Содержание
Содержание.
Введение ..3 стр.
Глава 1. Старость в современном обществе.
§ 1. Историко-библиграфическая справка 10 стр.
§ 2. Социальная реабилитация пожилых людей .13 стр.
§ 3. Выводы ..19 стр.
Глава 2. Социальные проблемы пожилых людей и методы их реабилитации.
§ 1. Образ пожилых людей 21 стр.
§ 2. Социальный статус пожилого человека .25 стр.
§ 3. Способы изменения негативного образа пожилых
людей28 стр.
§ 4. Роль реабилитационных центров39 стр.
§ 5. Выводы…57 стр.
Заключение…60 стр.
Список литературы…63 стр.
Приложение ..70 стр.
Выдержка из текста работы
Подготовленный Министерством экономического развития и торговли РФ Федеральный закон «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации»[1] предполагает установить правовые, организационные и экономические основы для создания и функционирования обязательных профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации.
Целью создания обязательных профессиональных пенсионных систем является накопление, сбережение и выплата застрахованным в ней лицам досрочных пенсий в льготный пенсионный период. При этом под льготным пенсионным периодом понимается период с момента возникновения права застрахованного лица на получение выплаты из профессиональной пенсионной системы до достижения им возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом у «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».[2]
Право на выплаты из профессиональной пенсионной системы будут иметь лица, работавшие на рабочих местах с особыми условиями труда, в пользу которых работодателем уплачивались взносы в профессиональную пенсионную систему.
Выделение льготных профессиональных пенсий в самостоятельную пенсионную систему с автономным финансированием порождает дополнительные проблемы для получателей этого вида пенсий при достижении общеустановленного пенсионного возраста, то есть в то время, когда начинается выплата пенсий по старости.
Расчеты показывают, что размеры пенсий по старости для участников обязательной профессиональной пенсионной системы, т.е. для работающих на предприятиях с особыми условиями труда, относительно получаемой ими заработной платы в течение трудовой деятельности, будут значительно ниже, чем у работников, не участвующих в обязательной профессиональной пенсионной системе, т.е. работающих в обычных условиях труда. Связано это, прежде всего с меньшей продолжительностью периодов трудовой деятельности застрахованного лица на рабочих местах с особыми условиями труда, в течение которых в его пользу уплачивались взносы в профессиональную пенсионную систему.
Около 20% населения России являются пенсионерами по старости. Низкий уровень их пенсии практически вычеркивает данную категорию граждан из числа экономически активного населения, что отрицательно сказывается на экономическую ситуацию в России в целом. Общественные отношения исторически включают в себя механизм взаимопомощи, когда активные члены общества осуществляют поддержку менее активных , которые в силу обстоятельств не могут участвовать в общественном производстве. В современном обществе этот механизм приобрёл новые качества, и теперь социальная поддержка осуществляется в рамках государственных программ по обязательному пенсионному страхованию.
Таким образом, выбранная для написания дипломной работы тема «трудовые пенсии по старости» является актуальной.
Актуальность тему обусловлена еще и тем, что вопросы пенсионной политики является главными вопросами социально ориентированного государства.
Объектом настоящего исследования является раскрытия сущности трудовой пенсии на общих основаниях, так же существует досрочная пенсия по старости.
Предмет изучения состоит в наиболее полном исследовании вопросов, связанных с назначением, расчетов и особенностями
трудовой пенсии по старости
Целью написания данной работы является более глубокое изучение составляющих социального обеспечения, а точнее одного из видов социального обеспечения, трудовой пенсии по старости.
Для достижения поставленной цели необходимо:
• Дать общею характеристику пенсии по старости
• Рассмотреть досрочную пенсию по старости привести пример расчета пенсии по старости
Задачи исследования:
• Рассмотреть сущность пенсионного обеспечения;
• Раскрыть особенности трудовой пенсии по старости в РФ;
Проблема данного исследования заключается в постоянном изменении нормативно правовой базы, на которой и должно основываться исследование.
При написании данной дипломной работы были использованы учебники и учебные пособия по праву социального обеспечения, ФЗ «О трудовых пенсия в РФ».
1. Понятия пенсии по старости и ее виды
1.1 Понятие трудовой пенсии по старости
Пенсия по старости — основной вид пенсионного обеспечения, на выплату которого расходуется существенная часть средств Пенсионного фонда РФ. Данный вид социального обеспечения является основным или одним из основных источников средств существования пожилых граждан. До недавнего времени в праве социального обеспечения использовался термин» пенсии по старости», который был более корректен , поскольку Конституция РФ гарантирует социального обеспечение «по возрасту» , а не «по старости».
Определение термина «старость» можно дать с точки зрения медицинского аспекта- состояние организма пожилого человека, характеризующееся утратой способности к продолжению рода, полноценной трудовой деятельности, ухудшением здоровья, и юридический аспект- достижение возраста, указанного в законе.
Законодательно закрепляются различные возрастные границы старости.
Во-первых, деление идет по половому признаку. В данном случае мы имеем дело не с дискриминацией, а с дифференциацией правового регулирования. Несмотря на то что мужчины по статистике умирают раньше женщин, право на пенсию у них возникает в более позднем возрасте. Пониженный пенсионный возраст для женщин связывают с более сложной и напряженной жизнью и особенностями биологического характера ( рождение и воспитание детей, большая нагрузка по ведению домашнего хозяйства и др.). В последние годы общемировой тенденцией стало установление единого для мужчин и женщин пенсионного возраста. При этом следует отметить , что в России установлен самый низкий общий пенсионный возраст: 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин ( в Германии пенсия выплачивается с 65 лет при условии внесения взносов в течение пяти лет и с 63 лет при условии внесения взносов в течение 35 лет.).
Во-вторых, более низкие границы пенсионного возраста установлены для лиц, осуществляющих трудовую деятельность в условиях труд, отличающихся нормативных (имеющих специальный страховой стаж).
Признаки пенсии по старости:
1.Устанавливаться в соответствии с нормами закона;
2.Гарантируется государством;
3.Назначается по достижению определенного возраста;
4.Является денежной выплатой и не может предоставляться пенсионеру в других ( в первую очередь идет речь о нотариальных) фирмах;
5.Является периодической (ежемесячной) выплатой;
6.Устанавливается на время жизни ее получателя;
7.Цель пенсии — компенсация лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи наступлением нетрудоспособности вследствие старости;
8.Размер пенсии зависит от прежнего заработка работника.
С учетом выделенных признаков можно дать следующее определение понятия пенсии по старости — это ежемесячная пожизненная денежная выплата, соизмеримая с прежним заработком работников, гарантированная государством, выплачиваемая в целях компенсации лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений , утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, право на которую определяется в соответствии с законодательством.
Классификацию пенсии по старости необходимо проводить по нормативным правовым актам, регламентирующим их предоставление:
1.По Закону о трудовых пенсиях назначаются:
• Трудовая пенсия по старости на общих основаниях;
• Досрочная трудовая пенсия по старости в связи с особыми условиями труда;
• Досрочная трудовая пенсия трудовая пенсия по старости гражданам из числа работников летно-испытательного состава;
• Досрочная трудовая пенсия по старости отдельным категориям граждан,
2.По Закону от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»[3] и Закон о трудовых пенсиях назначается досрочная пенсия по старости безработным гражданам.
3.По Закону о государственном пенсионном обеспечении назначаются:
• Пенсия по старости лицам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
• Социальная пенсия по старости.
Разница в указанных видах пенсии зависит и от источника их финансирования. Трудовые пенсии финансируются за счет средств Пенсионного фонда РФ, а пенсия пострадавшим в радиационных и техногенных катастроф и социальные пенсии — за счет средств федерального бюджета.
Трудовая пенсия по старости, как вид социального обеспечения, имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами.
Во-первых, она назначается пожизненно.
Во-вторых, право на нее обусловливается трудовым стажем, который по мере реализации пенсионной реформы будет заменен страховым.
В-третьих, пенсия предоставляется только лицам, достигшим установленного в законе возраста.
С учетом названных признаков можно сформулировать понятие пенсии по старости.
Трудовая пенсия по старости — это пожизненная ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств Пенсионного фонда РФ и служащая основным источником средств существования для лиц, достигших установленного законом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж.
Разработчики Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации»[4] исходили из концепции «заработанной пенсии», поэтому они закрепили правило, в соответствии с которым работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полной сумме.
Этот вопрос остается дискуссионным. Существует мнение, что право на одновременное получение пенсии и заработной платы противоречит целевому назначению пенсии. Пенсия должна служить основным источником средств существования в тот период, когда человек уже не может или не хочет трудиться в связи с достижением установленного возраста. Такой подход довольно четко прослеживается в Концепции и Программе пенсионной реформы.
Однако помимо прямого запрета, можно создать более гибкие механизмы. Задача заключается в том, чтобы пенсионер был экономически заинтересован в отказе от получения пенсии в случае продолжения работы. Одним из возможных вариантов является увеличение размера пенсии за каждый год работы после достижения пенсионного возраста без получения заработной платы.
Вступивший в силу с 1 января 2002 года Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяет виды трудовых пенсий и устанавливает основания и условия их назначения, правила исчисления, перерасчета и индексации. В нем не содержится понятия «досрочные пенсии», однако основания и условия назначения досрочных пенсий сохранены. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г.)
Как и ранее действовавшим Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Законом о трудовых пенсиях предусматривается три вида трудовых пенсий:
-о старости;
-по инвалидности;
-по случаю потери кормильца (статья 5 Закона).
Прежним остался и возраст выхода на пенсию: для женщин — 55 лет; для мужчин — 60 лет.
Трудовые пенсии по старости и инвалидности могут состоять из двух частей:
-страховой;
-накопительной.
Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» предусматривает общие и льготные основания для получения пенсии по старости.
На общих основаниях трудовая пенсия назначается: мужчинам — по достижении 60 лет, при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам — по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.
Концепция пенсионной реформы прямо не предусматривает увеличения пенсионного возраста. В ней лишь подчеркнута объективная тенденция — старение населения.
Эта тенденция наблюдается во всех странах мира. В 90-х годах в ряде стран ЕЭС пенсионный возраст был повышен (например, в Греции для мужчин и женщин до 65 лет с 1992 г., в Италии с 1995 г. с 55 лет до 57 лет для женщин, с 60 до 62 лет для мужчин и др.)
В Великобритании постепенное увеличение возраста ухода на пенсию для женщин с 60 до 65 лет запланировано с 2010 г. до 2020 г.; в Германии повышение для мужчин с 63 лет до 65, для женщин с 60 лет до 65 будет осуществляться с 2001 г. до 2012 г.5
В большинстве экономически развитых стран пенсионный возраст на 57 лет выше, чем в России. Однако установление императивной нормы, увеличивающей пенсионный возраст, приведет к тому, что многие граждане России фактически не смогут реализовать свое право на пенсию в связи с сокращением средней продолжительности жизни в стране. В частности, уже сегодня средняя продолжительность жизни мужчин составляет только 57 лет.
В случае введения накопительного механизма финансирования пенсий по старости величина пенсии будет определяться путем деления условного капитала, отраженного на условно-накопительном счете в ПФР, на ожидаемую продолжительность жизни в месяцах после достижения пенсионного возраста.
Таким образом, женщины, достигшие 55 лет, будут получать значительно меньше, чем 60-летние мужчины, а следовательно, у них возникнут стимулы для отсрочки фактического ухода на пенсию. Таким образом, без изменения законодательной нормы на практике произойдет выравнивание пенсионного возраста мужчин и женщин.
Однако в таком подходе содержится элемент дискриминации по признаку пола. «Ожидаемая» продолжительность жизни является слишком неопределенным среднестатистическим показателем, тогда как речь идет о субъективном праве на пенсию конкретного лица. Женщины и мужчины одинакового возраста, имеющие одинаковую сумму пенсионных накоплений, должны получать одинаковую по размеру пенсию. Но на практике женщины вряд ли смогут приобрести одинаковый с мужчинами объем накоплений, так как средняя заработная плата у женщин ниже чем у мужчин. Продолжительность их страхового стажа также в большинстве случаев будет меньше чем у мужчин из-за перерывов в работе, связанных с уходом за малолетними детьми. Следовательно, размер пенсии женщин в среднем будет ниже чем у мужчин и ; без учета «ожидаемой» продолжительности жизни.
Думается, что ставить точку в дискуссии о пенсионном возрасте преждевременно. Заслуживает внимания и детального изучения опыт стран, в которых действует гибкий пенсионный возраст. Он позволяет уходить на пенсию в установленном временном промежутке, например, от 60 до 65 лет с сокращением размера пенсии пропорционально количеству недоработанных лет.
Вторым необходимым элементом сложного юридического состава, определяющего право на трудовую пенсию по старости, является общий трудовой стаж (ОТС). Периоды, включаемые в ОТС на основании действующего законодательства. По замыслу авторов пенсионной реформы, трудовая пенсия должна быть освобождена от несвойственных ей функций. В ходе реформы планируется установить соответствие условий предоставления и размеров трудовых пенсий объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица с учетом продолжительности уплаты и величины страховых взносов. Стажевые требования для трудовых пенсий будут связаны с периодом уплаты страховых взносов. А трудовая пенсия будет исчисляться пропорционально страховому стажу.
Таким образом, можно сделать вывод, что трудовая пенсия по старости, как вид социального обеспечения, имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами.
Во-первых, она назначается пожизненно.
Во-вторых, право на нее обусловливается трудовым стажем, который по мере реализации пенсионной реформы будет заменен страховым.
В-третьих, пенсия предоставляется только лицам, достигшим установленного в законе возраста.
1.2Досрочная трудовая пенсия по старости
Есть несколько досрочных пенсий по старости, а именно:
1. Досрочное назначение трудовой пенсии по старости по условиям труда и гражданам из числа работников летно-испытательного состава.
Установление данного вида пенсии связано с тем, большое число российских граждан работает в условиях труда, отличаются от нормальных.
Условий для назначения досрочных пенсий по условиям труда значительно больше, нежели для установления пенсий по старости на общих основаниях. Во-первых, требуется наличие специального страхового стажа разной продолжительности. Во-вторых, пенсионный возраст снижен, а иногда его наступления не требуется совсем. В-третьих, иногда дополнительно требуется наличие общего страхового стажа.
Досрочная трудовая пенсия по старости по условиям труда назначается следующим лицам (ст. 27 «Закона о трудовых пенсиях» );
— Мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет (в случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением общего пенсионного возраста на один год за каждый полный год такой работы — мужчинам и женщинам);
— Мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет ( в случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением общего пенсионного возраста на один год за каждый 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждый 2 года такой работы женщинам);
— Женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет;
— женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;
— мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
— мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее……..
Список используемых источников:
1. Федеральный Закон «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в РФ»
2. Федеральный Закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ « О трудовых пенсиях по старости в Российской Федерации».
3. Федеральный Закон от 19 апреля 1991 года №11032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
4. Федеральный Закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации». От
5. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
6. Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 « О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ».
7. Трудовой кодекс РФ
8. Основы Законодательства «Об охраны здоровья населения».
9. Гражданский процессуальный кодекс РФ.
10. Инструкция о порядке ведения индивидуального учета сведений о застрахованных лицах( утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 года № 987н.).
11. Право социального обеспечения. И.В. Григорьев. Москва Юрайт 2013 год. С.55-66.
12. Становление социального государства в России. Калашников С.В. Москва 2003 год. С.120.
13. Актуальные вопросы организации пенсионного обеспечения. «Пенсия» №2,2002 год. С.17-19.
14. На что может рассчитывать пенсионер? Е.Воробьева, Бухгалтерское положение в газете «Экономика и жизнь», выпуск 4, январь 2009 год.
15. Социальная защита население в Российской Федерации. Омск,2003 год.
16. Право социального обеспечения: Учебное пособие/ Под редакцией К.Н.Гусова. Москва 2001 год.
17. Пенсионная реформа и динамика пенсии. Коваленко В.В. №2, 2002 год.
18. Новое пенсионное законодательство В.Ершова, «Финансовая газета. Региональный выпуск». №17,18, апрель 2008 год.
19. Глоссарий по праву социального обеспечения. Шайхатдинов В.Ш. Гарипов Р.С. Екатеринбург,2001 год.
20. Право социального обеспечения. Захаров М.Л. Москва, 2004 год.