Выдержка из текста работы
Приход фашизма в западную Европу закончился консолидацией общества, все движения либералы, экстремисты объединились, также индивидуалисты и авангардисты. В период борьбы с фашизмом компартии различных стран приобрели авторитет, т.к. возглавили движение сопротивления. Интеллигенция была к ним восприимчива, этим и было обусловлено влияние политика на искусство, это вело к художественным потерям. Камю выступал с речами после получения Нобелевской премии «Место художника в современном мире». Те, кто попал в зависимость от гос-ва должен «грести как раб на галере». Искусство для искусства – «требования безответственности, ибо искусство не может отстаивать роскошь в мире безмерных страданий, не рискуя стать ложью». Искусство соцреализма – искусство пропаганды. «Розовая библиотека» – искусство не отражает действительность, а искажает ее. Чем больше искусство становится социалистическим, тем больше оно противостоит реализму. Соцреализм=политреализм, следовательно политискусство. Настоящее ис-во не может быть политизировано, т.к. оно уже не ис-во. Цель ис-ва – не судить, а понять и оправдать; не призирать или ненавидеть, а защищать все живущее именно потому что оно живет. Соцреализм появился под влиянием исторических событий, он является частью политики.
1932 – в советской прессе появился темин «соцреализм». 1934 – состоялся 1 съезд советских писателей, термин получил свой статус и введен в научный обиход. Ис-во соцреализма –искусство для современного общества.
В СССР создана атмосфера для утверждения соцреализма, появился новый положительный герой – идейный борец, участник классовой борьбы, тесно связан с коллективом, имеет пролетарские убеждения, утверждает идею мирной рев-ции.
В контексте мировой лит-ры рассмотрение такого героя есть сходства с героями Байрона. Герой схематичен, т.к. лишен естественных для человека сомнений, страданий и милосердия. Лит-ра соцреализма – 1 из средств пропаганды и воспитания граждан. Идеи близки не только советским писателям.
Лит-ра соцреализма – любое произведение, где речь идет о классовой борьбе, победе пролетариата. Влияние революции которой сказалось в тех странах, где обострялась борьба в тоже время, когда в обществе доминировали полит противостояния – фр Анри Барбюс, ам Стейнберг и их худ произведения, датский композитор Мартин-Андерсон Нексе («Дитя человеческое»). Они писали о класс противоречиях, критиковали буржуазную мораль, деньги, формировали рев. сознание. Превалирует гуманист идея – право людей на достойную жизнь. Они пытаются понять причину бедственного существования, и пытаются найти выход в рев-ции. Поэтика соц. литр-ры заключается в соцанализе – ведущая роль, описательность, стремление создать жизнеподобные формы, исторические формы вырабатывали роматизм и модернизм, концепция ис-ва, героя окрашивали идеями нового мировоззрения.
Соцлит-ра=лит-ра соцориентации=соцреализм.