Помощь студентам, абитуриентам и школьникам.

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

Оперативная помощь в написании работы

Пример: Дипломная работа
Изучение эффективности социально- психологического тренинга на примере работы с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях.


ВУЗ, город:

Москва

Предмет: Психология

Дипломная работа по теме:

Изучение эффективности социально- психологического тренинга на примере работы с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

Страниц: 119

Автор: Сергей Пашков

2008 год

Внимание!
Это только выдержка из работы

Рекомендуем посмотреть похожие работы:

  1. Изучение эффективности социально- психологического тренинга на примере работы с подростками. (Курсовая работа, 2007)

    ... решений- использование в работе с подростками программ социально- психологического тренинга, в ходе которых решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных ...

  2. Работа социального педагога по оптимизации межличностных отношений подростков, воспитывающихся в детском доме (Дипломная работа, 2008)

    ... оптимизации межличностных отношений подростков, воспитывающихся в детском доме. Цель исследования: изучить возможности работы социального педагога по оптимизации межличностных отношений подростков, воспитывающихся в детском доме. Объект исследования ...

  3. Профессиональное самоопределение старшеклассников (Дипломная работа, 2012)

    ... к профессиональному самоопределению. Объект исследования: Самоопределение в юношеском возрасте. Предмет исследования: Формирование и развитие профессионального самоопределения старшеклассников средствами социально-психологического ...

  4. Психологический тренинг. (Контрольная работа, 2012)

    ... социально-психологического тренинга, широк и разнообразен, и соответственно разнообразны формы тренинга. Цель написания работы: узнать и объяснить, что такое психологический тренинг ...

  5. Развитие субъектности у четвероклассников в социально-психологическом тренинге (Курсовая работа, 2010)

    ... цель исследования – проанализировать влияние социально- психологического тренинга на развитие субъектности. Объект исследования - развитие субъектности. Предмет исследования – влияние социально-психологического тренинга на развитие субъектности ...

  6. Социально - психологический климат в коллективе (Курсовая работа, 2010)

    ... социально-психологический климат в трудовом коллективе.. 5 9 1.3. Влияние социально-психологического климата на взаимоотношения в трудовом коллективе ….. 14 ГЛАВА 2. ОПТИМИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ ...

  7. Направления реформирования системы социальной защиты населения на примере г.Москва (Дипломная работа, 2010)

    ... дипломного исследования является система социальной за-щиты населения и вопросы её реформирования. Предмет дипломного исследования составляют проблемы реализации права на социальную защиту ...

Содержание

Введение

Глава 1. Проблема семейного неблагополучия и его влияния на развитие личности подростка в трудах отечественных и зарубежных исследователей

1.1.Проблема семейного неблагополучия. Виды и типы неблагополучных семей.

1.2. Особенности подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

Глава 2. Социально- психологический тренинг как эффективный метод работы с подростками

2.1. Психологические особенности тренинговой группы

2.2. Особенности организации тренинговой группы с подростками

2.3. Отслеживание эффективности работы тренинговой группы с подростками

Глава 3. Изучение эффективности социально- психологического тренинга на примере работы с неблагополучными подростками

3.1.Описание программы социально- психологического тренинга

3.2.Анализ результатов исследования

3.3. Выводы

Заключение

Литература

Приложение

Выдержка

Актуальность исследования.

В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Под семьей понимается основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и определенными обязанностями по отношению друг к другу.

Воспитание детей в семье и забота о них это не только нравственный и моральный долг родителей, но их приоритетное право и главная обязанность. Согласно семейному законодательству РФ, «на родителей возлагается преимущественное право на воспитание детей и заботу об их здоровье». Такое право дает им возможность воспитывать своих детей, основываясь на личных убеждениях, с помощью любых средств и методов, выбранных по своему усмотрению. Эти средства и методы с точки зрения морали и закона должны быть приемлемыми и отвечать интереса ребенка.

Но, к сожалению, в современных кризисных социально- экономических условиях, когда существует бедность, безработица, растет уровень преступности, наркомании, алкоголизма, а также отсутствует действенная система защиты детей все больше семей попадают в трудную жизненную ситуацию. Оказавшись в затруднительных экономических условиях, многие семьи пересекают границу дозволенных воспитательных методов, соответствующих общечеловеческим ценностям и государственным нормативам, «застревают» в вопросах воспитания молодого поколения.

Семья, находящаяся в социально- опасном положении, при котором родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению, пренебрегают их нуждами, отрицательно влияют, — имеет статус неблагополучной семьи..

Проблемы неблагополучной семьи, как фактора риска для развития ребенка, корректируются целенаправленной работой школы или других государственных учреждений и структур. Школа осуществляет социально- психологическое сопровождение конкретного ребенка, живущего в семье, находящейся в состоянии социально- экономического кризиса (например, развод или смерть родителей).

Подростковый возраст это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения сказывается с огромной силой. Поведение подростка внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития.

В литературе о переходном возрасте подростков часто фигурирует понятие «трудный». Проблема «трудных» подростков одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной педагогической психологии и частных методиках просто отпала бы.

Подростковый возраст это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Этот возраст характеризуется наличием самых разнообразных психологических проблем и трудностей, которые чаще всего вытесняются в связи со страхом осознания..

Тревожным симптомом является рост числа неблагополучных подростков, чье поведение проявляется в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, деструктивных и аутодеструктивных действиях, отсутствии интереса к учебе, аддиктивных тенденциях и т. д. Основной причиной роста числа неблагополучных подростков исследователи (Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Е.Н. Волкова, О.М. Исаева и др.) видят в том, что с каждым годом увеличивается рост числа неблагополучных семей, в связи с чем дети и подростки живут и растут в контексте негативных социальных, психологических, экономических явлений, их окружающих. В настоящее время отмечается большое количество детей, лишенных попечения родителей, ставших в силу обстоятельств безнадзорными, детей из неблагополучных семей с низким уровнем культуры, экономической обеспеченности, с аморальной или криминальной атмосферой и пр.

Воспитание подростков из неблагополучных семей является одной из многочисленных проблем, выдвинутых изменениями, происходящими сегодня в нашем обществе. Но без целенаправленного воздействия результат стихийного формирования личности и поведения подростка непредсказуем. Важнейшей задачей, стоящей перед педагогами является решение проблемы организации эффективной работы по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков.

На сегодняшний день одной из эффективных форм работы с подростками признан социально- психологический тренинг.

Психологический тренинг как метод активного социально- психологического обучения в настоящее время представляет собой один из наиболее востребованных и динамично развивающихся видов психологической работы. Тренинги находят широкое применение при оказании психологической помощи, в преподавании психологии, при организации работы в молодежных клубах, детских оздоровительных лагерях и т.д. Их проведением активно занимаются психологи, а также многие педагоги и социальные работники. Данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, самоконтроля и самопознания, активизацией творческого потенциала. Отмеченные аспекты очень актуальны именно в подростковом возрасте.

По мнению В.В. Зарецкого, В.К.Рябцева, В.В. Ряшиной, Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно, когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тат же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее.

В настоящее время проблема организации социально- психологических тренингов с подростками относится к разряду наиболее актуальных и практически значимых. И это в полной мере отражено в работах таких исследователей как В.К. Бабайцевой, Г.И. С.И. Макшанова, Марасанова, В.В. Петрусинского, В.Г. Пузикова и многих других.

Цель: Исследование эффективности социально- психологического тренинга с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

Задачи:

1. Анализ практической и теоретической литературы по проблеме.

2. Изучить проблему семейного неблагополучия.

3. Проанализировать психолого педагогические особенности подростков, воспитывающихся в неблагополучной семье.

4. Изучить особенности организации социально- психологического тренинга с подростками.

5. Разработать практические рекомендации ведения социально- психологического тренинга с подростками.

Объект исследования: Социально- психологический тренинг как форма работы с подростками.

Предмет исследования: изучение эффективности социально- психологического тренинга на примере работы с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

Гипотеза: социально- психологический тренинг является эффективной формой работы с подростками, проявляющими отклонения в поведении, способствующий развитию и формированию положительных личностных качеств, уверенности в себе, развитие эмпатии, навыков саморегуляции и пр.

Методы исследования: Теоретические: анализ теоретической и практической литературы по проблеме; обобщение и систематизация научных исседований по проблеме организации социально- психологического тренинга с неблагополучными подростками. Эмпирические: тестирование, беседа, наблюдение.

База для исследования: исследование проводилось на базе школы_____

Участники исследования: участниками исследования являлись подростки 13-14 лет, классные руководители, психолог, социальный педагог школы, родители учащихся.

Теоретическая значимость исследования: Нами систематизированы и обобщены взгляды отечественных и зарубежных исследователей на семейное неблагополучие, раскрыты особенности подростков, воспитывающихся в данных семьях

Практическая значимость: Составлено и апробировано программное обеспечение социально- психологического тренинга личностного роста для работы с неблагополучными подростками. Материалы и результаты исследования могут быть использованы в работе специалистов, занимающихся данной проблемой.

Структура дипломной работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию- М, 1994.

2. Антонов А. Н. Системное представление семьи как объекта исследований // Семья в России. 1998. № 3 — 4. С. 52 — 68.

3. Антонов А. А. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). М.,1998. 360с.

4. Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. Вып. 1. М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 1995. 40 с.

5. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. — СПБ: Питер, 2005.

6. Андриенко В.К. Гербеев Ю.В. Невский И.А Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы, Москва, 1990

7. Бабайцева В.К. Личностно- ориентированный тренинг. — М., 1997

8. Беличева С.А. Основы превентивной психологии Москва, 1993

9. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1991. С 234 с.

10. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. М.: «Ось-89», 1999.

11. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. — 1999. — № 4. — С. 27-39

12. Горьковская И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. 1994. № 2

13. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. СПб., 2005.

14. Дементьева И. Ф. Российская семья: проблемы воспитания. М., 2000.

15. Ермакова Л.А. Группы развития личности. М., 1994. — 118 с.

16. Елизаров А. Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей // СОЦИС. 1995. № 7. С. 93 — 99.

17. Игры: обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского. — М., 1994

18. Клее М. Психология подростка. — М., 1994

19. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. — Екатеренбург, 1997

20. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. — М., 1991. — 159 с.

21. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 1999. 238 с.

22. Лойшен Ш. Психологический тренинг умений: Спб.: Питер, 2001

23. Лозовская Е.Г., Фалалеева Ю.В. Теоретические основы организации работы с семьями, оказавшимися в социально- опасном положении. — Волгоград, 2005. — 47 с.

24. Макшанов С.И. Психология тренинга М., 2002

25. Марасанов Г.И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально- психологическом тренинге. — Киров, 1995

26. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособ... — М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС, 2003, — 408 с.

27. Москаленко В.Д. Программа социальной работы с семьями больных алкоголизмом. — М .: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. — 299 с.

28. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально- психологического тренинга. — М, 1999

29. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р.; под общей ред. Битяновой М.Р. — СПб.: Питер, 2007. — 304 с.

30. Психология подростка. Практику /Под ред. А.А. Реана. — СПб., 2003

31. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина. — М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС, 1999.

32. Псысоева Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования. — М., 2004. — 243 с.

33. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга: СПб, 2005

34. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2000

35. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми. — М., 1996. — 324 с.

36. Семейная психотерапия./ Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Александрова Н.В. — СПб.: «Питер» 2000. 656 с.

37. Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации. — М., 2003. — 240 с.

38. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М.: «Генезис», 1999.

39. Социальная работа с семьей / под ред. Т.В. Шеляг. — М.: Институт социальной работы, 1995. — 312 с.

40. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности. СПб: Речь, 2001

41. Снайдер Д. Курс выживания подростков. — М.,1999 204 с.

42. Такташева Е.К. Общение и личнотсный рост: сборник учебно- методических пособий для практических психологов, педагогов, воспитателей, родителей. — Барнаул: изд-вд АКИПКРО, 1994- 62 с.

43. Формы жестокого обращения в семье //Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами. — М, 2004. — 336 с.

44. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. — 319 стр.

45. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. — М.: ВЛАДОС_ ПРЕСС, 2006. — 271 с.

46. Шабельников В.К. Социально- психологические основания анализа жизнедеятельности семьи как детерминирующей системы развития личности // Семейная психология и семейная психотерапия № 4, 2007.

47. Шипицина Л.М., Иванова Е.С. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. — СПб.: ЛОГУ, 1997. — с. 241.

48. Шнейдер Психология семейных отношений: Курс лекций. — М.: Апрель- Пресс, 2000. — 512 с.

49. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. — М.: «Академия», 1997. — 278 с.

50. Я провожу тренинг. Методические рекомендации./Под. ред. Камалдинова Д. и др. Новосибирск: «Гуманитарный проект», 2001.

5 44
RUR 3490

Книги для самоподготовки по теме "Изучение эффективности социально- психологического тренинга на примере работы с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях." - Дипломная работа

Самоменеджмент. Практическое руководство
Самоменеджмент. Практическое руководство
БХВ-Петербург , 2013

ISBN 5977506376,9785977506373

Книга посвящена профессиональному саморазвитию человека. В ней представлены техники формирования навыков...
Вопросы психологии
Вопросы психологии
2013

ISBN

Социальная психология
Социальная психология
Издательский дом "Питер" , 2012

ISBN 5498075561,9785498075563

В учебном пособии рассмотрены проблемы социальной психологии, сосредоточенные вокруг ее предмета:...
Психологический вестник Уральского государственного университета
Психологический вестник Уральского государственного университета
2013

ISBN

Научный вестник ВАГС
Научный вестник ВАГС
2013

ISBN

Иностранный язык для специалистов
Иностранный язык для специалистов
1990

ISBN

Статьи по теме для самостоятельной работы

Демократией в России будет заниматься дочь бандеровца - Аналитическое агентство "Русь Православная"

Демократией в России будет заниматься дочь бандеровца - Аналитическое агентство "Русь Православная"

Демократией в России будет заниматься дочь бандеровца Как выяснили «Известия», развитием демократии в России от имени США руководит дочь украинского националиста-бандеровца. В 2014 году финансируемый из бюджета США и распределяющий гранты по всему миру Национальный фонд поддержки демократии (National Endowment for Democracy, NED) направил на поддержку российских некоммерческих организаций $9,3... далее

Социолог Виктор Воронков: «Опросы населения — это всегда манипуляция» - Сводка Украинских и Мировых Новостей

Социолог Виктор Воронков: «Опросы населения — это всегда манипуляция» - Сводка Украинских и Мировых Новостей

Несколько независимых социологических центров в России уже включены в список «иностранных агентов». В апреле Министерство юстиции обязало Центр независимых социологических исследований (ЦНСИ) в Петербурге также зарегистрироваться в качестве «иностранного агента». Директор ЦНСИ Виктор ВОРОНКОВ — о социологии в условиях сегодняшней России. Потому что государственные учреждения не могут быть... далее

В зоне АТО милиционеров спасают психологи - Донецкие вести

В зоне АТО милиционеров спасают психологи - Донецкие вести

Как держатся, и в какой помощи нуждаются офицеры Авдеевского ГО, выясняла группа психологов главка во главе с начальником управления кадрового обеспечения ГУМВД области Натальей Зиненко. Общение с личным составом Авдеевского ГО должно было определить основные социальные и психологические проблемы сотрудников горотдела. «Мы проводили этот анализ не для отчетов, это реальная и важная работа,... далее

В Харькове станет легче найти работу? - Час Пик

В Харькове станет легче найти работу? - Час Пик

Во время открытия центра Председатель Государственной службы занятости Ярослав Кашуба отметил, что сегодня служба занятости стоит на пути значительных преобразований, меняется не только ее структурная составляющая, но и подходы к обслуживанию... «Уверен, что созданный Информационно-консультационный центр, используя современные методы коммуникации, наладит сотрудничество с правительственными,... далее







Карта : А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Наверх