Выдержка из текста работы
Социальная среда — это прежде всего люди, объединённые в различные группы, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях, в сложной и разнообразной системе общения. Социальная среда, окружающая личность, обладает активностью, воздействует на человека, оказывает давление, регулирует, подчиняет социальному контролю, увлекает, «заражает соответствующими «моделями» поведения, побуждает, а нередко и принуждает к определённой направленности социального поведения.
Комплекс научных знаний, богатый жизненный опыт, мотивы своих поступков личность черпает из непосредственного источника, которым выступает социальная среда. На первый план выдвигаются те объективно существующие в обществе возможности, которые позволяют проявить себя индивидууму как личности. Содержание этого воздействия заключается в том, что реализация прав, свобод и обязанностей личности должна происходить на основе сочетания интересов всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Это возможно только в том обществе, где свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Кроме государственно-общественной среды, социальной в широком смысле слова, следует выделить и микросреду, куда входят отношения, возникающие в малой социальной группе, в трудовом коллективе, членом которого является личность, совокупность межличностных отношений.
Нельзя считать, что под воздействием социальной среды в широком смысле слова происходит унификация представителей, что все они становятся совершенно одинаковыми. Каждая личность имеет свои специфические черты, отличающие её.
Личность — система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.
Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества.
2) Впервые в научный оборот понятие социологии было введено французским мыслителем Огюстом Контом в 1839г. Социология —
термин, образованный путем слияния двух корней из разных языков sosiestas (лат. — общество) — и logos (греч. — знание, учение).
Социология — наука (знание) об обществе. Значительный вклад в становление и развитие социологии как науки об обществе внесли такие ученые как К.Маркс, Г.Зиммель, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, М.Вебер. Наука социология возникает как ответ на потребности общества в знаниях о социальных явлениях, процессах, законах развития, которые характеризуют европейское общество 19 века. Это период Великой французской революции, период коренного общественного преобразования в Европе, формирование новых социальных отношений, роста производственных сил, технических
революций, формирования нового общества, нового мышления людей.
Социология, как любая другая наука, имеет свой объект и предмет исследования. Объектом социологического знания является общество. И в этом отношении все социологи солидарны, что же касается предмета социологии — то здесь мнения ученых расходятся. О.Конт считает, что социология — это позитивная наука об обществе, способствующая рациональной организации общественной жизни.
Другой основоположник социологии — австрийский ученый М.Вебер писал, что предмет социологии — социальные действия, которые она должна понимать и объяснять. До настоящего времени ведутся дискуссии учеными, представителями разных школ и направлений о предмете социологии, и одного единого мнения по этому вопросу до сих пор нет.
Общество — объект изучения многих наук, которые имеют каждая свой предмет исследования. Это философия, антропология, история,
политология психология, демография и другие – все они, в широком смысле, являются науками об обществе. В общем виде – объектом изучения является все то, на что направлена деятельность исследования, то, что противостоит деятельности исследования. В социологии — это та объективная и субъективная реальность, которая нас окружает.
Предметная часть науки — это изучаемая часть, составляющая этой объективной и субъективной реальности, которая нас окружает и подлежит изучению. Все общественные науки имеют свой, специфический , особенный предмет исследования.
Что же отличает и выделяет предметную область социологии?Предмет изучения социологии — это особенные, специфические законы и закономерности.Предметом социологии является социальное — как специфический аспект всех сфер жизнедеятельности общества.
В широком смысле «социальное» — все, что можно отнести к человеческому обществу, в узком — особая сфера общественных отношений, которая характерна для различных групп людей, как носителей разных видов деятельности.
Социология изучает специфические социальные законы и закономерности зарождения, формирования, становления, развития
социальных систем, механизмы действия этих законов и закономерностей, форм их проявления в жизнедеятельности людей.
Также социология изучает различные социальные системы и структуры, взаимодействия, взаимоотношения, взаимообусловленности, которые возникают в этих системах. Социология раскрывает роль отдельных личностей в обществе и в отдельных
социальных системах, анализирует процессы функционирования различных структур и систем, определяет роль сознания и сознательной деятельности личности.
Процессы функционирования общества подчинены многочисленным социальным законам, на которые деятельность
людей может повлиять непосредственно или опосредовано.
Существуют различные принципы классификации социальных законов. Например, по степени общности, времени действия, способам
проявления социальных законов, формам связей в обществе. Социология также как и другие науки имеет свою систему категорий,
представляющие собой наиболее общие понятия, которые отражают наиболее существенные стороны ее объекта и предмета.
Общество представляет собой сложную систему, включающую в себя системы более низкого порядка, которые сами могут иметь
сложную структуру. Общество в целом и его подсистемы изучают с использованием различных методов способов и приёмов. Сложная
многоуровневая структура общества обуславливает и сложную структуру социологического знания, которая в известной мере повторяет структуру общества. Структурные единицы социологического знания выделяют по разным основаниям. Например: сферы общественной жизни, виды отношений людей, методы исследований и др. В соответствии со знанием, которые дает наука
об обществе, выделяют:
1. теоретическую и эмпирическую социологию;
2. фундаментальную и прикладную социологию;
Также можно выделить:
1.Общесоциологическую теорию (общую социологию).
2.Отраслевые (частные) социологии.
3.Эмпирические социологические исследования.
Внутри социологии можно выделить макро- и микроуровни социологического знания. Макросоциология изучает крупные
социальные структуры, протяженные, длительные общественные процессы. Оперирует такими понятиями, как культура, социологическая система, общество. И здесь соприкасается с демографией, экономикой, политологией. На микроуровне изучают межличностный уровень общения людей, их поведение, взаимодействия, используются такие понятия, как социальное поведение, мотивация, и здесь социология сопрягается социальной психологией и психологией. Как и другие науки, социология выполняет
различные функции:
· познавательную,
· мировоззренческую,
· информационную,
· управленческую,
· критическую,
· прогностическую,
· регулятивную и др., которые все взаимосвязаны и часто взаимообусловлены.
Реализовать все эти и другие функции социология может в тесной связи с другими науками, причем не только техническими, но и естественными, гуманитарными, общественными. Часто социология использует в своих изысканиях методы и приёмы, заимствованные из других наук, вместе с тем, обогащая другие науки широчайшим эмпирическим материалом, выводами и данными, полученными в
ходе социологических исследований.
Теснейшим образом социология связанна с философией, статистикой, экономикой, политическими науками и правовыми науками, медициной, биологией, рядом технических наук и другими.
Связь социологии с другими науками можно объяснить и общностью предмета исследования и тенденциями интеграции наук,
значимостью социологических исследований для других наук, другими факторами. В социологии выделяют 5 социологических подходов при
изучении и объяснении социальных явлений и процессов, которые иллюстрируют широчайшую область исследования науки:
— демографический,
— психологический,
— коллективистский,
— выявляющий взаимоотношения,
— культурологический.
Существуют узкие определения духовной культуры, как «прагматически незаинтересованной деятельностной способности человека к созиданию и приобщению к высоким общечеловеческим ценностям».[3] Такой подход к дефинициям основан на приоритете духовности как онтологического понятия, духовности, основанной на внутренней свободе личности и проявляющейся в высоких нравственных, эстетических, интеллектуальных ориентаций. Таким образом, происходит сужение диапазона изучения духовной культуры и привносится некая шаткость оснований отнесения тех или иных культурных феноменов к духовной сфере. В признанное разделение культуры на духовную и материальную включается дополнительно собственно культура, а духовная культура – это только то, что прошло проверку на соответствие общечеловеческим ценностям.
Духовная культура – это более широкое понятие, чем культура соответствующая духовности. Духовность – это, в первую очередь, квинтэссенция нравственных и созидательных ориентаций личности, группы, общества. Духовный мир же может представлять собой борьбу противоречий, взаимоисключающих начал. Духовность принадлежит высшим пластам культуры. В Федотов писал, что это «высокая культура чувства, общения, мышления, нравственности, основанная на гуманных ценностях, осознание человеком своих этических связей и своего отношения к ним». Н. Бердяев считал, что «новая духовность означает освобождение от объективизации и от подчинения духа дурной, падшей социальности».[6] В отличие от русских религиозных философов, развивших теории русской духовности, для общей социологии и социологии культуры человеческая личность – это не «душа», не субстанция, а отношение, точка пересечения социальных кодов, общественных отношений.
Но и в философской традиции определение духовности не однозначно. М. К. Мамардашвили писал, что со словами «высокая духовность» нужно очень деликатно обращаться. Чувство уравновешенности, гармонии, что содержится в простейших капризах человеческих, в том числе в лени, лишь постфактум выглядит как акт некой духовности. Локализировать духовность практически не возможно. Оперирование высоки понятиями – самое большое искушение для человека, которому он охотно поддается, думая, что уже сам факт обращения к ним возвышает его… Состояние мысли всегда есть некоторый дополнительный живой акт. Исторический опыт показывает, что культура не есть совокупность высоких понятий или высоких ценностей. С любых высот культуры можно сорваться. Чтобы мысль была, должна быть воля, чтобы было мысль.[7]
Природа и религиозной, и светской духовности требует или присутствия толкователя: священнослужителя или философа, учителя, наставника, определяющего, что духовно, а что нет; или активного стремления человека к осмыслению жизни в этих категориях. В то же время можно рядиться в «одежды духовности». Идеи и установки, выражаемые вербально или поведенчески, служат не в качестве зеркального отражения реальной действительности, а в качестве средств, с помощью которых общество, социальные группы (молодежь в том числе) пытается понять и интерпретировать эту действительность. Поэтому иллюзию духовности трудно отличить от реальной духовности. Зачастую значимость приобретают не только реальные действия той или иной социальной группы и индивида, но и то, как они оцениваются и воспринимаются, в каком контексте подаются и т.д. Способ и средства передачи сообщений столь же важны, как и его содержание. Жизненный стиль студенчества как социальной группы или жизненный стиль конкретных ее представителей и духовную культуру невозможно отделить друг от друга.
Социология и другие науки об обществе
Для того, чтобы разобраться более конкретно в том, что же изучает социология, необходимо рассмотреть взаимоотношение смежных с нею наук об обществе, социальном, общностях и индивидах. Здесь, прежде всего, необходимо сопоставить социологию и социальную философию. Социология, как и многие другие науки, вычленилась из философии.
В течение длительного времени социологическое знание накапливалось в недрах философии. И даже после того, как социология в лице О.Конта и Э.Дюркгейма провозгласила свою независимость от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала играть заметную роль в социологических изысканиях. Социологию «отцов-основателей» О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, М.Вебера еще очень трудно отличить от социальной философии. Более того, можно с уверенностью сказать, что в целом ряде исследований ключевых проблем общественной жизни теоретическая социология переплетается с социальной философией.
Социальная философия представляет собой раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Она анализирует проблемы смысла и цели существования общества, его генезиса, судеб и перспектив, направленности, движущих сил и его развития.
У социальной философии и социологии очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие более отчетливо проявляется в предмете исследования. Предметной сферой социально-философских размышлений является исследование общественной жизни, прежде всего, под углом зрения решения мировоззренческих проблем, центральное место среди которых занимают смысложизненные проблемы.
Еще в большей мере различие между социальной философией и социологией обнаруживается в методе исследования социального. Философия решает общественные проблемы умозрительно, руководствуясь определенными установками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений. Социология заявила о своей самостоятельности по отношению к философии именно потому, что она поставила перед собой задачу решения общественных проблем на основе научных методов познания действительности. По мнению «отцов-основателей» социологии, общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной) науки. Самостоятельное развитие социологии как раз и связано с тем, что она начала активно осваивать при анализе социальных процессов количественные методы с применением сложных математических процедур, в том числе и теорию вероятности, сбор и анализ эмпирических данных, установление статистических закономерностей, выработала определенные процедуры эмпирического исследования. При этом социология опиралась на достижения статистики, демографии, психологии и других дисциплин, изучающих общество и человека.