Помощь студентам, абитуриентам и школьникам.

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

Не успеваешь написать работу? Поможем!

Пример: Курсовая работа
Характеристика сказки как элемента творчества


ВУЗ, город:

Москва

Предмет: Педагогика

Курсовая работа по теме:

Характеристика сказки как элемента творчества

Страниц: 27

Автор: Юлия

2009 год

3 30
RUR 1490
Внимание!
Это только выдержка из работы

Рекомендуем посмотреть похожие работы:

  1. Сказка, как средство развития математических представлений у детей дошкольного возраста (Курсовая работа, 2009)

    ... того, что сказочная форма продолжает свое развитие, в ней ... гипотезу исследования. Объект исследования - математические представления детей дошкольного возраста. Предмет исследования - сказка как средство формирования математических представлений ...

  2. Формирование выразительного образа в рисунке под влиянием авторских сказок. (Курсовая работа, 2012)

    ... сказочные события выдуманные. Для этого есть основания, поскольку практика убеждает, что условность сказки дети ... предостерегает воспитателя от заострения внимания детей на фантастической основе сказки. Это - наличие авторских сказок, сюжет ...

  3. Русские народные сказки как средство интеллектуального и эмоционального развития дошкольника (Дипломная работа, 2010)

    ... подготовленности детей к ... степени отражает следствие преобладания такого подхода. Выявление актуального смысла объекта культуры ... сказки, как художественного воплощения мировоззрения народа, в его исторической динамике и национальном колорите. Степень ...

  4. русская народная сказка (Дипломная работа, 2011)

    ... сказке как элементе народной педагогики; - раскрытие методического и практического аспекта сказки в процессе воспитания дошкольников. Задача исследования: исследование влияния сказки ...

  5. Банковское обслуживание в СКС и Т вариант 1 Банк как элемент банковской системы (Контрольная работа, 2011)

    1. Понятие банка 1.1. Характеристика банка как элемента банковской системы Банки являются мощной производительной силой, их деятельность напрямую связана ...

  6. Анализ как элемент метода управленческого учета (на примере ООО «Звезда»). (Курсовая работа, 2009)

    ... управленческого учета, поскольку организация управленческого учета на каждом предприятии уникальна и во многом определяется особенностями производства и управления ... К. и других. В процессе исследования, анализа и систематизации полученной информации ...

  7. Реклама как элемент национальной культуры (Дипломная работа, 2011)

    ... потребность рассматривать рекламную деятельность как явление культурной жизни людей, как один из механизмов формирования культуры. Тем ... у представителей разных культур по-разному.Понятие культуры отбивает ... слаборазвитых народов, социальное неравенство и ...

Содержание

Введение 3

1. Нравственное развитие дошкольника 6

2 Сказка как элемент фольклора 8

2.1. Характеристика сказки как элемента творчества 8

2.2. Рекомендации по выбору сказок для детей младшего возраста 13

3. Роль сказки в формировании нравственности детей -дошкольников 15

3.1. Влияние чтения сказок на интеллектуальное развитие и познание окружающего мира 15

3.2. Роль сказки в нравственном развитии ребенка 20

Заключение 24

Список использованной литературы 27

Выдержка

Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. Влияние сказки на становление детского сознания, детской личности и воображения трудно переоценить. Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдётся такого человека. Каждый из нас слушал и читал сказки, и каждый сохранил в себе те переживания, которые были вызваны сказочным действием и сказочными персонажами. Сказка входит в нашу жизнь с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с нами на всю жизнь.

В сказке, как в ни каком другом произведении, отражается культурное наследие человечества, и через сказку оно сообщается ребенку. Особенно важна народная сказка, передаваемая из поколения в поколение и претерпевающая изменения, вносимые рассказчиком в зависимости от ситуации, эмоциональной реакции слушающего, цели рассказывания сказки и собственного видения явления. По словам Бруно Беттельхайма это делает народную сказку сгустком человеческой мудрости, отражающим осознаваемые и неосознаваемые проблемы человека, а также процесс и путь их решения.

Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.

Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. Сказковед В.П.Аникин замечает: «Сказочная фантастика утверждает человека в светлом приятии жизни, полной забот и свершений. Преследуя социальное зло, преодолевая жизненные препятствия, разоблачая козни против добра, сказки зовут к преобразованию мира на началах человечности и красоты»..

Феномен сказки и ее влияние на детское развитие привлекает большое количество исследователей. Отношение к сказке среди них не однозначно. С одной стороны оно критическое, утверждающее, что она якобы уводит ребенка от действтельности и толкает к вере в сверхъестественное. С другой утверждается, что сказка испокон веков необходимы детям как игра и удовлетворяет определенные потребности детского возраста. Так, американский психолог Бруно Беттельхайм пишет: «Детям нужна сказка, ибо они являются необходимой пищей для развития личности» [5, с.26]. А.В.

Запорожец утверждал, что слушание и сочинение сказки «наряду с творческими играми, выполняет важнейшую роль в формировании вида внутренней психической активности умения мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, без чего невозможна творческая деятельность», что должно стимулировать исследовательский интерес к механизмам понимания ребенком сказки и влияния сказочных образов на развитие личности и самосознания..

Чтение в годы детства это, прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, всегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть.

Большое внимание этой работе уделял А. И. Сухомлинский. Он подчеркивал, что «сказка это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап его инсценирование».[11, с.32] «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами».

Цель работы: изучение воздействия сказки на формирование нравственных представлений детей дошкольного возраста. Задачи:

— рассмотреть характеристики сказки как элемента фольклора и творчества;

— изучить особенности нравственного развития дошкольника;

— рассмотреть роль сказки в формировании нравственных представлений у детей -дошкольников

Объект исследования: сказка как жанр словесного творчества.

Предмет исследования: влияние сказки на формирование нравственных представлений дошкольника.

1. Нравственное развитие дошкольника

Чувство — особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребнотям человека. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир.

Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.

«Те высокие нравственные, эстетические, интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания».

Этическое развитие ребенка, формирование его моральных представлений связано c развитием эмоциональной сферы дошкольника. Нетрудно передать ребенку значения об этической норме, требовать контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому.

Знаний этических норм недостаточно для того, чтобы ребенок самостоятельно, по собственному желанию поступал нравственно..

Таким образом, особенность нравственной регуляции поведения включает требования к человеку самому оценить свои действия и соответствующим образом направлять свое поведение. Оценка нравственности поступка становится внутренним регулятором личности.

Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства или, наоборот, чувство неполноценности, уверенность или отчаяние), и в отношении к другим людям (симпатия или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви). Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к окружающему.

Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками. Уже в раннем детстве ребенок усваивает элементы нравственного поведения, простейшие правила общения с окружающими. В два-три года ребенок способен проявлять элементарные чувства отзывчивости, доброжелательности, уважения. Если ребенка правильно воспитывать, он старается вести себя так, чтобы заслужить одобрение близких. В три-четыре года ребенку доступны несложные формы организации поведения: не разговаривать громко, не толкать прохожих. Пятилетние дети учатся оценивать свои и чужие поступки, поэтому важно формировать в них восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим.

У них появляются оценочные суждения о собственном поведении «я вел себя хорошо», «своим поступком я огорчил маму»..

Движущей силой в преодолении поведения, не соответствующего нравственной норме, является противоречие между представлением ребенка о себе как хорошем и квалификации своего поступка как плохого. К концу дошкольного возраста появляется еще более высокая осознанность поступков. В этот период важно формировать у дошкольника критическое отношение к тому, что не дозволено.

2 Сказка как элемент фольклора

2.1. Характеристика сказки как элемента творчества

Наиболее распространенный вид устного народного творчества- сказки. Талантливые и популярные художники слова в народной среде обыкновенно собирали самых разнообразных слушателей- от стариков до маленьких детей. Особенности их искусства заключалась в том, сто оно привлекало всех, независимо от возраста. До нас дошли только те сказки, которые выдержали испытание временем в силу своих высоких художественных качеств. Русские писатели с присущим им мастерством образно им живо рассказывают, как под влиянием русских сказок, воплотивших в себе народную мудрость, в их детском сознании складывались обобщенные представления о справедливости, о добре и зле, о прекрасном и безобразном. К.Д. Ушинский подчеркивал не только художественную, но и воспитательную ценность сказок.[13, с.67] К.И. Чуковский говорит, что ребенок, лишенный сказки, сам создает сказочные, фантастические образы в своих играх, разговорах, что следует использовать тяготение детей к сказке, чтобы воспитывать их с помощью классических, веками испытанных художественных образов.[15, с.

123] Народные художники, создавшие сказки для детей, с удивительным педагогическим тактом умели учитывать запросы и особенности своих маленьких слушателей. Художественные приемы народной сказки рассчитаны на детскую аудиторию. Они вызывают интерес детей к сказке помогают им осмыслить её идейное содержание. Сказки отличаются лаконичностью изложения. С первых слов сказка вводит слушателей в ход событий и тем самым заставляет их сосредоточиться, слушать внимательно..

Список использованной литературы

1. Аникин В.П. Русская народная сказка . М., 2007, 208с.

2. Афанасьев А.Н. Народная русская сказка — М., 2007, 204с.

3. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В трех томах. Том 1. М., 2005, 217с.

4. Белкина Р.Ф. Детская сказка. Полет фантазии глазами редактора. М., 2007,179с.

5. Беттельхайм Б. Детям нужны сказки. — Мюнхен, 2006, 359с.

6. Никитина М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьника — Минск, 2008, 215с.

7. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник/Л.Ф. Обухова. М... 2006, 374с.

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 2007, 943с.

9. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Лениздат, 2006, 415с.

10. Соколов Д. Сказки и психотерапия. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: 2007, 288с.

11. Сухомлинский А.И. Избранные педагогические сочинения. М., 2007. Т.1, 558с.

12. Тихомирова И.И. Растить сердечного читателя //Начальная школа 1997 — №11, С.59-64.

13. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Детский мир и хрестоматия. — М., 2006, 680с.

14. Чуковский К.И. От двух до пяти. Собр. соч.: В 2 т. М., 2005. Т.1, 399с.

15. Шапалова Ф.Д. Этическая беседа (услышать сердце человека// Начальная школа 2007 — №5, С.21-33.

5 31
RUR 1490

Книги для самоподготовки по теме "Характеристика сказки как элемента творчества" - Курсовая работа

Сказочная энциклопедия
Сказочная энциклопедия
Олма Медиа Груп , 2012

ISBN 5224048184,9785224048182

Психология творчества, креативности, одаренности
Психология творчества, креативности, одаренности
Издательский дом "Питер" , 2012

ISBN 5498072392,9785498072395

Большая школьная энциклопедия, Т. 2. Гуманитарные науки
Большая школьная энциклопедия, Т. 2. Гуманитарные науки

ISBN 5901227425,9785901227428

Устное творчество народов СССР
Устное творчество народов СССР
2012

ISBN

Литература. 5 класс: Планы-конспекты уроков
Литература. 5 класс: Планы-конспекты уроков

ISBN 9660804458,9789660804456

Кто есть кто в мире : 1500 имен
Кто есть кто в мире : 1500 имен
ОЛМА Медиа Групп , 2012

ISBN 5812300887,9785812300883

Психология творчества, креативности, одаренности
Психология творчества, креативности, одаренности
Издательский дом "Питер" , 2012

ISBN 5498072392,9785498072395

Устное творчество народов СССР
Устное творчество народов СССР
2012

ISBN

Кто есть кто в мире : 1500 имен
Кто есть кто в мире : 1500 имен
ОЛМА Медиа Групп , 2012

ISBN 5812300887,9785812300883

Статьи по теме для самостоятельной работы

Хоббит: Нежданное путешествие Питера Джексона в окопную травму Первой мировой войны - Компьютерра - КомпьютерраLab

Хоббит: Нежданное путешествие Питера Джексона в окопную травму Первой мировой войны - Компьютерра - КомпьютерраLab

Сегодня пятница и по новому тематическому расписанию — день жестких рецензий и грубых провокаций на тему чужого творчества. Сразу хочу сказать, что кино я воспринимаю (как впрочем — и любое искусство) структурированно, то есть слегка шизофренически: во мне как бы сразу живет несколько персонажей, каждый из которых видит художественную реальность по-своему. Одна часть моего «Я» совпадает со... далее







Карта : А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Наверх