Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
1. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫХ СИСТЕМ5
1.1 ВИЗУАЛЬНАЯ СИСТЕМА5
1.2 АУДИАЛЬНАЯ СИСТЕМА6
1.3 КИНЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА8
2. СУЩНОСТЬ РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫХ СИСТЕМ10
2.1 ПРЕДИКАТЫ10
2.2 КЛЮЧИ ГЛАЗНОГО ДОСТУПА19
2.3 ПОЗИЦИИ ВОСПРИЯТИЯ26
2.4 УСТАНОВЛЕНИЕ РАППОРТА: ПРИСОЕДИНЕНИЕ И ОТЗЕРКАЛИВАНИЕ29
2.5 ЯКОРЕНИЕ: УПРАВЛЕНИЕ НЕРВНЫМИ ПРОЦЕССАМИ32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ35
Выдержка из текста работы
1.Теоретические аспекты исследования особенности восприятия речи учителя, учащимися с репрезентативными системами разного типа…….5 1.1 Репрезентативные системы человека……………………….……..…………5
1.2 Особенности восприятия речи учителя учащимися с репрезентативными системами разного типа ………………………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………………20
Список использованной литературы………………………………………..22
ВВЕДЕНИЕ
Стремительный темп развития современного общества, расширение информационной сферы, опыта, который необходимо транслировать в процессе социализации, ставят перед системой образования новые задачи.
Необходимо отметить, что проблема обучаемости на сегодняшний день является открытой: в науке нет единого мнения относительно того, как ее рассматривать и как диагностировать. В зависимости от того, какого взгляда придерживается исследователь, выделяются и различные пути оптимизации процесса обучения.
В настоящее время можно наблюдать повышение интереса педагогов и психологов к применению технологий нейролингвистического программирования (НЛП) в образовании.
Использование идей НЛП позволяет реализовать индивидуальный подход к обучающимся, который в последнее время является весьма актуальным.
В последнее время значительное распространение получило понятие «репрезентативные системы личности» — т.е. системы поиска, приема и переработки информации из окружающего мира. Ведущей репрезентативной системой называют систему, в которой человек этот мир описывает. Несовпадение репрезентативных систем стало рассматриваться в практике психологической помощи как фактор формирования конфликтных отношений того или иного рода. Все чаще приходится сталкиваться с практическим использованием этого понятия в психологическом консультировании.
Однако понятие репрезентативных систем было выведено эмпирически, и российскими психологами не проводилось научных исследований, посвященных ему. Поэтому своевременным представляется и экспериментальное изучение влияния несовпадения репрезентативных систем на восприятие детьми учителя, и попытка рассмотрения проблемы репрезентативных систем с позиций отечественной психологической науки. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.
Цель исследования: изучить особенности восприятия речи учителя учащимися с репрезентативными системами разного типа.
Объект исследования: учащиеся школы.
Предмет исследования: особенности восприятия речи учителя учащимися с репрезентативными системами разного типа.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать репрезентативные системы человека;
2. Выявить роль репрезентативной системы в формировании успешности школьников;
3. Изучить особенности восприятия речи учителя учащимися с репрезентативными системами разного типа.
Теоретической основа: Кулагина, И.Ю., Мандель, Б.Р., Павленко, П.Д., Савенков, А.И., Фомина,А.Н., Эриксон, М.
Структура курсовой работы Работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка использованной литературы.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ УЧИТЕЛЯ, УЧАЩИМИСЯ
С РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫМИ СИСТЕМАМИ РАЗНОГО ТИПА
1.1. Репрезентативные системы человека
Эффективность коммуникации издавна является предметом внимания психологов, психотерапевтов и педагогов. Многие научные труды посвящены изучению механизмов и описанию приемов и способов эффективной коммуникации. В отечественной психологии эта тема получила развитие в работах В. Н. Мясищева, который выделил в процессе общения три взаимосвязанных компонента:
1) психическое отражение друг друга в процессе общения;
2) обращение их друг с другом.
3) отношение друг к другу участников общения/
iРазделение iцелостного процесса общения на iсоставные iчасти представляется очень iценным методологическим приемом, облегчающим iзадачу исследования коммуникаций. Таким образом, создается возможность iпоследовательного изучения компонентов общения, а iтакже их взаимосвязи. iПодход, предложенный В. Н. iМясищевым, iпозволил развернуть iисследования, имеющие как теоретическое, так и iпрактическое значение в области медицинской iпсихологии[8,230].
iВажная общепсихологическая задача — iвыяснение содержания, структуры и форм iпроявления при реальном взаимодействии с iлюдьми iкоммуникативного блока качеств личности, от iкоторого зависят общая успешность ее iобщения и диапазон колебаний этой iуспешности в связи с iизменениями в условиях общения.
iНемаловажной задачей является iвыяснение роли других блоков iсвойств в структуре личности, а iтакже и отдельных черт в них, которые, iсопрягаясь с блоком коммуникативных iчерт личности, меняют ее iхарактеристики как объекта и субъекта iобщения, более или менее сильно iвлияют на процесс познания ею других iлюдей, на особенности iэмоционального отклика, который они у нее iвызывают, и на ее обращение с iними»[8,234].
Изучение iрепрезентативных систем iличности представляет iсобой попытку iосмыслить одну из составляющих iпроцесса общения, определяющую iсвоеобразие коммуникаций конкретной iличности, ее вклад в iпроцесс понимания человека человеком.
iКонцепция репрезентативных систем iпришла в психологию из нейролингвистического iпрограммирования, которое в течение последних лет получило iширокое распространение среди практических психологов и iпсихотерапевтов как один из инструментов iпсихотерапевтического вмешательства. iПостоянно организуются семинары по iобучению новых и новых iпрофессионалов этой технике, но до сих iпор в отечественной iпсихологии не проводилось сколько — нибудь серьезных iисследований iположений, лежащих в ее основе. Здесь мы iпредпринимаем попытку рассмотреть iимеющиеся научные исследования и iпрактические результаты применения iконцепции репрезентативных систем.
Основываясь на iнаблюдениях за работой таких iпсихотерапевтов, как В. Сатир, М. Эриксон и Ф. iПёрлз, основатели НЛП Бэндлер и iГриндер сделали iвывод, что одна из основных их целей — это iприближение, присоединение к iпациенту через использование его iведущей репрезентативной системы. iИзучение стиля работы корифеев iпсихотерапии позволило iБэндлеру и iГриндеру предположить, что эффективность коммуникации iмежду людьми (в частности, между психотерапевтом и пациентом) iможет быть повышена путем определения iрепрезентативной системы iпациента и затем ее использования, с тем чтобы iпомочь ему изменять свое iповедение[5,96].
iЧеловек перерабатывает сигналы, iполучаемые им из окружающей iдействит……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННО ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бэндлеp, P. Гpиндеp Д. Pефpейминг: оpиентация личности с помощью pечевых стpатегий / Р. Бендлер, Воpонеж: HПО МОДЭК, 1995. — 200с.
2. Веракса, Н.Е. Социальная психология / Н.Е. Веракса: учебник, — М.: Академия, 2011. — 224с.
3. Габай, Т.В. Педагогическая психология / Т.В. Габай, учеб.пособие. — 5-е изд., стер. — М.: Академия, 2010. — 240 с.
4.Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии / М.Н. Гуслова, учеб.пособие для СПО. — М.: Академия, 2010. — 288 с.
5. Гуружапова, В.А. Педагогическая психология / В.А. Гуружапова. учебник для бакалавров, под ред.. — М. :Юрайт, 2013. — 493 с./ В.А. Гуружапова.
6. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии / Е.А. Екжанова,: науч.-метод. пособие, Е.А. Стребелева. — СПб.: Каро, 2013. — 336 с.
7. Карцева, Л. В. Психология и педагогика социальной работы с семьей / Л. В. Карцева.: учеб.пособие. — 2-е изд. — М.: Дашков, 2013. — 224 с.
8. Кравченко, А.И. Психология и педагогика / А.И. Кравченко, учебник. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 400 с.
9. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, учеб.пособие, В.Н. Колюцкий. — М.: Академический Проект: Трикста, 2011. — 420с.
10. Мандель, Б.Р. Педагогическая психология / Б.Р. Мандель, учеб.пособие. — М. : КУРС : Инфра-М, 2012. — 368 с.
11. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев, учебник для бакалавров — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2013. — 817 с.
12. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии / Н.В. Матяш, Проектное обучение; учеб.пособие — М.: Академия, 2011. — 144 с.
13. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. — 8-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2013. — 240 с.
14. Павленок, П.Д. Методология и теория социальной работы / П.Д. Павленок. — 2-e изд. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 267 с.
15. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А.П. Панфилова. — 3-е изд., испр. — М.: Академия, 2012. — 192 с.
16. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2012. — 574 с.
17. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб.: Питер, 2010. — 432 с.
18. Савенков, А.И. Педагогическая психология / А.И. Савенков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. :Юрайт, 2012. — 659 с.
19. Сластенин, В.А. Психология и педагогика / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. — 8-е изд., стер. — М.: Академия, 2010. — 480 с.
20. Селивановой, О.А. Социальная педагогика / О.А. Селивановой. — М.: Юрайт, 2012. — 405 с.
21. Фоминова, А.Н. Педагогическая психология / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. — 2-e изд., перераб. и доп. — М. : Флинта : Наука, 2011. — 320 с.
22. Хамидуллина, Г.Р. Модернизация профессионального образования в системе экономического развития региона / Г.Р. Хамидуллина, Ф. Гафиуллина. — Казань: Познание, 2009. — 128 с.
23. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2009. — 349 с.
24. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология / И.В. Шаповаленко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2012. — 567 с.
25. Эриксон М. Гипнотические реальности / М. Эриксон. М.: Класс, 2009. — 360 с.