Помощь студентам, абитуриентам и школьникам.

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

Оперативная помощь в написании работы

Пример: Реферат
Теория культурно-исторических типов развития общества (Н. Я. Данилевский, П.А. Сорокин, О. Шпенглер, А. Тойнби).


ВУЗ, город:

Санкт-Петербург

Предмет: Социология

Реферат по теме:

Теория культурно-исторических типов развития общества (Н. Я. Данилевский, П.А. Сорокин, О. Шпенглер, А. Тойнби).

Страниц: 18

Автор: Ольга

2008 год

Внимание!
Это только выдержка из работы

Рекомендуем посмотреть похожие работы:

  1. Теория культурно-исторических типов Н.А. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина. (Реферат, 2007)

  2. Концепция культурной типологии (Данилевский н. я., Тойнби а., Шпенглер о.) (Реферат, 2008)

    ... развития Данилевский считает разнообразие состава народов, входящих в этот тип. Период цивилизации каждого типа культуры ... весьма короток. Он ис-тощает силы народов, составляющих этнический субстрат этого культурно-исторического типа ...

  3. Почему Европа враждебнее России (Реферат, 2011)

    ... исторической судьбы России, природы и специфики ее государственности, правовой и политической культуры ... культуры. Таким образом, цель исследования – проанализировать вопрос противостояния России и Европы в контексте работы Н.Я. Данилевского ...

  4. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского (Реферат, 2010)

    ... -культурной психологией, психологической антропологией, взятых в исторической перспективе. Целью работы является анализ культурно-исторической концепции Л. С. Выготского с ...

  5. Почему Европа враждебна России (Реферат, 2011)

    ... и взаимодействия цивилизации и культур России и Европы, а в более широком смысле России и Запада, стоят ... этом в отличие от прочих славянофилов-почвенников, у Данилевского отсутствует идея славянского мессианства, могущая привести ...

  6. Исторические личности как культурологическая проблема (Курсовая работа, 2007)

    ... отдельные проблемы исследования личности: ее биологические и социальные определяющие, степени свободы личности по ... другой - личная свобода трактовалась как произвол, отрицающий естественную и историческую необходимость [23].В психологии личность ...

  7. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского (Курсовая работа, 2007)

    ... раскрытии тех горизонтов, которые завоевала для развития психологии культурно-историческая теория Выготского, исходит ныне от самой современной ... формы, специфики и движущих сил психического развития ребенка; описал эпохи, стадии и фазы детского ...

Содержание

Введение 3

1. Взгляд Н.Я. Данилевского на процесс культурно-исторического развития 4

2. О.Шпленгер и его теория культурно-исторических типов 7

3. Теория развития культурно-исторических типов А.Тойнби 9

4. Концепция культурно-исторических типов П.А. Сорокина 13

Заключение 16

Список литературы 18

Выдержка

В XIX веке появились теории локальных культурно-исторических типов, подчеркивающих существование множества различных культур, своеобразие каждой из них и вместе с тем отрицающих единство всемирно-исторического развития человечества.

Теория культурно-исторических типов — направление в философии истории, рассматривающее историю как сосуществование различных, внутренне целостных типов цивилизации. Каждая такая цивилизация развивается по собственным более или менее уникальным законам, имеет собственные источники развития; между отдельными культурно-историческими целостностями нет отношений взаимообусловленности, преемственности или устойчивых, воздействующих на их внутреннюю структуру форм культурного взаимообмена. Наиболее видные представители культурно-исторических типов — Н. Я. Данилевский, П.А. Сорокин, О. Шпенглер, А. Тойнби.

1. Взгляд Н.Я. Данилевского на процесс культурно-исторического развития

В XIX веке появились теории локальных культурно-иторических типов, подчеркивающих существование множества различных культур, своеобразие каждой из них и вместе с тем отрицающих единство всемирно-исторического развития человечества.

Одна из первых теорий культурно-исторических типов была разработана русским социологом Н.Я.

Данилевским, выделивший 13 культурных типов, каждый из которых объединяется близостью языка, осознанием общности своей судьбы и проходит ряд фаз — от бессознательного периода через государственное становление и расцвет цивилизации к упадку..

Славянский тип культуры, будучи наиболее перспективным, и призванный осуществить руководство всемирно — историческим процессом, объединяет различные виды деятельности (а в каждом культурном типе преобладают различные типы деятельности: религиозная — в еврейском, политическая — в римском и т.д. ).

Идеи Данилевского (1822—1885), высказанные им в работе «Россия и Европа», следует рассматривать в контексте натуральной методологии. Это произведение по своему жанру ближе к традициям отечественной социальной философии, нежели собственно социологии, которая в тот период еще только проходила сложный процесс научной институционализации. На его примере видно, как социальная философия постепенно превращалась в социологию.

Питирим Сорокин проанализировал теорию Данилевского в своей статье «Макросоциологическая теория цивилизации». Методологической основой теории Данилевского является органическая теория, из которой и выходят «культурно-исторические типы». Теория Данилевского — первая антиэволюционистская модель в истории социологии [1, с. 64].

Органическое объяснение природы и общества в их специфике и целостности «сквозная» концепция в истории русской социологии и философии. Она существует в различных вариантах, и, следовательно, приводила к несовпадающим выводам.

Поэтому принципы «органицизма» в истории русской общественной мысли играли роль определенных методологической установки, способа осмысления, приемов исследования. Так, например, органистическая теория была методологической основой мыслительных построений славянофилов..

Органическая теория Данилевского содержит в себе определенные элементы провиденциализма и философского идеализа, т. к. обращаясь к историческому будущему, оценивая его с точки зрения общего идеала, он вкладывал в него духовный потенциал, логически не выводимый из теории органицизма.

Биография творца нередко отражается и на формировании его идей и взглядов. Данилевский не стал исключением. Он увлекался естественными науками и позитивистской теорией, учась в университете, в 40 е годы интересовался утопическим социализмом Шарля Фурье, участвовал в деятельности революционного кружка петрашевцев, потом был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, сослан. Занимался научной работой с академиком Бэром, ездил в частные экспедиции по стране. Состоял на государственной службе. В 60-е годы увлекся славянофильством и написал социально-философскую и культурологическую работу. Этот конгломерат жизненных событий определил во многом противоположность его взглядов.

Работа Данилевского «Россия и Европа» необычайно содержательна как по фактическому материалу, так и по идейному содержанию.

Главная тема книги судьба России, условия культурно- исторического развития русского народа и славян, раскрытые через призму идей славянофильства..

Многие современники Данилевского имели прозападную ориентацию, порой доходящую до русофобии. Естественно, в этих кругах книга Данилевского была встречена в штыки. Против нее объединились все западники от крайне правого «Русского вестника», до демократического народнического «Русского богатства» Михайловского. Отрицательно отнеслись и представители социологической науки Кареев, Ковалевский. Соловьев называл его труд «литературным курьезом», не заслуживающим серьезного обсуждения. Либеральный «Вестник Европы» обвинял Данилевского в отсутствии нравственного отношения к другим народам и человечеству вообще [1, с. 66].

Работа Данилевского также затрагивает геополитическую сферу. История России рассматривается Данилевским в неразрывной связи со странами Европы. Он считает, что любые социальные преобразования будут безуспешными, более того разрушительными, если они будут осуществляться вопреки национальным интересам. Историческая ретроспектива отношений Европы и России позволила ему выявить основные тенденции политики, выявить ее геополитические закономерности.

Данилевский пришел к выводу: «Европа враждебна России». Ссылаясь на исторический опыт, он предостерегал от политической и культурной экспансии с Запада. По Данилевскому, политическое равновесие выгодно европейским государствам, которые всегда договаривались друг с другом против России. Гарантом безопасности России может быть только несогласованность и разобщенность европейских государств.

Служение своему народу и защита его национальных интересов всегда признавалось нормой, если решение собственных национальных проблем согласуется с уважением прав представителей других национальностей..

Данилевский был приверженцем органистической теории с ее ориентацией на натуралистические методы исследования. Он начал развивать идею о подчинении исторического бытия тем же законам, каким подчиняется природа. Он рассчитывал заменить «искусственные системы», господствующие в исторической науке на естественные, обращая внимание на разнообразие исторической жизни. Естественная модель позволяет объяснить исторический процесс максимально объективно (совокупность разнообразия индивидуальных форм жизни народов и т. д.). Данилевский исходил из теории множественности и разнокачественности человеческих культур.

Вопросы разнообразия человеческого бытия, которых касался Данилевский, в XIX веке оказались на периферии социально-философской науки.

По мнению Данилевского, в истории не было ни одного единовременного общечеловеческого события, поэтому деление на древнюю, среднюю и новую историю слишком условно.

Данилевский выделил следующие культурно-исторические типы (самобытные цивилизации) [2, с. 40]:

1) Египетский

2) Китайский

3) Ассирийско-вавилонский, финикийский, древнесемитский

4) Индийский

5) Иранский

6) Еврейский

7) Греческий

8) Римский

9) Аравийский

10) Германо-романский, европейский

К ним можно добавить два американских (мексиканский и перуанский), погибших насильственной смертью. Среди этих типов Данилевский различал уединенные и преемственные. Он считал, что ни один из этих типов не может прогрессировать бесконечно.

По теории Данилевского, на долю народа выпадает 3 роли:

1) Положительная деятельность культурно-истоического типа

2) Разрушительная деятельность, придающих смерти одряхлевшие цивилизации

3) Служение чужим целям в качестве «этнографического материала»

Данилевский выделил общие черты, принадлежащие культурно-историческим типам законы культурно-исторического движения:

1) Всякое племя или семейство народов, характеризующееся отдельным языком, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и уже вышло из младенчества.

2) Дабы цивилизация могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, принадлежащие к тому или иному культурно-историческому типу, пользовались политической независимостью.

3) Начала цивилизаций одного типа не передается народам другого типа, каждый тип вырабатывает их для себя.

4) Цивилизация достигает расцвета только при разнообразии этнографических элементов.

5) Период роста может быть сколь угодно продолжителен, тогда как период расцвета относительно короток и, по аналогии с растениями, «истощает раз и навсегда их жизненную силу».

Список использованной литературы

1. Андрющенко В.П. Социология: наука об обществе. Харьков, 1996.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

3. Елсуков А.Н., Бабосов Е.М, А.Н. Данилов и др. / Под. ред. А.Н. Елсукова. Социология. — Мн.: НТООО, «ТетраСистемс», 1998.

4. Кравченко А.И., Основы социологии. Екатеринбург, Деловая книга; М., Логос, 1998

5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. — Москва: 1996

6. Социология. Основы общей теории // под ред. Осипова Г.В., Москвичевой Л.Н. М., Аспект пресс, 1998

7. Социология: учеб. для вузов / Под.ред. Лавриненко. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 349 с.

8. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию. — Мн.: АПО, 2003. 814 c.

4 80
RUR 499

Книги для самоподготовки по теме "Теория культурно-исторических типов развития общества (Н. Я. Данилевский, П.А. Сорокин, О. Шпенглер, А. Тойнби)." - Реферат

Культурология
Культурология
Издательский дом "Питер" , 2012

ISBN 542370202X,9785423702021

Учебник представляет собой изложение ключевых тем курса по культурологии для студентов высших учебных...
Философия: Учебное пособие. 4-е изд.
Философия: Учебное пособие. 4-е изд.
Издательский дом "Питер" , 2013

ISBN 594723694X,9785947236941

Философия. Краткий курс. 2-е изд., доп.
Философия. Краткий курс. 2-е изд., доп.
Издательский дом "Питер"

ISBN 5498076207,9785498076201

Философские проблемы общественного развития
Философские проблемы общественного развития
1971

ISBN

Философия истории Н.Я. Данилевского
Философия истории Н.Я. Данилевского
Российская Академия Наук Ин-Т Философии , 1997

ISBN

Самобытные идеи Н.Я. Данилевского
Самобытные идеи Н.Я. Данилевского
1996

ISBN

Статьи по теме для самостоятельной работы

Абдур-Рахман, арабский вождь в сердце Европы - Радиостанция ЭХО МОСКВЫ

Абдур-Рахман, арабский вождь в сердце Европы - Радиостанция ЭХО МОСКВЫ

Первые четыре победителя получат книгу Александра Махова «Микеланджело». Дальше еще три победителя получат книгу Николая Великанова «Маршал Мерецков». И еще три победителя получат книгу Сергея Михеенкова «Маршал Конев» из серии «ЖЗЛ». Микеланджело, Мерецков, Конев. До сих пор на Пиренейском полуострове сохранено название одного из – географическое, конечно – одного из арабских завоевателей... далее

Илон Маск утверждает: если человечество заинтересовано в своем выживании, то оно должно отправить на Марс миллион землян - inoСМИ.Ru

Илон Маск утверждает: если человечество заинтересовано в своем выживании, то оно должно отправить на Марс миллион землян - inoСМИ.Ru

— выдал мне вдруг Илон Маск с улыбкой. » Мы сидели в его маленьком кабинете, в углу просторного офиса, расположенного в штаб-квартире компании SpaceX в Лос-Анджелесе. Был солнечный день, четверг, один из тех дней, когда Маска можно застать в SpaceX. Но Илон лукавил, иронизировал, — ведь именно он больше всех озабочен судьбой Земли. Помимо SpaceX, ему принадлежит компания, выпускающая... далее

Запад понял, что уничтожить Россию можно только изнутри - KM.RU

Запад понял, что уничтожить Россию можно только изнутри - KM.RU

В гостях у KM.KM. Участие Ларисы в проекте для нас особенно ценно, так как она была среди деятелей культуры, подвергшихся направленным на переформатирование сознания под видом обучения «атакам» западных фондов еще в 90е годы прошлого века. Участнице семинаров фонда Сороса, изучившей «на себе» технологии и методы стирания культурной матрицы, Ларисе не только удалось сохранить идентичность и... далее







Карта : А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Наверх