Содержание
Введение
Исходные данные по варианту № 5
Раздел 1. Разработка бюджета производства. Объемные и качественные показатели работы сортировочной станции
Раздел 2. Трудовые ресурсы станции
Раздел 3. Бюджет затрат станции. Расчет эксплуатационных расходов
Заключение
Список литературы
Выдержка из текста работы
Благодаря современным информационным технологиям система бюджетирования предоставляет специалистам возможность проводить внутренний экономический контроль и многовариантный анализ финансовых последствий реализации принятых бюджетов, создает условия для анализа различных сценариев изменения финансового состояния, оценки финансовой устойчивости в изменяющихся условиях внешней хозяйственной среды.
Бюджетирование предполагает составление наряду с бюджетами на предстоящий период отчетов об их исполнении за истекшее время, а также сравнение плановых и фактических показателей, что позволяет проводить так называемый анализ отклонений, т.е. оценку уровня отклонений фактических показателей от плановых и причин их возникновения. Эти преимущества системы бюджетирования указывают на ее особую значимость как информационной базы для внутреннего экономического контроля. Разработчики бюджета до его формирования делают предположения относительно динамики внешней среды, а оперативный контроль за исполнением бюджета обеспечивает своевременную и соответствующую корректировку управленческих решений.
Подготовку бюджета целесообразно начинать с ясной формулировки его названия и указания периода, для которого он составляется, а реальную форму представления выбирает его разработчик. Организация может составлять и использовать собственные формы бюджета. Исходная информация для бюджетирования основывается на анализе предыдущих результатов, тенденций и перспектив развития. Бюджетная информация должна быть скоординированной, реалистичной, документально обоснованной, а процесс бюджетирования — обеспечивать единство и возможность внесения изменений.
Целью данной курсовой работы является сущность бюджетирования затрат на производство, виды бюджетов и их роль в управлении эффективной деятельности организации.
Для детального рассмотрения вопроса необходимо решить следующие задачи:
познакомиться с основными понятиями бюджета и бюджетирования;
изучить и понять организацию бюджетирования на предприятии и процедуру формирования бюджетов;
рассмотреть бюджетный контроль и анализ;
практически закрепить полученные знания, выполнив задание в соответствии с исходными данными.
По результатам работы должны быть сделаны соответствующие выводы.
1. Основные понятия бюджета и бюджетирования
1.1 Определение, цели, этапы разработки бюджетов
Бюджетирование представляет собой информационную систему внутрифирменного планирования с помощью определенных инструментов — бюджетов. Бюджетирование непосредственно связано с управлением и управленческим учетом, является его составной частью. Сущность бюджетирования состоит в разработке взаимосвязанных планов производственно-финансовой деятельности предприятия и структурных подразделений исходя из стратегических и текущих целей функционирования, контроля за выполнением этих планов, в использовании корректирующих воздействий на отклонения от параметров их исполнения.
Известно, что в оперативном бюджете описывается распределение ресурсов, необходимых для финансирования повторяющейся деятельности, а в стратегическом — указываются расходы по ключевым позициям, ориентируясь на инновации, новые источники финансирования, распределения важнейших трудовых и инвестиционных ресурсов.
Было бы неправильным ограничивать бюджетирование только планированием доходов и расходов, так как планирование без контроля исполнения планов теряет смысл, а контроль без данных плана и учета невозможен. Таким образом, бюджетирование является интегрированной системой, обобщающей данные планирования, учета и контроля не только доходов и расходов, но и формирующих их процессов и величин.
Цели бюджетирования:
планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период;
оптимизация затрат и прибыли предприятия;
координация — согласование деятельности различных подразделений;
коммуникация — доведение планов до сведения руководителей разных уровней;
мотивация руководителей на местах на достижение целей организации;
контроль и оценка эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом;
выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация финансовых потоков.
По определению Института дипломированных бухгалтеров и специалистов по управленческому учету (США) бюджет — это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый для определенного периода времени, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.
Согласно методическим рекомендациям по управленческому учету, разработанным Министерством экономического развития и торговли России, бюджет — это информация о планируемых или ожидаемых доходах, расходах, активах и обязательствах. Он используется для планирования, учета, контроля и оценки эффективности деятельности организации. Иногда его называют финансовым планом действий, прогнозом будущих финансовых операций.
В отличие от финансовой отчетности формы бюджетов не стандартизированы. Их структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков. Цифры в бюджетах должны быть реалистичными, достижимыми и по возможности документально обоснованными. По мнению специалистов, эффективный бюджет должен обладать следующими свойствами:
предоставлять возможность прогнозирования;
иметь четко определенную систему движения информации, распределения полномочий и ответственности за ее формирование и представление;
содержать подробную, точную и своевременную информацию;
предоставлять возможность сравнения;
быть приемлемым для всех заинтересованных лиц внутри организации.
Существуют следующие важные этапы разработки бюджетов:
сообщение основных направлений развития предприятия лицами, ответственными за разработку бюджетов;
разработка первого варианта бюджетов;
координация и анализ первого варианта бюджетов, внесение коррективов;
утверждение бюджетов руководством предприятия;
последующий анализ и корректировка бюджетов в соответствии с изменившимися условиями.
1.2 Методы составления и виды бюджетов
Методы, используемые в бюджетировании не зависят от функций данной системы, которые можно подразделить на планирующие, учетные, контролирующие, аналитические. При бюджетном планировании широко используются прогностические и статистические методы, бюджетный метод; при бюджетном контроле, учете и анализе — методы финансового и управленческого учета затрат, метод стандарт-коста и нормативный метод, математические методы экономического анализа. Бюджетный метод является совокупностью специфических методик бюджетного планирования, позволяющих «смоделировать» деятельность предприятия через особый экономический инструмент — бюджеты.
Существует достаточно большое разнообразие бюджетов, которые можно сгруппировать определенным образом. Обычно для этого используют следующие классификационные признаки:
— степень обобщения информации;
периодичность предоставления;
способ планирования;
механизм использовании.
По степени обобщения информации бюджеты подразделяются на главный (генеральный), общий и частный бюджеты.
Главный бюджет (master budget) охватывает основную деятельность предприятия. Цель главного бюджета — объединить и суммировать бюджеты структурных подразделений предприятия, для которых составляются частные бюджеты. К частным бюджетам относятся: бюджет продаж, бюджет закупок, производственный бюджет и т.д.