Помощь студентам, абитуриентам и школьникам.

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

Не успеваешь написать работу? Поможем!

Пример: Реферат
Человек как субъект политики


ВУЗ, город:

РГТЭУ Город: Москва

Предмет: Политология

Реферат по теме:

Человек как субъект политики

Страниц: 30

Автор: Юлия

2008 год

3 98
RUR 499
Внимание!
Это только выдержка из работы

Рекомендуем посмотреть похожие работы:

  1. Человек как субъект права (Курсовая работа, 2011)

    ... субъект права - это лицо, которое способно быть участником правоотношений, т.е. их потенциальный участник. Субъект ... в виду, что субъектом прав является человек, физическое лицо. Положение, что люди являются субъектами прав, само собой очевидно ...

  2. Человек как субъект и объект социальной работы (Курсовая работа, 2009)

    ... социально-экономической и политической ситуации в стране, проблемы социальной и личной безопасности в обществе ... взаимоотношений. Объектом социальной работы является человек. Субъектом социальной работы выступает тоже человек. Поэтому доминирующими ...

  3. ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА. (Реферат, 2002)

    ... всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом, контроля ... уклад личности и целых народов, можем констатировать, что они действуют на изменяющиеся стороны характера ...

  4. Личность как субъект объект общественных отношений (Дипломная работа, 2008)

    ... организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества . В социологию термин "институт" пришел ...

  5. Должностное лицо как субъект преступлений против государственной власти (Дипломная работа, 2011)

    ... криминологическую характеристику лиц, совершающих должностных преступления. 4. Изучить квалификацию преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного ...

  6. Граждане как субъекты права. Порядок заключения трудового договора и его формы. (Контрольная работа, 2009)

    ... возможности всех граждан иметь гражданские права и исполнять гражданские обязанности. Юридическое понятие правоспособности означает способность иметь гражданские права и обязанности, она ...

  7. Человек как биологический и социальный феномен (Реферат, 2007)

    ... человеку объективного духа, а это уже ведет к философски-религиозному варианту антропологии ... социальной сущности как совокупности всех общественных отношений. Человеческая личность ... мировоззрении К. Маркса. Формула Маркса о человеке как совокупности, ...

Содержание

Введение 2

I. Человек как субъект политики 3

1.1 Политическая культура личности 3

1.2.Политическая социализация личности 11

II. Участие человека в политическом процессе 15

2.1 Виды политического поведения человека 15

2.2 Психологические особенности политической активности человека 22

2.3. Политические взгляды человека 26

Заключение 29

Список литературы 30

Введение

Актуальность темы исследования. «Политика — это концентрированное выражение экономики», — гласит современная аксиома. Это значит, что экономические условия, в которых живет общество, серьезно влияют на политику государства. В богатых государствах, где экономика стабильна, развивается демократия, состоятельные люди платят налоги, благодаря которым государство может содержать всех тех, кто не может добыть средства существования самостоятельно. В бедных государствах все происходит иначе: группировки крайнего толка (неважно, левые или правые) делят между собой власть над нищим народом. Для наглядности можно сравнить Швецию и, к примеру, Никарагуа или Сальвадор.

Но не все в политике так просто. Часто богатые и мощные в военно-экономическом отношении государства начинают диктовать свою волю другим народам. Тогда начинаются так называемые «локальные конфликты», которые по сути являются самыми настоящими войнами, с убитыми, ранеными, пленными. И мировое сообщество вынуждено закрывать глаза на произвол «империй третьего тысячелетия»...

Предмет работы. Человеческий фактор в политике

Объект работы. Человек как субъект политики

Цель работы. Раскрыть место человека в системе политических отношений.

Для достижения данной цели следует исследовать такие вопросы:

— Рассмотреть понятие политической культуры человека;

— рассмотреть понятие политической социализации;

— рассмотреть понятие политического участия, а также некоторые другие вопросы.

I. Человек как субъект политики

1.1 Политическая культура личности

Политическая культура выступает структурным элементом политической системы Она раскрывает взаимоотношения субъектов политики, степень их сознательности, активности и готовности к тем или иным политическим действиям. В политологической теории существуют разнообразные определения политической культуры, что объясняется широким спектром мнений относительно того, что представляет собой культура вообще. Одни авторы понимают политическую культуру как субъективную сферу, лежащую в основе политической деятельности.

Ее сводят к ориентациям, системе ценностей, символам, верованиям и установкам индивидов на политическое действие. Другие трактуют ее как способ духовно-практической деятельности, например как реализацию политических знаний, ценностных ориентаций и моделей поведения. В этом случае культура понимается как политическое сознание и политическое поведение. Соответственно в структуре политической культуры выделяются компоненты познавательного, эмоционального, оценочного и поведенческого характера..

Более широкие трактовки включают в культуру политические институты. Считается, что если на индивидуальном и групповом уровнях культура выступает как единство политического сознания и поведения, то на уровне социетальном она должна быть дополнена культурой функционирования институтов, составляющих политическую систему общества.

Исходя из сказанного, политическую культуру можно определить как совокупность исторически сложившихся, относительно устоявшихся и типичных для какой-либо общности или индивидов ориентаций и моделей поведения в отношении политической системы, а также типичных моделей функционирования институтов, составляющих эту систему.

Политическая культура — явление неоднородное. Она функционирует на общем (политическая культура общества), групповом и индивидуальном уровнях.

Политическую культуру общества следует рассматривать как органическую часть более широкой общенациональной культуры. Ее специфика детерминирована особенностями исторического опыта и национального характера народа, комплексом социально-политических и экономических факторов, особенностями геополитического положения страны, природными факторами.

В качестве ее составных элементов выступают формировавшиеся в течение многих поколений политические традиции, идеи, концепции, действующие нормы политической практики..

Политическая культура характеризует конкретное общество (английское, немецкое, российское), поэтому, учитывая специфику национального характера, ментальность народа, можно говорить о самобытности политических культур разных стран. Так, основные черты политической культуры США включают в себя индивидуализм; расчет на собственные силы; представление о демократии как равенстве возможностей; понимание свободы как отсутствие внешнего принуждения, в том числе и от правительства; защиту идей свободы. Исследователи отмечают такой факт: американцы никогда не защищают землю — они борются за свободу. Идеи защиты свободы и избранности американского народа прослеживаются и во внешнеполитической доктрине США. Наоборот, в политической культуре России доминируют идея защиты земли и ее территориальной целостности, идеалы справедливости в обустройстве мира, поиск «правды». Как отмечал Н. Бердяев, русский человек «ищет правды, которую мыслит то религиозно, то морально, то социально, ищет спасения».

Исследователи российской и американской политических культур среди основных детерминант, определивших их специфику, выделяют особенности географической среды. Объясняя приверженность американцев к идее равенства возможностей, а также установку на личный успех, исследователи обращают внимание на пространственный фактор и историю колонизации этих земель3. Прибывавшие сюда переселенцы обнаружили большое количество свободных земель, освоение которых создавало возможности для приобретения богатства.

К тому же, в Новом свете не имели значения аристократические звания, наследственные привилегии, столь важные для Старого света. Положение индивида зависело от его личных усилий, от умения выйти победителем в состязании с другими..

Н. Бердяев видел в огромном территориальном пространстве России одну из причин антиномичности (сочетания противоречивых качеств) менталитета россиян. Философ отмечал, что, с одной стороны, проявлением русского духа стал анархизм, когда сам «народ как будто хочет не столько свободного государства, сколько свободы от государства», а с другой стороны, этот же народ создал «самую бюрократическую страну в мире», где все превращается в орудие политики

Суровость природных условий жизни предопределила тягу народа к солидарности, к общему коллективному труду, что выразилось в длительном существовании в России общинной формы организации жизни. В крестьянской общине лежат истоки доминирования коллективного сознания над индивидуальным. Ряд исследователей видят в специфике социоприродного бытия России объяснение и более высокой степени централизации государственной власти, нежели в других странах. Государство должно было обеспечить защиту от внешней угрозы, постоянное приращение эффективных для хозяйственной жизни территорий, а также централизованное распределение ограниченных средств к существованию ради выживания России как целого5. Это предопределило такую особенность политической культуры, как этатизм, дополненный патернализмом. Патернализм в русской культуре проявляется в создании образа главы государства (монарха, вождя, президента) как отца, хотя и строгого, но справедливого («царь-батюшка», «заступник»)..

В XIX в. русский историк С. Соловьев, отмечая эту особенность культуры, писал, что в Европе нет другого народа, кроме русского, который бы одновременно и любил и боялся царя. Эти традиционные элементы политической культуры стали питательной почвой тоталитарного режима в СССР. В лице Сталина персонифицировалась многовековая мечта народа о «народном» царе.

Политическая культура постсоветской России определяется противоречивым сочетанием элементов прошлого с элементами демократической культуры, национальных культурных ценностей с заимствованными ценностями Запада, которые подчас воспринимаются в поверхностной, искаженной форме.

Политическая культура индивида формируется как под воздействием общенациональной культуры, так и в результате приобретенного личного опыта и знаний о политическом мире, т.е. в процессе социализации (рис.).

Групповой уровень культуры представлен разнообразными субкультурами, т.е. автономными моделями в рамках доминантной общей политической культуры. Носителями субкультур могут быть различные этнические, религиозные, демографические и региональные общности. В основе субкультур могут лежать и социально-экономические факторы. Например, в современной России можно отметить наличие нескольких региональных политических субкультур, которые проявляются в различных типах электорального поведения. Левая электоральная культура доминирует в южных и сельских регионах страны. Население северных, прежде всего нефтегазовых регионов, наоборот, чаще голосует за реформаторов, выражающих рыночные идеи. Такое политическое поведение имеет ряд

причин: экономическую (северные регионы, богатые стратегическими ресурсами, с более высоким уровнем жизни, в большей степени выиграли от реформ, чем южные), социокультурную (доминирование на севере городского населения над сельским, которое склонно проявлять традиционализм и антирыночность). Наконец, иерархичность структурирования общества, различия социально-экономических статусов групп являются причиной существования различий в субкультурах элит и остального населения.

Политическая культура — явление динамичное, она изменяется вместе с развитием общества, хотя изменения культурных ценностей, традиций происходят значительно медленнее, чем изменения технологических, экономических и социальных сторон жизни. Это обусловлено специфическим сочетанием в культуре консервативных и динамических компонентов, нового и старого. Консервативный компонент представляют традиции, в которых концентрируется прошлый политический опыт. Традиции обеспечивают преемственность в функционировании политических систем. Реформа общества — это реализация новых идей, т.е. инновация. Ее механизм включает в себя как разрушение старого и привычного, так и утверждение нового. Эти процессы могут принять форму конфликта между устоявшимися системами верований, традиций и новой системой ценностей и норм. Поэтому главной проблемой любой реформаторской деятельности является нахождение оптимального соотношения традиций и инноваций. Представляя собой силу инерционную, традиция способна парализовать любую реформу, превратить ее в противоположность — контрреформу.

Таким образом, учет культурного фактора является важнейшим при анализе преобразовательных процессов, происходящих в обществе.\.

Значение политической культуры в политической системе общества определяется ее функциями (см. схему), прежде всего ее способностью выступать фактором, интегрирующим общество. Общепринятые политико-культурные ценности, стандарты поведения и традиции объединяют людей в рамках единой политической системы, отличают одно общество от другого. На базе политической культуры формируется осознание индивидами гражданской идентичности — осознание себя гражданами единого государства.

Важнейшую роль в консолидации общества и формировании чувства патриотизма призваны сыграть символические компоненты политической культуры.

Политологи выделяют несколько базовых моделей политической культуры. Различают фрагментарную и интегрированную политическую культуру. Для первой характерно наличие разнородных политических ориентаций и деятельности, отсутствие процедур улаживания конфликтов, а также доверия между отдельными слоями общества (примером подобного типа является современная Россия), для второй — низкий уровень политического насилия, лояльность к режиму, отсутствие противоположных субкультур. Чрезмерная фрагментация политической культуры является причиной общественной нестабильности.

Американские политологи Г. Алмонд и С. Верба выделили три базовых типа политической культуры:

o патриархальная, или приходская, культура характеризуется полным отсутствием у населения интереса к политике, слепым подчинением власти, слиянием политических ориентаций с религиозными и социальными;

o подданическая культура предполагает слабое индивидуальное участие в политической жизни, признание особого авторитета власти, почтительное или отрицательное отношение к ней;

Выдержка

2.1 Виды политического поведения человека

Личностный фактор политического процесса является одним из наиболее сложных для научного анализа и, одновременно, значимых для развития политической системы. Интерес к проблеме личности в политике многократно усиливается в переломные периоды истории общества, когда его институциональная структура претерпевает ломку, а многие факты и тенденции общественной жизни не могут быть объяснены сложившимися ранее структурными и интитуциональными взаимозависимостями. Но само по себе влияние личностного фактора на политический процесс не носит экстремального характера. Это предельно вариативный, изменчивый, сложный по природе и внутренней структуре, но неизменно присутствующий компонент политического процесса. Реальное действие многих устойчивых и формализованных политических институтов, таких как избирательная система, система разделения властей, партийная модель, напрямую зависит от субъективных аспектов человеческого политического поведения.

Понятие политического поведения помогает более точно установить структуру политической системы, механизм ее действия, доминирующие способы достижения общественных и групповых целей в политической жизни. Политическое поведение человека может приобретать разнообразные формы и определяется исключительно многими факторами. Оно может быть активистским и пассивным, носить характер лидерства или являться массовым, сводиться к политическому участию или политической деятельности..

Важнейшим критерием политического поведения человека является степень его активности. Внешне политическая активность индивида или группы определяется сугубо психологическими особенностями — реактивными порогами, волевыми установками, эмоциональностью, импульсивностью, темпераментом. Но в то же время политическая активность характеризует устойчивые линии взаимодействия человека с политическими институтами, основными компонентами политической системы. Модели этих взаимодействий сами по себе превращаются в важные структурные характеристики политического процесса.

Активистское поведение можно охарактеризовать как состояние перманентной приобщенности человека к политике, выражающееся в стремлении решать те или иные жизненно важные для него и его группы проблемы через воздействие на систему политической власти. Пассивное поведение, напротив, связано с отчуждением индивида от политической жизни, сосредоточением усилий на реализации частных интересов в рамках гражданского общества.

Преобладание в обществе той или иной формы политической активности может быть связано с самыми различными особенностями общественного развития. Безусловное, массовое преобладание активистского типа характерно для общественных систем переходного типа, с высокой внутренней конфликтностью, находящихся в состоянии коренной ломки властных институтов, социальной структуры, ценностных установок и поведенческих стереотипов. С другой стороны, активистское поведение может быть связано и с высокой степенью гражданской идентичности, прочностью общепринятых идеологических установок и социальных норм.

Политическая активность носит в таком случае конструктивный характер, а ее мотивация отражает высокий уровень гражданской ответственности. Пассивное поведение может быть вызвано как объективной невозможностью влиять на политические решения, так и неспособностью, добровольным нежеланием принимать в них участие. В основе его может лежать гражданский конформизм, пассивное принятие существующего общественного порядка, так и полное несогласие с ним, выраженное в самоизоляции..

Особая форма политической активности складывается в тоталитарном обществе, когда наступает полное слияние человека и политической структуры, подчинение личной жизни ее потребностям и ритму изменения, растворение индивидуальной жизни в жизни политической. Пассивное в своей основе положение индивида может быть интегрировано в этом случае с формально активистскими формами поведения, предписанными и стимулируемыми государственной системой.

Специфическим типом политического поведения является лидерство . Политический лидер — это человек, оказывающий приоритетное влияние на развитие политического процесса, способный мобилизовать общество, стать инициатором политических новаций, организатором политических объединений, движений. Лидерство, как социально-психологическое явление, может присутствовать в самых различных областях общественной жизни. В политике лидерство обладает определенной спецификой:

политическое лидерство носит многофункциональный, многоролевой характер, лидер ориентирован на согласование различных социальных интересов, вынужден учитывать влияние политических решений на все стороны общественной жизни;.

политическое лидерство носит целенаправленный, целесообразный характер, оно ориентировано на более или менее последовательную реализую определенных программ, идеологических установок; стохастичность (вероятностность, случайность) поведения политического лидера минимальна;

политическое лидерство в той или иной степени институционализировано, т.е. деятельность лидера ограничена в той или иной степени существующими социальными отношениями, нормами, процедурами принятия решений;

между общенациональным политическим лидером и обществом, как правило, не существует прямого взаимодействия, оно опосредовано партиями, группами интересов, средствами массовой информации;

политическое лидерство является одновременно персонифицированным и корпоративным: политический лидер единолично олицетворяет существующий режим, саму государственную власть или характерные особенности возглавляемого им политического движения, но его лидерство корпоративно по сути — за решениями, которые принимаются высшими руководителями, всегда скрывается невидимая для общества работа многочисленных экспертов, ближайшего окружения лидера.

К лидерству, как типу политического поведения, близки и некоторые другие участники политического процесса. Это т.н. " активисты " — посредники между лидерами и их последователями. Активисты организуют участников движения, обеспечивают информированность лидеров, выполняют роль «политического штаба» лидера, оказывают существенное влияние на политическую тактику, методы текущей работы с массами.

Специфический тип лидерского поведения присущ лицам, оказывающим сугубо интеллектуальное влияние на политический процесс. Это " лидеры мнения ", которые не имеют и не стремятся к прямому участию в принятии политических решений, но влияют на поведение участников политического процесса своей интеллектуальной деятельностью (прежде всего в СМИ, образовании, науке), создают «поля» эмоционального и интеллектуального напряжения вокруг тех или иных проблем, делают их объектом всеобщего внимания, консультируют политиков..

Политическое лидерство во всех его разнообразных проявлениях выполняет ряд важнейших функций:

Аналитическая функция — всесторонний анализ причин сложившегося в обществе положения, изучение факторов общественного развития, моделирование его перспектив.

Программная функция — определение и формулирование интересов определенных социальных групп и всего гражданского сообщества, целей социальной и политической деятельности, выявление способов и методов реализации интересов и достижения целей.

Список использованной литературы

1. Грязнова А.Г. Политология «Инфа М» 2008

2. Горелов А.А. Политология «Дашков и Ко» 2008

3. К. П. Боришполец Методы политических исследований "«Дашков и Ко» 2008

4. И. А Василенко Политология «Гардарики» 2008

5. Мельвиль А. Ю. Введение в политологию М. «Гардемус» 2008

5 4
RUR 499

Книги для самоподготовки по теме "Человек как субъект политики" - Реферат

Политология: ответы на экзаменационные билеты
Политология: ответы на экзаменационные билеты
Издательский дом "Питер" , 2012

ISBN 5388006913,9785388006912

Политология: Учебное пособие. 2-е изд.
Политология: Учебное пособие. 2-е изд.

ISBN 5947238586,9785947238587

Политология
Политология
2013

ISBN 527601552X,9785276015521

Политология
Политология

ISBN 5392019978,9785392019977

Этнополитология : учебное пособие для студетов высших учебных заведений] : этнополитические конфликты: причины и пути их разрешения : [этнос и государство, этнополитика государственного устройства в России
Этнополитология : учебное пособие для студетов высших учебных заведений] : этнополитические конфликты: причины и пути их разрешения : [этнос и государство, этнополитика государственного устройства в России
2013

ISBN 5947235757,9785947235753

Политология
Политология
1993

ISBN

Статьи по теме для самостоятельной работы

Генпрокуратура: СИЗО в ряде регионов переполнены, а для домашнего ареста нет «браслетов» - Взгляд

Генпрокуратура: СИЗО в ряде регионов переполнены, а для домашнего ареста нет «браслетов» - Взгляд

Генпрокуратура России обеспокоена переполнение следственных изоляторов в ряде регионов России, что противоречит законодательству, отметил генпрокурор Юрий Чайка в докладе за 2014 год. По его словам, «требования закона об обеспечении подозреваемых и обвиняемых санитарной площадью в расчете четыре квадратных метра на одного человека в 59 следственных изоляторах 24 субъектов России не... далее

Навальный обжалует в ЕСПЧ отмену регистрации "Партии прогресса" - Московский комсомолец

Навальный обжалует в ЕСПЧ отмену регистрации "Партии прогресса" - Московский комсомолец

28 апреля пресс-служба Минюста России сообщила, что документ о государственной регистрации политической партии "Партия прогресса" Алексея Навального признан утратившим силу. По закону политическая партия должна осуществить государственную регистрацию региональных отделений не менее чем в половине субъектов РФ не позднее чем через шесть месяцев со дня государственной регистрации самой... далее

Глава Дагестана поддержал Кадырова в конфликте с МВД - Slon.ru - Редакция деловых новостей

Глава Дагестана поддержал Кадырова в конфликте с МВД - Slon.ru - Редакция деловых новостей

Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов выразил поддержку главе Чечни Рамзану Кадырову в его конфликте с МВД, вызванном спецоперацией ставропольских полицейских в Чечне. Об этом сообщает «Кавказская политика». «Почему откуда-то должны без конца заезжать какие-то группы. А так откуда я знаю – это наши или не наши. Вот недавно, в Ауховский район где чеченцы живут, какая-то группа заехала, арестовала... далее

Губернаторов предлагают «привязать» к регионам - Известия

Губернаторов предлагают «привязать» к регионам - Известия

Требования к губернаторам субъектов РФ предлагают ужесточить: кандидатами на этот пост смогут стать только те россияне, которые прожили на территории субъекта не менее 5 лет или проработали в организациях данного региона в течение того же срока. «Настоящий законопроект не предполагает ломать установившуюся 3 года назад систему, а предлагает дополнить Федеральный закон условием необходимости... далее







Карта : А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Наверх