Содержание
Содержание:
Введение…3
1. Понятие и виды прибыли5
2. Функции прибыли8
3. Источники прибыли.9
Заключение..20
Список используемой литературы21
Выдержка из текста работы
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тема, что изучение вопросов, связанных с деятельностью предприятий в условиях монополии, имеет сегодня не только теоретическое, но и огромное практическое значение. Для России проблема чистой монополии занимает одно из центральных мест в экономическом анализе. Поэтому изучение проблем микроэкономического характера, вызываемых деятельностью предприятий-монополистов, имеет первостепенную важность. Однако монополизм не является чисто российской проблемой, хотя она наиболее остра и актуальна прежде всего в нашем государстве.
Важность рассмотрения вопроса монопольной прибыли заключается в том, что любая экономическая деятельность существует для прибыли.
В экономической литературе монопольной прибылью называют прибыль выше средней (обычно в условиях идеальной конкуренции прибыль у каждой фирмы равна средней рыночной), получаемую монопольными компаниями в результате их особого положения на рынке.
Монопольной прибылью называют особый вид экономической прибыли, возникающий в условиях монополии. Такая прибыль обусловлена способностью монополиста ограничивать производство продукции и оказывать воздействие на цену продукта в свою пользу.
Существует как причинная взаимосвязь, так и заметное отличие между неопределенностью, с одной стороны, и монополией, с другой стороны, как источниками прибыли.
На выше сказанное необходимо отметить, что существующая причинная взаимосвязь проявляется в том, что предприниматель может уменьшить неопределенность или, по крайней мере, смягчить ее последствия путем достижения монопольной власти.
Другими словами, монопольная прибыль — это прибыль выше средней (обычно в условиях идеальной конкуренции прибыль у каждой фирмы равна средней рыночной), получаемую монопольными компаниями в результате их особого положения на рынке.
Существование монополии в той или иной форме является финальным источником экономической прибыли.
Одним из условий получения монополистической прибыли является способность фирмы влиять на цены, устанавливая их с максимальной для себя выгодой, поэтому образуется она не как добавочная прибыль, а вследствие продажи продукции по завышенной цене.
В существующей экономической литературе по проблеме исследования, представлены различные взгляды экономистов и специалистов на такое явление как монополия и монопольная прибыль.
Цель курсовой работы — проанализировать теоретические аспекты монопольная прибыль, а именно ее сущность, источники, границы.
Задачи работы:
— изучить экономическую природу чистой монополии;
— выявить причины возникновения чистой монополии;
— проанализировать особенности установления объемов производства и цены фирмой — монополистом;
— рассмотреть границы монопольной прибыли, а также правило «большого пальца» в ценообразовании и последствия введения налога;
— описать специфику максимизации монопольной прибыли;
— выявить условия, формы, последствия ценовой дискриминации.
В ходе выполнения курсовой работы нами были изучены работы как отечественных так и зарубежных экономистов, научная, учебная литература и материалы периодической печати российских и зарубежных авторов.
Методы исследования, используемые в курсовой работе — анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.д.
1 Теория чистой монополии
1.1 Понятие и основные черты чистой монополии
Тип рыночной структуры, для которого характерно существование на рынке единственного продавца, называется монополией (от греч. «monos» — один и «poleo» — торгую, продаю). Аналогично, тип рыночной структуры, для которого характерно существование на рынке единственного покупателя, называется монопсонией.
Когда желают подчеркнуть единственность продавца (покупателя), говорят о чистой монополии (чистой монопсонии) [8, с.56].
Однако вышеуказанные термины имеют и другое значение.
Монополией (монопсонией) называют также саму фирму, занимающую доминирующее положение на рынке.
Чистая монополия — это рыночная структура, в которой существует единственный продавец товара, не имеющего заменителей; этот продавец не находится под влиянием и не влияет на цены и выпуск других продаваемых продуктов [17, с. 310].
Рассмотрим чистую монополию как одну из четырех главных рыночных структур (Табл.1) [2, с.436].
Таблица 1 — Структурные переменные чистой монополии
1) Условия спроса Продукт не имеет близких заменителей
Институциональные 2) 3) 4) Количество продавцов Количество покупателей Вход в отрасль и выход Один Много Невозможен
5) Целевая функция Максимизация прибыли в краткосрочном периоде
Поведенческие 6) Стратегическая Уровни цены и выпуска
7) переменная Ожидания относительно действии соперников Отсутствуют, так как соперников нет
Надо отметить, что чистая монополия отличается от чистой конкуренции тремя параметрами из семи: во-первых, в отрасли существует лишь один продавец (а не много, как в условиях чистой конкуренции); во-вторых, продукт не имеет заменителей, т. е. абсолютно дифференцирован. Это означает, что перекрестная эластичность спроса по цене между продуктом монополиста и другими продуктами либо очень низка, нулевая, либо даже отрицательна. В-третьих, вход в отрасль новых фирм невозможен .
В реальной жизни даже монополисты испытывают своего рода периферийную конкуренцию отдаленных и частичных субститутов: так, почта ощущает некоторое соперничество со стороны телефонных компаний. Газовые компании могут соперничать с электроэнергетическими как поставщики топлива. Однако перекрестная эластичность спроса товара монополиста и дальних заменителей не столь высока [17, с.319].
Несмотря на то что в реальности примеры чистой монополии чрезвычайно редки, некоторые элементы этой рыночной структуры проявляют себя как постоянно действующая сила, в том числе и на конкурентных по своей сути рынках. К примеру, появление принципиально новой технологии приводит к постоянному притоку на рынки абсолютно новых типов товаров. И фирма, впервые внедряющая такие товары, какое-то время может удерживать монопольное положение (до тех пор, пока данную технологию не освоят другие фирмы).
Изучив литературу по теме исследования, можно выделить следующие основные черты чистой монополии.
Во-первых, наличие единственного продавца данного товара на рынке.
Во-вторых, отсутствие у товара, продаваемого монополистом, близких заменителей.
Две названные черты тесно связаны между собой. Чтобы назвать ситуацию на рынке монополией, нужно вначале определить границы самого рынка, т.е. решить, какой именно товар рассматривается.
Например, если фирма является единственным производителем (продавцом) мужских спортивных кроссовок, является ли фирма монополистом? Ответ на данный вопрос зависит от того, рассматривается ли рынок мужских кроссовок, или рынок спортивной обуви вообще, или рынок всей мужской обуви, или обувной рынок в целом? Если потребитель решит, что цены на кроссовки слишком высоки, сможет ли он найти близкие заменители данному товару? Являются ли туфли, кеды или еще какая-либо обувь товарами-заменителями кроссовок? Конечно, ответ на данный вопрос будет достаточно субъективным — разные потребители могут иметь разные мнения. Однако на практике важно лишь некое усредненное поведение потребителей [7, с.252].
Фирмы принадлежат к одной отрасли, если они производят товары-заменители. Поэтому фирма является монополистом, если она производит товар, у которого нет заменителей, или если заменители данного товара также производятся данной фирмой.
В-третьих, чертой чистой монополии является возможность контроля над ценами и объемами рыночных продаж. Поскольку у фирмы нет конкурентов, она представляет собой всю отрасль, и объем продаж фирмы является одновременно отраслевым (рыночным) объемом продаж. Поскольку у товара, продаваемого монополистом, нет близких заменителей, цены на данный товар фирма может устанавливать на достаточно высоком уровне — потребители не смогут переключиться на другие товары (или смогут в весьма небольших пропорциях). Вместе с тем, при повышении цен потребители уменьшают объемы спроса на данный товар, пусть и незначительно. Для монополиста, в отличие от фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции, наблюдается отрицательная зависимость между ценой товара и величиной спроса на него. Повышая цены, фирма сталкивается со снижением спроса на свою продукцию. Снижая цены, фирма может увеличить объемы продаж. Монополист может влиять на рыночную конъюнктуру, но его власть имеет границы — он не сможет продавать много продукции по высоким ценам.
В-четвертых, чертой чистой монополии является наличие барьеров для входа на рынок данного товара новых фирм.
Фирма является монополистом, так как потенциальным конкурентам практически невозможно (или экономически невыгодно) войти в данную отр……..
Библиографический список
1. Базылев, Н.И. Микроэкономика: учеб. пособие / Н.И. Базылев. — Мн.: Соврем. шк., 2007. — 288 с.
2. Баликоев, В.З. Общая экономическая теория: Учебник / В.З. Баликоев. — М.: ОМЕГА-Л, 2008. — 731 с.
3. Басовский, Л.Е. Микроэкономика: учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 224 c.
4. Бомол У.Дж., Блайндер А.С. Экономикс. Принципы и политика: учебник / Под ред. А.Г. Грязновой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 906 с.
5. Гальперин, В.М. Микроэкономика / В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов // Под общ. ред. В.М. Гальперина. — СПб.: Экономическая школа ГУВШЭ, Экономикус, ОМЕГА-Л, 2008. — Т.2. — 503 с.
6. Гриффитс, А., Уолл С. Экономика для бизнеса и менеджмента / А. Гриффитс, С. Уолл. — Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2007. — 944 с.
7. Гукасьян, Г.М., Экономическая теория: учебник / Г.М. Гукасьян, Г.А. Маховикова, В.В. Амосова. — М.: Эксмо, 2008. — 736 с.
8. Ерохина, Е.А. Стадии развития открытой экономики и циклы Н.Д. Кондратьева / Е.А. Ерохина // Монография. — Томск: Водолей, 2001. — 181 с.
9. Лымарь, Е.Н. Конкуренция и монополия в условиях рыночной экономики / Е.Н. Лымарь // Вестник Челябинского государственного университета. — 2008. — № 1 . — С.42-55.
10. Малкина, М.Ю. Микроэкономика: учебник / М.Ю. Малкина. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 395 c.
11. Микроэкономика: Практический подход: учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. — М.: КНОРУС, 2011. — 704 с.
12. Микроэкономика: учебник / Под ред. Н.П. Макаркина. — М.: Академический проспект, 2006. — 413 с.
13. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р.М. Нуреев. — М.: Издательство НОРМА, 2009. — 560 с..
14. Петрищев, М.В. Теории монополистической и несовершенной конкуренции / М.В. Петрищев // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. — 2013. — № 17 . — С. 224-232.
15. Рудакова, И.Е. Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика: учебник / И.Е. Рудакова. — М.: Инфра-М, 2014. — 571 с.
16. Тарануха, Ю. В. Микроэкономика: учебник / под ред. Ю.В. Тарануха, Д.Н. Земляков. — М.: Дело и Сервис, 2009. — 640 с.
17. Селищев, А.С. Микроэкономика: учебник / А.С. Селищев. — СПб:. Питер, 2002. — 448 с.
18. Тарасевич, А.С., Макроэкономика: учебник / А.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. — М.: Высшее образование, 2007. — 654 с. С. 156-189.