Выдержка из текста работы
Актуальность темы курсовой работы. Административное право является одной из важнейших отраслей правовой системы государства, а административное законодательство служит правовой основой построения и функционирования исполнительной ветви власти. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и юридических лиц, не имеющих властных полномочий, в отношениях с представителями исполнительной власти, органов местного самоуправления, c администрацией предприятий, организаций и учреждений, определяет систему, структуру, полномочия, принципы, методы и формы деятельности исполнительных органов и их должностных лиц. Административное право изучает законодательство, которое по своему объему и масштабу значительно превышает законодательство любой другой отрасли.
Сейчас, когда административное право претерпевает коренной пересмотр его фундаментальных положений, взглядов на сущность управленческой деятельности, когда не только переосмысливаются многие административно-правовые нормы и институты, но и происходит отход от традиционных схем организации системы государственного управления, по-новому должна рассматриваться и изучаться наука административного права. Это связано прежде всего с тем, что социальные отношения, регулируемые административным правом, подвергаются наиболее радикальным изменениям в ходе осуществления в стране политической, административной и экономической реформ.
Среди основных причин, обусловивших реформирование административного права и актуальность новых подходов к изучению современной науки административного права, можно назвать: принятие Конституции РФ , в которой установлен принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; конституционное разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами; изменение практики формирования и функционирования исполнительной власти (особое содержание, принципы и функции исполнительной власти); новое соотношение политической системы и публичного управления (государственного управления и местного самоуправления). Эти и многие другие факторы являются основой для установления современного административно-правового статуса субъектов публичного управления, субъектов организации и осуществления исполнительной власти.
Теоретической основой курсовой работы явились работы таких исследователей административного права как Ананов И.Н., Бахрах Д.Н., Бачило И.Л., Бельский К.С., Березовская С.Г., Берцинский С.М., Бондаренко А.А., Васильев Р.Ф., Волович В.Ф., Галачан Д., Генкин Д.М., Денисенко В.В., Дерюжинский В.Ф., Десницкий С.Е., Дурденевский В.Н, Елистратов А.И., Еропкин М.И., Зеленцов А.Б., Ивановский В.В., Квиткин В.Т., Кипер Н.Г., Козлов Ю.М., Куров И.А., Лазарев Б.М., Лунев А.Е., Маилян С.С., Мельник Р.С., Миндагулов А.Х., Панова И.В., Пискотин М.И., Рождественский Н., Савостин А.А., Соловей Ю.П., Сорокин В.Д., Старилов Ю.Н., Студеникин С.С., Тарасов И.Т., Хаманева Н.Ю. и др.
Объектом исследования в курсовой работе являются общественные отношения в области управления, регулируемые нормами административного права и взгляды ученых правоведов на понятие, предмет и сущность науки административного права.
Предметом исследования в курсовой работе являются нормы законодательства административного права и научные исследования ученых-правоведов в области науки административного права.
Целью курсовой работы является изучение административного права как науки, определение ее предмета и сущности, выявление особенностей общественных отношений, изучаемых наукой административного права, анализ современного состояния и направлений развития современной науки административного права.
Для достижения указанной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи:
— изучение процесса становления и развития науки административного права в России, современных реформ административного права, обуславливающих новые тенденции и направления развития современной науки административного права;
— определение понятия науки административного права, ее системы;
— выведение определения административного права как учебного предмета, отрасли права и отрасли законодательства, сравнение указанных определений;
— изучение предмета административного права, анализ понятия управленческих отношений, выявление особенностей административно-правовых отношений;
— анализ современного состояния, тенденций и направлений реформирования и развития науки административного права в новых экономических и политических условиях.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ НАУКИ
АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В РОССИИ
1.1. Становление науки административного права
в дореволюционной России
В научной историко-правовой литературе весьма мало исследований, касающихся данной темы. Отдельные стороны вопроса оказались освещенными лишь в науке истории государства и права, где они традиционно рассматриваются для каждой исторической эпохи и периода развития государства и права обособленно.
Среди научных исследований, затронувших некоторые вопросы становления и развития науки административного права в дореволюционной России, следует назвать труды
видных российских историков, таких как Н. М. Карамзин, В. Н. Татищев, М. М. Щербатов, С. М. Соловьев и другие. В своих трудах они коснулись лишь внешней стороны развития государственного развития государственного управления, наметив общее историческое развитие задач и форм управления. Кроме того, в ХVIII веке сочинения Волынского, Татищева, Посошкова, Абрамова, затрагивающие дела внутреннего управления (хлебопашество, паспорта, переписи, народное образование и т.п.), были достоянием узкого круга ученых и широкого обсуждения их исследования не получили.
Научная юридическая литература в России получает широкое распространение в ХIХ веке. К числу первых российских юристов следует отнести С. Е. Десницкого. С. Е. Десницкий был первым русским профессором права. Он заложил основы изучения российского законодательства (законоведения). В этом отношении особый интерес представляет работа С. Е. Десницкого «Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции». В этой работе впервые была подчеркнута огромная значимость изучения права с применением сравнительно-исторических данных как метода. Нашли наиболее полно отражение взгляды идеологов Просвещения, считающих, что цель государства – достижение наибольшего количества благ наибольшим числом людей. Лучшей формой организации власти С. Е. Десницкий считал конституционную монархию.
В России административное право как наука и первые исследования появляются в 1830 – 40-х годах. Первоначальный курс (по университетскому уставу) преподавался под именем «Законы государственного благоустройства и благочиния» Рождественского Н., доктора права, адъюнкта по Кафедре законов государственного благоустройства и благочиния в Санкт-Петербургском университете . В этот период закладываются основы административного (полицейского) права. В трудах Ободовского, Якоба, Гуляева, Рождественского, Платонова, Власьева, Степанова и других определялось понятие о полицейском праве, уточнялось содержание важнейших институтов «государственного благоустройства», проводилась сравнительная характеристика российского управления с управлением ведущих европейских государств: Франции, Англии и Германии.
В начале XX века российские ученые-юристы вплотную подошли к детальной проработке основополагающих понятий административного права. В работах А. И. Елистратова, В. В. Ивановского, В. Ф. Дерюжинского, И. Т. Тарасова и других ученых, представлено вполне современное понятие административного права . В данных работах, благодаря влиянию процессов государственно-правового развития страны в условиях революции 1905 – 1907 годов, вершиной развития административно-правовых отношений признается уже не полицейское, а правовое (конституционное) государство. Исследователи подчеркивали противоположность отношений между населением и правящей властью, отмечая, что в полицейском государстве эти отношения определялись не правом, а простым усмотрением представителей власти. Взаимные отношения между государственными и частными лицами были исключены. В правовом государстве, наоборот, эти отношения объединены в культурной деятельности представителей государственной власти и частных лиц и строятся на праве (законе), имеют место развитые органы самоуправления и частные общества.
В науке административного права были уточнены понятия административной деятельности государства и государственной деятельности вообще: «…административная деятельность является лишь одним видом или формой государственной деятельности, заметно отличающаяся от законодательной и судебной как своим содержанием, так и теми формами, в которых она проявляется…».
Следовательно, развитие науки административного права шло в неразрывной связи с развитием государства и права России. Проведенная в 1830-х годах кодификация российского законодательства под руководством М. М. Сперанского, реформы второй половины XIX века явились основополагающими вехами на этом пути. Важнейшей заслугой российской теоретической юриспруденции дореволюционной России было четко выработанное понятие административного права как одной из важнейших отраслей права.
1.2. Развитие науки административного права в советский период
После октябрьских событий 1917 года в России создается советское государство и право, что значительно повлияло на развитие административного права. Уже в 1918 году возникла необходимость создания принципиально нового научного центра юридических исследований. Роль такого центра взяла на себя Социалистическая академия общественных наук, созданная в 1918 году. Юридические школы, сложившиеся в России в дореволюционный период, оказали заметное влияние на развитие правовой теории административного права.
В РСФСР с 1925 года группа марксистов-юристов: П. И. Стучка, Е. Б. Пашуканис, В. В. Адоратский, И. П. Разумовский, Г. С. Гурвич, А. Я. Эстрин, С. М. Прушинский, А. Я. Вышинский, И. А. Меницкий, В. Н. Максимовский, И. С. Войтинский, С. И. Раевич, Г. С. Михайлов, Б.Е. Штейн и другие, сформировали свою теоретическую основу административного права. Основной задачей советских юристов была разработка трудов Маркса и Ленина для формирования «новой» методологической базы исследований в административной науке. Вследствие укрепившейся за годы гражданской войны диктатуры пролетариата, а также формулирование большевистскими государственными деятелями основных принципов правового государства, весьма отрицательно сказалось на дальнейшее становление и развитие науки административного права и административного законодательства в СССР. Нормы административного права слились воедино с нормами уголовного и уголовно-процессуального права, что особенно ярко проявилось в практике советской коллективизации 1930-х годов, массовых политических репрессиях против граждан вплоть до начала 1950-х годов.
В эти годы административное право исследовали С. М. Бердинский, С. С. Болтинов, И. Н. Ананов, М. Е. Климов, С. С. Кравчук, С. С. Студеникин, А. М. Турубинер и другие. Лишь только с 1940 – 50-х годов советская теоретическая юриспруденция смогла приступить к углубленной разработке ряда отраслей права, выпуску учебников и исследований по административному праву.
В становлении науки административного права особую роль сыграли труды С. С. Студеникина, в которых была обоснована марксистская концепция предмета административного права, его системы, принципов советского государственного управления.
С 1950 – 60-х годов в СССР начинается разработка институционной системы административного законодательства об отдельной отрасли. В этом направлении выделяются работы С. Г. Бердовской, А. Е. Лунева, Н. Г. Салищевой, С. С. Студеникина, Е. В. Шориной, Ц. А. Ямпольской и многих других. Разрабатывались вопросы советского административного права, роли прокуратуры в советском государственном управлении, укрепления государственной дисциплины. Основная задача, ставшая перед исследователями в административном и государственном управлении, была вскрыть конкретные специфические черты современного этапа развития социалистического государства и права, продемонстрировать их значение и взаимодействие в социалистическом обществе, руководящую роль КПСС в политической системе социалистического общества.
Одним из значительных результатов в истории советского административного права явилось обоснование путей кодификации норм об административной ответственности и реализации теоретической модели, заложенной…
**************************************************************