стороны и производственно-инвестиционном, с другой.
С экономической точки зрения физическую культуру и спорт правомерно рассматривать как вид общественно полезной деятельности по оказанию разнообразных услуг, относящейся к непроизводственной сфере и потому не участвующей в создании материального продукта.1
Производство и предоставление услуг, удовлетворяющих различные потребности населения, предполагают обеспечение этой деятельности целым рядом условий материально-технического, организационного и кадрового характера, а именно: развитие сети физкультурно-спортивных сооружений и организацию обслуживания их посетителей во время учебно-тренировочных занятий, спортивных соревнований и зрелищных мероприятий; профессиональную подготовку кадров; проведение научно-исследовательской работы; производство и реализацию спортивных товаров; ремонт и прокат спортивного инвентаря и др.
Общими признаками отрасли «физическая культура и спорт» являются:
- специфические функции, связанные с удовлетворением также специфических потребностей, продуктом производства, в первую очередь, выступают оздоровительные, образовательные, зрелищные и др. услуги;
- профессиональное обеспечение производственного процесса достигаемое многоуровневой системой подготовки кадров, представленной средними и высшими специальными учебными заведениями, послевузовским образованием и разнообразными формами повышения квалификации;
- материально-техническая база — спортивные сооружения, их оснащение и инвентарь и т.д. — представляемые собой характерные для этих видов деятельности основные и оборотные фонды непроизводственного назначения;
- бюджетное финансирование осуществляемое в соответствии с самостоятельной статьёй государственных расходов;
- управление отраслью осуществляемое системой органов исполнительной власти федерального, регионального и местного уровней.
Единым государственным органом управления отраслью в настоящее время является Министерство спорта Российской Федерации (Минспорт России) — федеральный органом исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта. На данный момент министром спорта Российской Федерации является Виталий Леонтьевич Мутко.
Значительное количество физкультур но-спортивных организаций определённых типов управляются другими министерствами (ведомствами).1
Так, в ведении Министерства образования Российской Федерации находится около 65% спортивных школ, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму -16%, профсоюзов — 14%, других министерств (ведомств) — 5%.2
В последние годы отмечены как положительные тенденции (прогрессивное развитие сети физкультурно-спортивных сооружений, увеличение числа коллективов физической культуры и спортивных клубов, систематический рост численности физкультурных кадров и количества физкультурно-оздоровительных центров предприятий и организаций), так и отрицательные (бюджетное финансирование по остаточному принципу, невыполнение плановых показателей бюджетного финансирования и др.).
Основная специфическая особенность отрасли физической культуры и спорта состоит в том, что профессиональный труд занятых в ней работников отличается особой педагогической технологией: его основу составляет тренерско-преподавательская деятельность, которая строится с учётом пола и возраста занимающихся, состояния их здоровья и уровня физической подготовленности; с использованием единых для всех организаций физкультурно-спортивной направленности средств, форм и методов физического воспитания и спортивной тренировки.
Отрасль физической культуры и спорта отличается профессиональным составом кадров специалистов, имеющим специальную профессиональную подготовку. Их в России около 200 тыс., 58% которых имеют высшее и 25% среднее профессиональное физкультурное образование. Существует государственная система подготовки специалистов по физической культуре и спору.1
Отрасль физической культуры и спорта располагает своей учебно-тренировочной материальной базой (спортивные сооружения, здания). По расчётам в течение дня всех спортивные сооружения России могут принять 5,9 млн. чел. Установлен государственный порядок их строительства и эксплуатации, организовано производство спортивного инвентаря, одежды и обуви.
К материально-технической базе (МТБ) физической культуры и спорта относятся физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения, предназначенные для занятий граждан физическими упражнениями, спортом и проведения спортивных зрелищных мероприятий; предприятия спортивной промышленности, осуществляющие свою деятельность на основании лицензий на производство продукции физкультурно-спортивного и туристского назначения, изготавливающие спортивные товары, оборудование, инвентарь и другое спортивное имущество, находящееся в распоряжении хозяйственных, профсоюзных, физкультурных и прочих организаций или в собственности отдельных граждан.1
Сформирована система государственных и негосударственных органов управления физической культурой и спортом в стране: Комитет по физической культуре, спорту и туризму, Олимпийский комитет России и др. По своему целевому назначению отрасль физической культуры и спорта относится к социально-культурной сфере и выступает в качестве конкретного вида специализации внутри этой сферы — является отраслевой социально-педагогической системой физкультурно-спортивной направленности.
Выполняя ряд органически связанных между собой функций, физическая культура и спорт составляют в своём единстве качественно новую, вполне самостоятельную социально-культурную отрасль, в развитии которой общество и государство всегда были заинтересованы. Это отражено в статьях 41 и 72 действующей конституции Российской Федерации. При помощи законодательства определяется круг вопросов, по которым государство обеспечивает управление отраслью физической культуры и спорта и определяет политику в этой сфере.
Правовое регулирование.
Физическая культура и спорт основываются на твёрдой законодательной основе. Законодательство, регулирующее физкультурно-спортивные отношения, состоит из Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, иных федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативно-правовых актов высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, локальных нормативных актов, а также общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации является основным правовым источником, регулирующим физическую культуру и спорт. Речь в данном случае идёт о двух основных моментах. Во-первых, в ч. 2 ст. 41 Конституции РФ провозглашено, что в России финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая развитию физической культуры и спорта. Во-вторых, положение п. «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относит регулирование общих вопросов физической культуры и спорта к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов.
Существует Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ, а также Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (ФЦП), ряд региональных спортивных программ и подпрограмм. Так же подготовлен проект Концепции развития детско-юношеского спорта на 2009 — 2015 годы.
Новый Закон о физической культуре и спорте поднимает социальную значимость массового спорта. Так, основными принципами законодательства провозглашаются (в том числе): «обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения», а также «содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите».
Закон о спорте решает многие вопросы самостоятельно. Но есть значимая часть, которая потребует изменений в Налоговом кодексе, Законе о земле, Законе об образовании. Например, нужны изменения в Законе об образовании, относительно детских спортивных школ. Необходимы изменения в налоговом законодательстве, чтобы заработал механизм налоговых льгот и послаблений бизнесу, который помогает детскому и инвалидному спорту.
Финансирование.
Способы и источники финансирования спортивных организаций в нашей стране и за рубежом весьма разнообразны и неоднородны. Финансовые ресурсы на развитие физической культуры и спорта выделяются:1
- государственными органами
- профсоюзными организациями
- внебюджетными фондами
- муниципалитетами
- образовательными структурами
Кроме того, средства на физическую культуру и спорт поступают по линии международных спортивных, благотворительных, научных и иных организаций, а также от отдельных меценатов и спонсоров. Многие спортивные клубы и организации осуществляют собственную предпринимательскую деятельность — издают газеты, журналы, справочники, выпускают сувениры, значки, вымпелы и иную спортивную символику, продают права на телевизионную и радиотрансляцию соревнований и интервью, осуществляют трансферты, или куплю-продажу спортсменов, производят прочие виды коммерческой деятельности.
Приоритеты государственно политики находятся на стороне спорта высших достижений (86 %). В структуре общих расходов федерального бюджета расходы на физическую культуру и спорт в 2014 году составили 0,6 %, занимая десятое место и опережая расходы на средства массовой информации (0,5 %). Общая сумма финансирования физической культуры и спорта на 2014 год из федерального бюджета РФ запланирована в объёме 79 868 051,50 тыс. р., на 2015 год предусмотрено увеличение до 100 482 054,40 тыс. р., 2016 год — 98 554 742,60 тыс. р. За исследуемый период расходы Федерального бюджета в целом на физическую культуру и спорт увеличились на 23,40 % (18,68 млрд. р.). Увеличение расходов в разрезе отдельных статей раздела «Физическая культура и спорт» наблюдается по направлению «Спорт высших достижений» — 36,88 % (на 24,628 млрд. р.). По таким направлениям как: «Массовый спорт» и «Другие вопросы в области физической культуры и спорта» запланировано сокращение финансирования на 57,69 % (5,331 млрд. р.) и на 56,1 % (0,730 млрд. р.) соответственно.
Статистика свидетельствует, что в настоящее время Российская Федерация значительно отстаёт по показателям регулярных занятий физической культурой от развитых стран, в которых физическими упражнениями постоянно занимаются до 40–50 % населения, тогда как в Российской Федерации — только около 11 %.1
Подводя итоги, можно сказать, что в настоящее время в России имеются все предпосылки и возможности для дальнейшего развития физической культуры и спорта, в том числе материально-технические, правовые, научные, образовательные, организационно-управленческие. Вместе с тем, в первую очередь, необходимо изменить само отношение людей — занятия физической культурой должны стать потребностью самого человека. Приоритетным является детский спорт, и прежде всего – система физического воспитания в школе. Навыки ведения здорового образа жизни необходимо прививать, начиная с детских садов и заканчивая вузами.
Необходимо добиваться того, чтобы гармонично соединенные воедино все элементы системы физкультурно-спортивного движения страны – физическое воспитание в образовательных учреждениях, массовый спорт, подготовка спортивного резерва, спорт высших достижений и профессиональный спорт (спортивно-зрелищная индустрия) – развивались эффективно и способствовали улучшению социально-экономической мощи нашей страны, её международному авторитету и в полной мере удовлетворяли различные интересы населения в занятиях физической культурой и спортом.
Источники.
- Вилькин Я.Р. Экономика физической культуры и спорта / Вилькин Я.Р..– Минск, 2007. – 55 с.
- Галкин В.В. Экономика спорта и спортивный Бизнес./ В.В. Галкин – М.: Кнорус, 2008 – 320 с.
- Голощапов Б.Р.: История физической культуры и спорта. — М.: Академия, 2013 – 450 c.
- Завадская З.Л. Экономика физической культуры и спорта: учеб. пособие/Зозуля С.Н., Золотов М.И., Кузин В.В., Кузьмичева Е.В., Кутепов М.Е. / под общ. ред. Кузина В.В.. – М.: СпортАкадемПресс, 2006 – 540 c.
- Золотов М.И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта/М.И. Золотов [и др.] – Москва: Academia, 2009. — 432с.
- Сафронов В. Спорт, как вид экономической деятельности //Менеджмент в спорте. Спортивный менеджмент. – Москва: «Медиа спорт», 2010. №1. С. 72 – 77
- Холодов Ж.К.: Теория и методика физического воспитания и спорта. — М.: Академия, 2014 – 328 с.
1См.: Голощапов Б.Р.: История физической культуры и спорта. — М.: Академия, 2013 – C. 381.
1См.: Вилькин Я.Р. Экономика физической культуры и спорта / Вилькин Я.Р..– Минск, 2007. С. 41.
1См.: Галкин В.В. Экономика спорта и спортивный Бизнес./ В.В. Галкин – М.: Кнорус, 2008 – C. 149.
1См.: Завадская З.Л. Экономика физической культуры и спорта: учеб. пособие/Зозуля С.Н., Золотов М.И., Кузин В.В., Кузьмичева Е.В., Кутепов М.Е. / под общ. ред. Кузина В.В.. – М.: СпортАкадемПресс, 2006 – С. 235.
2См.: Вилькин Я.Р. Экономика физической культуры и спорта / Вилькин Я.Р..– Минск, 2007. С. 27.
1См.: Золотов М.И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта/М.И. Золотов [и др.] – Москва: Academia, 2009. – С. 394.
1См.: Сафронов В. Спорт, как вид экономической деятельности //Менеджмент в спорте. Спортивный менеджмент. – Москва: «Медиа спорт», 2010. №1. С. 72 – 77
1См.: Холодов Ж.К.: Теория и методика физического воспитания и спорта. — М.: Академия, 2014 – С. 174.
1См.: Золотов М.И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта/М.И. Золотов [и др.] – Москва: Academia, 2009. – C. 157.