Содержание
Введение3
1. Понятие бытия4
2. Материальное и идеальное бытие5
3. Проблемы единства мира в свете достижений современной науки19
Заключение23
Библиографический список24
Выдержка из текста работы
Бытие — это философская категория, которая отображает все то, что существует. Следовательно, категория «бытие» отражает только один признак мира — факт его существования.
Противоположностью (антитезой) категории «бытие» является категория «небытие» — то, что не существует.
Формы бытия — это разновидности принадлежащих бытию явлений, различающиеся способом своего существования. По этому основанию выделяются такие формы бытия:
- Бытие вещей, явлений и процессов:
- созданных природой («первая» природа);
- созданных человеком («вторая» природа).
- Бытие человека:
- бытие человека в мире вещей;
- специфически человеческое бытие;
- Бытие духовного (идеального):
- индивидуализированное духовное;
- объективированное духовное;
- Бытие социального:
- бытие индивида;
- бытие общества.
**********************************************************
- бытие объективной реальности, включающее, в свою очередь, бытие природы, бытие «второй природы», то есть мира содеянных человеком вещей, а в объективно-идеалистических учениях — бытие мирового духа;
- бытие субъективной реальности (духовного мира человека), содержащее бытие индивидуального сознания и бытие общественного сознания;
- бытие процессов и результатов взаимодействия объективной и субъективной реальности, то есть бытие человека и его культуры.
- Философское определение материи. Современная наука о строении материи.
Материя (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения:
1) объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, отражается его органами чувств и существует независимо от них;
2) физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу.
Философы-материалисты считают материю субстанцией, обладающей статусом первоначала (объективная реальность) по отношению к сознанию (субъективная реальность) и отображаемую нашими ощущениями, существуя независимо от них.
Для идеалистов материя является вторичной.
— Представители объективного идеализма первичным считают взгляд, идеи, мировой разум и Бога, которые существуют объективно, независимо от сознания субъекта.
— Представители субъективного идеализма первичным считают сознание, то есть идеи, взгляды, чувства субъекта.
Вещество — основной вид материи, обладающей массой. К вещественным объектам относятся элементарные частицы, атомы, молекулы и многочисленные образованные из них материальные объекты.
Свойства вещества зависят от внешних условий и интенсивности взаимодействия составляющих его атомов и молекул, что и обусловливает различные агрегатные состояния вещества: твердое, жидкое и газообразное. При сравнительно высокой температуре образуется плазменное состояние вещества.
Движение как способ существования материи. Формы и типы движения, их соотношение.
Движение — это всякий процесс изменения и перехода из одного состояния в другое.
Оно делится на материальное движение и идеальное.
Материальное движение — это все изменения, происходящие в объективном мире, а, по сути — способ существования материи. Следовательно, нет материи без движения, как и нет движения без материи. Состояние материи, лишённое движения, — это пустое понятие, как и движение, не имеющее материального носителя.
Материальное движение объективно, оно не зависит от человеческого сознания: движение как таковое, движение вообще существовало, и будет существовать вне зависимости от наличия или отсутствия сознания.
Идеальное движение — это все процессы, происходящие в субъективном мире, в сознании человека.
Формы материального движения:
- Механическая форма — это перемещение различных тел в пространстве. Примеры: падение камня, полёт птицы.
- Физическая форма – это изменение физических свойств предметов. Примеры: таяние льда, электризация тела.
- Химическая форма – это различные химические превращения, изменение химического состава веществ. Примеры: ржавление железа, образование оксидов.
- Биологическая форма – это процессы, проходящие в живых организмах. Примеры: рост и развитие организма, обмен веществ.
- Социальная форма – это различные процессы и явления в обществе. Примеры: общение людей, процесс образования какого-либо государства.
Типы движения:
- функционирование — система работает без каких-либо существенных перемен (работа любого органа человеческого организма за небольшой промежуток времени);
- изменение — обратимое, качественное превращение системы в другое (онтогенез, как воспроизводство себе подобного),
- развитие — необратимое, качественное, направленное превращение в другое на основе перехода от низшего к высшему и от простого к сложному или (и) обратно (филогенез, как поступательная эволюция вида).
- Пространственно-временная организация бытия (субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени).
Пространство – это атрибут (форма бытия) материи, которая выражает протяженность, структуру, существование и взаимодействие материальных объектов.
Время — форма бытия материи, характеризующая длительность существования всех объектов и последовательность смены состояний.
Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.
В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени:
1. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности, которые существуют независимо от материальных объектов. Пространство сводится к бесконечной пустоте, вмещающей все тела, а время — к «чистой» длительности. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона, который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов.
2. Реляционная концепция рассматривает пространство и время не как особые, не зависимые от материи сущности, а как формы существования вещей и без этих вещей сами по себе не существующие. Сторонники реляционной концепции (Аристотель, Лейбниц, Гегель) воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Реляционная концепция времени исходила из первичности движения, изменения конкретных объектов, относительно которых, в зависимости от характера изменений, формируются временные отношения. Время выступает как выражение упорядоченности, последовательности происходящих изменений.
- Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Принципы, законы и категории диалектики
Диалектика — это философское учение о развитии всех форм бытия и одновременно метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи.
Учение диалектики прошло три этапа развития: стихийная диалектика древних, диалектика немецкой классической философии, материалистическая диалектика.
Диалектика разделяется на объективную и субъективную диалектику.
— Объективная диалектика — это порядок, логика объективных процессов движения, изменения, развития, взаимодействия.
— Субъективная диалектика — это диалектика мышления как отражение этих объективных процессов в формах знания.
Выделяют два основных принципа диалектики:
• принцип всеобщей связи;
• принцип всеобщего развития.
Принцип всеобщей связи – это принцип, который гласит «в бытии (в мире) все взаимосвязано«. Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов, предметов, явлений, процессов.
Принцип всеобщего развития – гласит, что в бытии (в мире) всё движется и развивается (необязательно в лучшую сторону). Развитие рассматривается как направленные, необратимые, качественные изменения системы.
*Также в диалектике существуют следующие принципы:
— Принцип системности: связи между объектами упорядочены, мир — это единая система, управляемая общими законами.
— Принцип причинности — возникновение любого объекта закономерно обусловлено. Просто так ничего не появляется. Если что-то появилось, значит, таковы законы природы либо это просто было кому-нибудь нужно.
— Принцип историзма — чтобы понять сущность изучаемого объекта, нужно раскрыть историю его развития.
Основные (всеобщие) законы диалектики:
1) закон единства и борьбы противоположностей (показывает источник развития) — все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу.
Пример — в физике — положительные и отрицательные заряды; в механике — притяжение и отталкивание; в химии — ассоциация и диссоциация; в биологии — наследственность и изменчивость.
2) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений (показывает характер развития) -постепенное накопление количественных изменений в определенный момент приводит к скачкообразному переходу от старого качества к новому или, наоборот, качественные изменения приводят к количественным изменениям.
Пример — изменение агрегатного состояния вещества (качественное изменение) при изменении температуры (количественное изменение);
3) закон отрицания отрицания (характеризует направленность и структуру развития) — всякое новое понятие отрицает предыдущее, в то же время что-то от него берет, но постепенно само становится предметом отрицания еще более нового.
Примеры действия этого закона – смена поколений, ежедневный процесс отмирание клеток организма и образование новых.
К основным категориям диалектики относятся:
- единичное (особенное) и общее;
- явление и сущность;
- форма и содержание;
- часть и целое;
- элементы и структура;
- причина и следствие;
- необходимость и случайность;
- возможность и действительность.
- Закон единства и борьбы противоположностей. Основные типы противоречий.
Закон единства и борьбы противоположностей — все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу.
Пример — в физике — положительные и отрицательные заряды, движение и покой; в механике — притяжение и отталкивание; в химии — ассоциация и диссоциация; в биологии — наследственность и изменчивость, рождение и смерть, в математике – плюс и минус, умножение и деление и т.д.
Внутренней причинной движения и развития всего сущего является диалектическое противоречие —единство противоположных сторон.
Единые противоположности не существуют друг без друга, несмотря ни на какую борьбу между ними.В случае гибели одной из единых противоположностей, оставшаяся единая противоположность должна породить из свою другую единую противоположность.
Классификация диалектических противоречий:
1) по области действий:
- объективные
- субъективные
2) по структуре:
- Внутренние – те, которые выражают взаимодействие частей вещи (внутриличностный конфликт).
- Внешние – между отдельными предметами или вещами.
3) по степени значимости:
- основные
- неосновные
- Антагонистические – противоречия между, соц. группами и слоями, интересы которых противоположны и в корне не совместимы. Ведет к гибели одной из противоборствующих сторон (война).
- Неантагонистические — противоречие может развиваться до конфликта, но разрешается соглашением сторон (соревнование).
- Диалектика количественных и качественных изменений. Качество, количество, мера, скачок.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений (показывает характер развития) —постепенное накопление количественных изменений в определенный момент приводит к скачкообразному переходу от старого качества к новому или, наоборот, качественные изменения приводят к количественным изменениям.
Пример — изменение агрегатного состояния вещества (качественное изменение) при изменении температуры (количественное изменение).
Содержание закона раскрывается с помощью следующих категорий:
- Качество – это совокупность существенных свойств предмета, отличающих его от других предметов.
- Количество – это степень развития свойств предмета.
- Мера – это интервал количественных изменений, в пределах которых качество объекта неизменимо.
- Скачок – это разрыв непрерывности количественных изменений, дающий начало новому качеству, т.е. момент превращения одного качества в другое.
- Закон отрицания отрицания. Генетическая структура процесса развития.
Закон отрицания отрицания (характеризует направленность и структуру развития – т.е. показывает, куда идет развитие) — всякое новое понятие отрицает предыдущее, в то же время что-то от него берет, но постепенно само становится предметом отрицания еще более нового.
Примеры действия этого закона – смена поколений, ежедневный процесс отмирание клеток организма и образование новых.
Другими словами, закон отрицания отрицания гласит:
развитие — это бесконечная цепь генетических (диалектических) отрицаний старого новым при сохранении в новом всего необходимого из предшествующих стадий развития.
Отрицание — это уничтожение тех или иных свойств объекта или тенденция к этому. Развитие может быть рассмотрено как цепь бесконечных отрицаний, сменяющих друг друга.
При диалектическом отрицании объекта в нем, как правило, осуществляются четыре процесса:
- что-то уничтожается;
- что-то преобразуется;
- что-то сохраняется;
- что-то создается новое.
- Категории материалистической диалектики:
единичное (особенное) и общее, явление и сущность, форма и содержание, часть и целое, элементы и структура, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность.
1. Единичное (особенное) и общее:
Единичное — философская категория, которая обозначает всю совокупность признаков и характеристик отдельного предмета.
Общее — философская категория, которая обозначает сходство явлений и предметов. Общее является противоположностью единичному.
Философская категория «особенное» показывает, чем тот или иной предмет выделяется из всех ему подобных. Особенное играет роль связи между общим и единичным.
2. Явление и сущность:
Сущность — философская категория, обозначающая устойчивые внутренне взаимосвязанные стороны предметов или явлений, которые определяют их основные характеристики.
Явление — философская категория, обозначающая внешнее выражение сущности (т.е. через свойства и отношения, доступные чувствам).
Отношение между сущностью и явлением раскрывается как существенное отношение между внутренним и внешним.
3. Содержание и форма:
Форма — философская категория, обозначающая структуру, строение, связь и способ взаимодействия частей и элементов предмета или явления.
Содержание — философская категория, обозначающая совокупность различных основных элементов системы, которые обеспечивают, выражают и сохраняют ее качественную определенность.
Содержание всегда находится в единстве с формой. Форма зависит от содержания, но обладает относительной самостоятельностью и может влиять на содержание.
4. Часть и целое:
Часть — это философская категория, обозначающая то, на что можно разделить какой-либо объект (целое).
Целое — это философская категория, обозначающая то, что состоит из частей, но не сводится к их совокупности (целое обладает свойствами, которых нет ни в одной из частей, взятых по отдельности).
5. Элементы и структура:
Элемент – это философская категория, обозначающая компонент системы, предел его делимости.
Структура – это философская категория, обозначающая способ взаимосвязи между элементами системы.
6. Причина и следствие:
Причина — это философская категория, обозначающая явление, вызывающее или порождающее другое явление.
Следствие — это философская категория, обозначающая то, что порождено в результате действия данной причины.
Причинность универсальна: в мире нет явления, которое бы не имело бы своей причины.
7. Необходимость и случайность:
Необходимость — философская категория, выражающая то, что обязательно должно произойти в конкретных условиях.
Случайность — философская категория, выражающая то, что должно произойти c определенной вероятностью, или то, что может и не произойти.
8. Действительность и возможность:
Действительность – конкретное бытие отдельного предмета в конкретном пространстве и времени.
Возможность — философская категория, обозначающая существующие связи, предпосылки, тенденции возникновения того или иного процесса или явления, т.е. то, чего еще нет, но оно может быть.
http://www.razlib.ru/filosofija/filosofija_osnovnye_problemy_ponjatija_terminy_uchebnoe_posobie/p2.php