Содержание
1.Введение3
2.Организационная культура4
§1 Сущность и понятие организационной культуры 4
§2 Элементы организационной культуры7
§3 Организационные ценности9
§4 Доминирующая культура и субкультура9
§5 Классификация организационных культур11
§6 Способы передачи культуры 22
§7 Роль информированности, знаний и поощрений22
§8 Изменение культуры организации24
3.Методы управления 25
4.Заключение28
5.Список используемой литературы29
Выдержка из текста работы
Актуальность темы. Каждая организация стоит перед необходимостью формирования собственного облика — определения своих целей и ценностей, стратегии качества производимой продукции и оказываемых услуг, цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, поддержания высокой репутации фирмы в деловом мире. Все это, именуемое организационной культурой, является задачей, без решения которой нельзя добиться эффективной работы компании. Вопрос организационной культуры в компаниях на сегодняшний день актуален и его актуальность будет расти по мере продвижения российских компаний на мировом рынке. Культура как одна из составляющих социального управления призвана формировать модели поведения и ограничения в них, то есть нормы, образцы, ценности и т.д. Для российских организаций актуальность темы организационной культуры сегодня особенно велика, поскольку именно культура с ее новыми ценностями и установками становится эффективным «проводником» рыночных преобразований в обществе. Объект исследования — организационная культура. Предмет исследования — влияние организационной культуры на успешное функционирование организации. Целью исследования данной работы является изучение организационной культуры в организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Раскрыть сущность организационной культуры. 2. Выяснить влияние различных факторов на организационную культуру. Теоретико-методологическую основу работы составляют труды современных зарубежных и отечественных авторов в области управления персоналом, развития корпоративной культуры.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Каждая организация формирует свой собственный облик, делающий ее уникальной, узнаваемой, идентифицируемой по определенным параметрам. Раскроем понятие организационной культуры. В современной литературе, как и многие другие термины организационно-управленческих дисциплин, организационная культура не имеет единственно верного толкования. Каждый из авторов дает свое определение данному понятию. Есть узкие и широкие толкования того, что же представляет собой культура организации. Организационная культура — это шаблонный образ мыслей, ощущений и реакций, присущих организации, либо ее внутренним подразделениям. Это уникальная «духовная программа», отражающая «индивидуальность» организации. Организационная культура является основой жизненного потенциала организации. Особенности отношений между людьми, устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации, образцы положительного и отрицательного поведения и многое другое, что относится к ценностям и нормам, имеют важное значение для эффективного управления. Если можно говорить, что организация имеет «душу», то этой душой является организационная культура. Несмотря на очевидное разнообразие определений, и толкований организационной культуры, в них есть общие моменты. Так, в большинстве определений авторы ссылаются на образцы базовых предположений, которых придерживаются члены организации в своем поведении и действиях. Организационная культура может служить на пользу организации, создавая обстановку, способствующую повышению производительности труда и внедрению нового. Но она может работать и против организации, создавая барьеры, которые препятствуют выработке корпоративной стратегии. Эти барьеры выражаются в сопротивлении новому и отсутствии контактов. Так как организационная культура не имеет явно выраженного проявления, то ее изучение имеет определенную специфику. Она играет очень важную роль в жизни организации и должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства.
1.1. Источники организационной культуры
Источники организационной культуры можно условно разделить на три группы: внешняя среда, общественные ценности, внутренняя среда организации. Внешняя среда — под факторами внешней среды в данном случае понимают факторы, неконтролируемые организацией, такие как природные условия или исторические события, повлиявшие на развитие общества. Например, революция в России в 1917 г. на длительный период времени определила организационную культуру социалистических предприятий, укрепив командно-административный стиль руководства. Общественные ценности — общественные ценности и национальная культура страны также оказывают влияние на организационную культуру компаний. К данной группе факторов можно отнести преобладающие в обществе убеждения и ценности, такие как свобода личности, человеколюбие, уважение и доверие к властям, нацеленность на действие и активную жизненную позицию и т.д. Например, в разных странах разное значение придают проблеме затрат времени. Различное отношение к вопросам эффективного использования времени повлияет на организационную культуру компаний: в разных странах в разное время начинается и заканчивается рабочий день, разное время отводится на перерывы, различное количество нерабочих дней и разная продолжительность отпусков. Часто специалистам, работающим за рубежом, трудно привыкнуть к необычному для них распорядку дня. Внутренняя среда организации — третий источник организационной культуры образуют специфические внутренние факторы самой организации. Например, развитие технологической среды будет влиять на требования компании к уровню квалификации персонала, что, в свою очередь, может отразиться на ее организационной культуре. Высокотехнологичные компании будут принимать на работу квалифицированных специалистов, сформировавших систему ценностей в процессе предшествующей социализации. Такая ситуация может привести к формированию отдельных элементов чужеродных субкультур, таких как группы с различной идеологией и системой ценностей, что значительно усложнит развитие единой сильной организационной культуры. Это повлияет и на структуру власти в организации: те группы, которые непосредственно связаны с развитием технологической среды, будут обладать большей властью и, таким образом, сформируют доминирующую коалицию, ценности которой будут определять организационную культуру компании.
1.2. Многоуровневая модель организационной культуры
Организационная культура компании характеризуется большим числом элементов и обусловливается влиянием различных процессов: подбор кадров, социализация сотрудников, награждение персонала. К элементам организационной культуры относят такие параметры как: индивидуальная автономность — степень ответственности, независимости и возможности проявления инициативы в организации; структура — взаимодействие органов управления и отдельных лиц, действующих правил, прямого руководства и контроля; направление — уровень формирования целей и перспектив деятельности организации; интеграция — степень поддержки отдельных частей организации в целях обеспечения скоординированной деятельности; управленческое обеспечение — степень обеспечения четких коммуникационных связей в организации; поддержка — уровень помощи подчиненным, оказываемой руководителями; стимулирование — степень зависимости вознаграждения от результатов труда; идентифицированность — степень отождествления работников с организацией; управление конфликтами — степень разрешаемости конфликтов; управление рисками — степень поощрения инноваций и принятия на себя риска. Эти характеристики включают как структурные, так и поведенческие факторы. Свойства организационной культуры подразделяются на три основные группы: 1) всеобщность — организационная культура охватывает все стороны деятельности организации; 2) преобладание неформальнос……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебная литература
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. Учебник — М.: «Дрофа»,1999 — 206 с.
2. Зайцев Л.А., Соколова М. И. Организационное поведение. — М.: Экономистъ, 2006.
3. Кибанова А.Я. Управление персоналом / Учебное пособие- М.: Инфра — М., 2004 — 325 с.
4. Парахина В.Н. Теория организации. — 2-е изд. — М., 2006. — 296 с.
5. Пригожин А.А. Проблемы синергии организационных культур в российско-американских совместных предприятиях/ Менеджмент № 1 — М.: Школа Бизнеса МГУ, ТОО «Барма» 1998
6. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2011 — 623 с.
7. Спивак В. А. Организационная культура. Учебник/ — СПб: «Нева», 2004 — 268 с.
8. Стеклова О.Е. Организационная культура: Учебное пособие. — Ульяновск: УлГТУ, 2007. — 127 с.
9. Томилов В.В. Организационная культура и предпринимательство / Учебное пособие. — СПб: СПбУЭФ, 2004. — 268 с.
10. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство. СПб.: 2002, — с.325
Интернет-ресурсы
1.
2.
3.